Приказ об учениях мчс

Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»

Зарегистрировано в Минюсте России 22 июля 2013 г. N 29115

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 24 апреля 2013 г. N 284

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕНИЙ И ТРЕНИРОВОК

ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» приказываю:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814; N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51 (ч. III), ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643, N 19, ст. 2329, N 47, ст. 6455.

Утвердить прилагаемую Инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

к приказу МЧС России

от 24.04.2013 N 284

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕНИЙ И ТРЕНИРОВОК

ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

1. Настоящая Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — Инструкция) разработана в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» , от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» , от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» , от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» , постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» , от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» , от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» , от 26 ноября 2007 г. N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» и определяет порядок подготовки и проведения в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях комплексных, командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — учения и тренировки).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30 (ч. I), ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49 (ч. I), ст. 7023; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7608.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1 (ч. I), ст. 15, N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2012, N 41, ст. 5525.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482, N 35, ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4192, N 52 (ч. I), ст. 6992.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2006, N 34, ст. 3689; 2008, N 43, ст. 4948.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3585; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 25, ст. 3064; 2010, N 38, ст. 4825.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981, N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145, N 17, ст. 2009, N 37, ст. 5002, N 44, ст. 6026, N 46, ст. 6339, N 48, ст. 6687.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165; 2013, N 9, ст. 963.

2. Подготовка органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на комплексных учениях (далее — КУ).

3. КУ продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях — 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов.

4. КУ планируются и проводятся в целях:

достижения высокой слаженности в работе руководителей организаций, органов управления, формирований и служб при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, восстановления систем жизнеобеспечения и ведения гражданской обороны;

совершенствования приемов и способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивого функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

проверки качества выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспортов безопасности территорий муниципальных образований, деклараций безопасности и паспортов безопасности опасных объектов, оценки состояния гражданской обороны, муниципальных и объектовых звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их фактической готовности к решению задач по предназначению, надежности систем управления, связи и оповещения.

5. КУ могут быть совмещены с учениями вышестоящих организаций.

6. Подготовка органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на командно-штабных учениях (далее — КШУ) или тактико-специальных учениях (далее — ТСУ).

7. КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления — 1 раз в 3 года, в организациях — 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

8. КШУ организовываются и проводятся для отработки вопросов организации и управления при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9. КШУ планируются и проводятся в целях:

совершенствования практических навыков руководителей и должностных лиц организаций по применению сил и средств, управления ими при решении задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

достижения согласованности в работе органов управления и сил при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

10. ТСУ продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности — 1 раз в год.

11. Основными целями проведения ТСУ являются:

совершенствование практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

проверка готовности формирований и служб к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также последствий применения противником современных средств поражения.

12. Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении штабных тренировок (далее — ШТ).

13. Основной целью ШТ является выработка у руководителей организаций и органов управления практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в военное время, а также достижения слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом.

14. ШТ могут быть совместные и раздельные.

Совместные ШТ проводятся с привлечением органов управления и всех структурных подразделений организации с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.

Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления или отдельными структурными подразделениями организации.

15. Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций, за исключением организаций, указанных в пункте 3 настоящей Инструкции, по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении объектовых тренировок (далее — ОТ) продолжительностью до 8 часов.

16. На ОТ отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).

17. ОТ могут проводиться под руководством руководителя организации (объекта) или в составе групп объектов и организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.

18. Практическое обучение органов управления и сил, пожарных команд, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее — СУТ).

19. СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов.

20. Целями СУТ являются:

проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;

проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;

Другие публикации:  Заявление о замене юридического адреса

обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;

повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

21. В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов.

22. При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков, решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

23. Проведение учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляется в комплексе с мероприятиями по мобилизационной подготовке на текущий год.

24. Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

25. Учения и тренировки могут быть плановые, проверочные, показные, опытные и исследовательские.

26. Плановые учения и тренировки проводятся по завершении цикла обучения руководителей организаций, органов управления и сил по специальной подготовке с целью их слаживания, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

27. Проверочные учения и тренировки проводятся по указанию вышестоящего органа управления в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления и сил.

28. Показные учения и тренировки проводятся в целях выработки единых требований к организации применения сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

29. Опытные и исследовательские учения служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также использования штатного имущества и техники.

30. Порядок проведения опытных и исследовательских учений и состав участников определяется руководителем организации, по распоряжению которого они проводятся.

31. При работе со служебными документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать режим секретности, установленный законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

32. Контроль за проведением учений и тренировок осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах предоставленных им полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

ПРОЕКТ ПРИКАЗА МЧС России «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»

Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений

и тренировок по гражданской обороне, защите населения

от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности

и безопасности людей на водных объектах

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2882; 2005, № 43, ст. 4376; 2008, № 17, ст. 1814; № 43, ст. 4921; № 47, ст. 5431; 2009, № 22, ст. 2697; № 51, ст. 6285; 2010, № 19, ст. 2301; № 20, ст. 2435; № 51(ч. 3), ст. 6903; 2011, № 1, ст. 193, 194; № 2, ст. 267; № 40, ст. 5532; 2012, № 2, ст. 243; № 6, ст. 643; № 19, ст. 2329; № 47, ст. 6455) п р и к а з ы в а ю:

Утвердить прилагаемую Инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Министр В.А. Пучков

к приказу МЧС России

от _________ № ______

Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

1. Настоящая Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — Инструкция) разработана в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[1], от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»[2], от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»[3], от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»[4], постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»[5], от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[6], от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»[7], от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»[8] и определяет порядок подготовки и проведения в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях комплексных, командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — учения и тренировки), задачи м формы обучения должностных лиц, специалистов и населения.

2. При работе со служебными документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать режим секретности, установленный соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Подготовка органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется на комплексном учении (далее – КУ).

5. Подготовка органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на командно-штабных учениях (далее – КШУ) или тактико-специальных учениях (далее – ТСУ).

6. Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций, осуществляется при проведении штабной тренировки (далее — ШТ).

7. Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций, учащихся по решению задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении объектовой тренировки (далее — ОТ).

8. Практическое обучение органов управления и сил, пожарных команд, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и работников действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальном учении или тренировке по противопожарной защите (далее — СУТ).

9. КУ продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях проводятся 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов.

10. КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления — 1 раз в 3 года, в организациях 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

11. ТСУ продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности — 1 раз в год.

12. СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах и в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов, в учебных заведениях — ежегодно.

13. Проведение учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляется в комплексе с мероприятиями по мобилизационной подготовке на текущий год.

14. Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

15. Учения и тренировки могут быть плановые, проверочные, показные, опытные и исследовательские.

16. Плановые учения и тренировки проводятся по завершению цикла обучения руководителей, органов управления и сил по специальной подготовке с целью их слаживания, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

17. Проверочные учения и тренировки проводятся по указанию вышестоящего органа управления в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления и сил.

18. Показные учения и тренировки проводятся в целях выработки единых требований на организацию применения сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработку методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, методику проведения учений, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

19. Опытные и исследовательские учения и тренировки проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил, технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также использования штатного имущества и техники.

20. КУ планируются и проводятся в целях:

достижения высокой слаженности в работе руководителей, органов управления, формирований и служб при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, восстановления систем жизнеобеспечения и ведения гражданской обороны;

совершенствования приемов и способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивого функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

проверки качества выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспортов безопасности территорий муниципальных образований, деклараций безопасности и паспортов безопасности опасных объектов, оценки состояния гражданской обороны, муниципальных и объектовых звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их фактической готовности к решению задач по предназначению, надежности систем управления, связи и оповещения.

21. КУ могут быть совмещены по времени, с учениями вышестоящих организаций.

22. КШУ организовывается и проводится для отработки вопросов организации и управления при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

23. КШУ планируются и проводятся в целях:

совершенствования практических навыков руководителей и должностных лиц, в организации применения сил и средств, в управлении ими при решении задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

достижения согласованности в работе органов управления и сил при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проверки качества выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспортов безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, деклараций безопасности и паспортов безопасности опасных объектов, эффективности выполнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов в военное время и условиях чрезвычайных ситуаций;

Другие публикации:  Харламов гражданство

24. КШУ могут проводиться в составе КШУ, проводимых вышестоящими органами управления.

25. Основными целями проведения ТСУ являются:

совершенствование практических навыков руководителей в управлении силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

проверка готовности формирований и служб к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также последствий применения противником современных средств поражения.

26. ТСУ проводятся со всеми формированиями и службами.

27. Основной целью ШТ является выработка у руководителей и органов управления практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в военное время, а также достижения слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом.

28. ШТ могут быть совместные и раздельные.

Совместно ШТ проводятся с привлечением органов управления и всех (основных) структурных подразделений организации (объекта) с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.

Раздельно ШТ проводятся с каждым органом управления или отдельными структурными подразделениями.

29. Методика проведения ШТ определяется руководителем тренировки в зависимости от состава и уровня подготовки участников и срочности отрабатываемых вопросов.

30. ОТ проводится в тех организациях (на объектах), где не проводятся комплексные учения.

31. На ОТ отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).

32. ОТ может проводиться самостоятельно под руководством руководителя организации (объекта), или в составе групп объектов, при этом ОТ организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.

33. Продолжительность проведения ОТ, зависит от времени, необходимого на выполнение практических мероприятий, специфики деятельности, количества обучаемых, учебных целей и задач, постав­ленных перед коллективом на тренировку и проходить до 8 часов.

34. Целями СУТ являются:

проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;

проверка готовности формирований Государственной противопожарной службы и пожарной охраны (в том числе добровольной) к действиям при угрозе и возникновении пожара;

обучение работников организаций и учащихся учебных заведений правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;

повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объекта), работников и учащихся к действиям при угрозе и возникновении пожара.

35. СУТ организуются и проводятся руководителями организаций (объектов) совместно и при содействии Государственной противопожарной службы и пожарной охраны.

36. В зависимости от численности работников (учащихся) занятия проводятся одновременно со всеми работниками (учащимися) или отдельными группами. Продолжительность каждого занятия от 2 до 3 часов.

37. При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков, решением соответствующих руководителей в организации (на объекте) могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

38. Опытные и исследовательские учения служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

39. Опытные и исследовательские учения проводятся с целью:

проверки качества новой техники для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

исследования и оценки наиболее эффективных способов применения формирований, служб и техники при выполнении задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

поиска новых путей оповещения и сбора руководителей и органов управления;

изучения возможностей, повышения устойчивости функционирования производственных объектов и объектов жизнеобеспечения населения в мирное и военное время.

39. Порядок проведения опытных и исследовательских учений и состав участников определяется руководителем, по распоряжению которого они проводятся.

40. Контроль за проведением учений и тренировок осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах предоставленных полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

41. В соответствии с настоящей инструкцией, МЧС России разрабатывает методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления и организаций по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284, № 52 (ч.1), ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5418; 2009, № 1, ст. 17, № 19, ст. 2274, № 48, ст. 5717; 2010, № 21, ст. 2529, № 31, ст. 4192; 2011, № 1, ст. 24, 54; 2012, № 14, ст. 1549.

[2] Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 33, ст. 3413; 2002, № 1, ст. 2, № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 19, ст. 1839, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2006, 44, ст. 4537; 2007, № 43, ст. 5084; 2008, № 30, ст. 3593; 2009, № 11, ст. 1261, № 29, ст. 3635, № 45, ст. 5265, № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4004, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 54, № 49 (ч. 1), ст. 7023.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3503; 2000, № 32, ст. 3341, № 33, ст. 3348; 2004, № 35, ст. 3607; 2008, № 18, ст. 1938; 2009, № 48, ст. 5717.

[4] Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 7, ст. 799; 2002, № 41, ст. 3970; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 26, ст. 3076; 2010, № 31, ст. 4192; № 52 (ч. 1), ст. 6992.

[5] Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 45, ст. 4490; 2006, № 34, ст. 3689; 2008, № 43, ст. 4948

[6] Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 37, ст. 3585; 2005, № 7, ст. 560; 2009, №25, ст. 3064, 2010, № 38, ст. 4825.

[7] Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2005, № 23, ст. 2269; 2009, № 29, ст. 3688; 2012, № 37, ст. 5002.

[8] Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6165.

Срок проведения экспертизы: 13 Марта 2013 — 26 Марта 2013

Комплекс мероприятий. МЧС проводит учения и семинары по безопасности

​Безопасность населения превыше всего. И обеспечивать ее надо с умом. Специалисты МЧС планируют провести целый ряд мероприятий, посвященных такой теме.

Открытие салона средств обеспечения безопасности, соревнования спасателей, конференция по пожарной безопасности — лето у главной службы спасения страны выдастся сложным, но продуктивным.

Комплексная безопасность

В Подмосковье на базе Ногинского спасательного центра МЧС России открылся XI Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2018». Здесь на площади более 20 тысяч квадратных метров представлена огромная выставочная экспозиция. Участвовать в ней согласились около 300 компаний, несколько тысяч профильных специалистов в сфере обеспечения безопасности, а также зарубежные спасатели и гости более чем из 25 стран, в том числе Хорватии, Швейцарии, Германии, Израиля, Словении, Сирии, Исландии, Индии, Эквадора, Непала и т.д.

В первый раз в рамках салона прошло выездное заседание Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ. Здесь обсудят вопрос совершенствования законодательства в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также впервые в этом году пройдут первые Всероссийские соревнования по мастерству управления беспилотными воздушными судами.

Масштабное учение

В рамках салона проходят разные мероприятия. Так, уже состоялось масштабное демонстрационное учение по теме: «Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Больше 1000 человек и 200 единиц техники (сюда включены воздушные суда и беспилотники, а также роботокомплексы) принимали участие в данном мероприятии. Вместе с российскими спасателями свое мастерство продемонстрируют спасатели Республик Беларусь, Армении, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджанской республики, Монголии, Абхазии, Вьетнама, Кыргызстана и Южной Осетии.

Во время учения отработали действия по ликвидации последствий различных происшествий: крупного ДТП на автотрассе, аварии и пожара на особо опасном предприятии, утечки химически-опасного вещества, нефтеразлива при железнодорожной аварии и т.д. Кроме того, были продемонстрированы действия подразделений при проведении аварийно-спасательных работ в горной местности, на воде, во время ликвидации последствий паводков. Таким образом, во время учения пожарные и спасатели, сотрудники МВД, представители других ведомств и экстренных служб отработают совместные действия по ликвидации последствий практически всех видов ЧС природного и техногенного характера.

Гости мероприятия и специалисты в сфере безопасности смогли увидеть и оценить в работе уникальные образцы пожарно-спасательной техники и оборудования. Такая тренировка дает возможность применить на практике и оценить новую специальную технику, современные инновационные технологии при оказании помощи пострадавшим, а также уникальные технологии проведения спасательных работ.

Наиболее зрелищным этапом учений стала демонстрация работы авиации. Оснащенные современными системами пожаротушения самолеты Ил-76 и Бе-200ЧС совершили прицельный сброс огнегасящей жидкости на очаги условных природных пожаров. Девять вертолетов использовали для воздушной разведки зоны условной чрезвычайной ситуации, десантирования спасателей и кинологических расчетов, эвакуации пострадавших.

Также в учении были задействованы беспилотные летательные аппараты, которые провели мониторинг местности, а еще гусеничный плавающий транспортер, автоцистерны, установки комбинированного тушения пожара и другая пожарно-спасательная техника.

Завершилось демонстрационное учение показательными выступлениями спасателей, движением колонны новых образцов техники, полетом над трибуной воздушных судов, а также прохождением торжественным маршем парадного расчета Академии гражданской защиты МЧС России.

Робототехника в действии

Кроме того, в этом году провели 2-ого Всероссийского робототехнического фестиваля МЧС РФ «Робоэмерком». Здесь простор для деятельности юных разработчиков — они представили на специальном полигоне свои лучшие проекты и макеты роботов, предназначенных для спасения людей, тушения пожаров, разбора завалов и проведения других работ в экстремальных условиях.

Организаторы фестиваля — Ивановская пожарно-спасательная академия МЧС России и Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России. В его программе запланированы: конкурс молодых изобретателей, семинар «Роботы на службе в МЧС России», мастер-классы по робототехнике и конкурс детского рисунка.

Одно из ключевых и зрелищных мероприятий — конкурс юных изобретателей и конструкторов. На первом (заочном) этапе участники в возрасте от 6 до 23 лет представили более 90 проектов. Это идеи, модели и готовые образцы роботов, которые смогут помочь спасателям потушить сложный пожар, спасти тонущего человека, доставить тяжелый груз, разобрать завалы после землетрясения или быстро отыскать в зданиях людей, которым нужна помощь. При этом фантазия молодых разработчиков ничем не ограничена.

На второй (очный) этап конкурса жюри отобрало из представленных работ наиболее интересные проекты, которые были показаны в рамках салона «Комплексная безопасность». Чтобы презентация прошла наглядно и зрелищно, организаторы сконструировали специальный полигон, где смоделированы участки местности различной сложности. Во время демонстрации своей разработки каждому участнику в течение пяти минут предстояло доказывать экспертам, что его робот — лучший. Модели оценивались исходя из технической сложности и надежности конструкции, ее функциональности и оригинальности.

Другие публикации:  Книги срочный трудовой договор

Самые интересные и перспективные проекты представят руководству МЧС России в заключительный день салона «Комплексная безопасность», а авторов работ наградят дипломами и ценными призами.

Еще одно мероприятие фестиваля — обучающий семинар «Роботы на службе в МЧС России». Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России познакомили молодых разработчиков с наземными робототехническими комплексами, стоящими на вооружении спасательного ведомства, рассказали об их оборудовании и применении, а также спасательных операциях с использованием роботов. Кроме того, говорили о применении в МЧС России беспилотных авиационных систем и подводных необитаемых аппаратов.

Участники фестиваля приняли участие в мастер-классах по 3D-моделированию и 3D-печати, программированию, созданию эскизного проекта робототехнической системы, по основам конструирования роботов, управлению мобильными роботами, мастер-класс по электронике и работе пожарной сигнализации.

Принять участие в фестивале смогли и самые юные любители роботов. Специально для детей в возрасте от трех лет и старше провели конкурс детского рисунка «Робот-спасатель будущего», на который поступило более 450 работ.

Во время проведения фестиваля все желающие посетили выставку новых образцов техники и робототехнических комплексов.

Лига профессионалов

Второй год подряд проходили Всероссийские соревнования по оказанию первой помощи и психологической поддержки «Человеческий фактор. Лига профессионалов», организатор которых Центр экстренной психологической помощи МЧС России. В соревнованиях примут участие 17 команд — победители первого этапа в федеральных округах. Среди участников — специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, а также подразделений федеральной государственной противопожарной службы МЧС России.

Участникам предстояло пройти три этапа состязаний. Прежде всего, у команд проверяли уровень теоретических знаний в вопросах оказания первой помощи и психологической поддержки. В ходе второго этапа команды на практике оказывали поддержку пострадавшим при различных неотложных ситуациях. На третьем этапе участники обучались приемам первой помощи и психологической поддержки.

Оценить подготовку конкурсантов специально пригласили судейскую бригаду в составе квалифицированных специалистов, имеющих большой опыт преподавательской, экспертной и практической работы в области оказания первой помощи и психологической поддержки.

Помимо соревнований на этой же точке работали специальные площадки, где спасатели обучали всех желающих правилам реагирования в экстремальных ситуациях.

Общество за безопасность

В рамках салона прошли международно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по теме: «Международная гуманитарная помощь. Опыт. Реалии. Перспективы» и VII Форум МЧС России и общественных организаций «Общество за безопасность». Это традиционное для МЧС России мероприятие, в котором активно участвуют общественные объединения. Такой формат работы обеспечивает участие большого количества специалистов из разных сфер в обсуждении проблем безопасности. Основная тема форума — «Добровольчество в современной России». Актуальность выбранного направления обусловлена тем, что 2018 год объявлен в России «Годом волонтёра».

В мероприятиях форума задействованы представители образовательных и научно-исследовательских учреждений, общественных организаций и объединений. В числе докладчиков статс-секретарь-заместитель главы МЧС России Олег Баженов, заместитель Председателя СФ Федерального Собрания РФ Юрий Воробьёв, председатель «Россоюзспаса» Сергей Щетинин и др. В мероприятии также приняли участие руководители добровольческих движений, действующие спасатели и ветераны службы.

Учения на транспорте

В рамках демонстрационной программы был проведен и итоговый этап соревнований на звание «Лучшая команда МЧС России по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ЧС на автотранспорте». Здесь приняли участие 9 команд, которые уже стали победителями в региональных этапах.

Заключительный этап соревнований по отработке действий при ЧС на автотранспорте привлек особое внимание. Цель таких соревнований — повышение уровня профессиональной подготовки личного состава подразделений федеральной противопожарной службы и аварийно-спасательных формирований при спасении людей во время ДТП.

Сегодня аварии на дорогах являются одним из самых частых видов происшествий. Поэтому умение правильно и своевременно оказать первую помощь пострадавшим — первоочередные задачи спасателей при выезде к месту автокатастрофы. От того, насколько оперативно и качественно они сработают, зависит человеческая жизнь.

В состязаниях приняли участие 9 команд — победители II этапа соревнований в федеральных округах Российской Федерации. В каждой команде четыре человека, аттестованные на право проведения аварийно-спасательных работ и имеющие медицинскую подготовку по оказанию первой помощи.

Для участников соревнований смоделировали ситуацию, когда они должны были с помощью специальных спасательных инструментов освободить условного пострадавшего из салона автомобиля, попавшего в ДТП, и до прибытия врачей оказать ему первую помощь.

Конференция по безопасности

Отдельное внимание приковано к научно-практической конференции «Актуальные вопросы пожарной безопасности» и показательным забегам юниоров по боевому развертыванию. В мероприятии примут участие более 150 человек — российские и зарубежные исследователи и специалисты в области обеспечения пожарной безопасности, технологий пожаротушения, разработки пожарно-спасательной техники. Конференция станет площадкой для обсуждения наиболее актуальных направлений в сфере пожарной безопасности.

Среди наиболее важных тем, которые будут обсуждаться во время мероприятия — обучение населения мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре. После утверждения «Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года» это направление отнесено к числу приоритетных. Здесь рассмотрят вопросы увеличения числа обучаемых и повышение качества подготовки детей, молодежи, работающих граждан и неработающего населения. Так, программой дошкольного образования вообще не предусмотрено знакомство детей с опасностью огня. Затем дети школьного возраста обучаются мерам пожарной безопасности в рамках изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Занятия готовятся по программам, разработанным на основе образовательного стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. Стандарт определяет знакомство школьников с вопросами пожарной безопасности преимущественно в начальных и средних классах, без повтора в старших классах. Таким образом, для взрослого человека базовыми в области пожарной безопасности становятся знания, полученные им во 2-5 классах. Кроме того, правила пожаробезопасного поведения содержатся только в 50% учебников ОБЖ.

Все это создает основу для пересмотра содержания программ по курсу «ОБЖ» в направлении большей проработки вопросов, касающихся пожарной безопасности.

На конференции также обсудят актуальность разработки концепции развития пожарных автомобилей до 2030 года. С точки зрения специалистов, действующая на сегодняшний день Концепция совершенствования пожарных автомобилей и их технической эксплуатации в системе Государственной противопожарной службы МЧС России, утвержденная приказом министерства в декабре 2002 года, утратила свою актуальность. Сейчас она требует доработки с учетом современных противопожарных требований и интенсивности дорожного движения.

В текущем году планируется приступить к разработке проекта Концепции развития пожарно-спасательной техники до 2030 года. Она должна отражать государственную стратегию в совершенствовании технического оснащения подразделений пожарно-спасательной службы страны до 2030 года и быть ориентированной на определение путей решения задач, стоящих перед МЧС России. Разработкой документа займутся сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России с учетом предложений, которые поступят от производителей пожарно-технической продукции, а также от пожарных и спасателей, непосредственно работающих с этой техникой.

Кроме того, обсудят такие вопросы, как государственное регулирование в области пожарной безопасности, повышение эффективности тушения лесных пожаров, в том числе с применением авиации, оценка пожарного риска на производственных объектах, усовершенствование первичных средств пожаротушения и самоспасения и другие.

В рамках салона проходят и соревнования по пожарно-спасательному спорту на Кубок «Дружбы». В состязании принимают участие 13 сборных команд Главных управлений МЧС России по Московской, Тульской, Калужской, Рязанской, Ярославской, Ивановской областей и Москве, а также сотрудники специальных управлений федеральной противопожарной службы. Организатор мероприятия — Центральный спортивный клуб МЧС России.

В рамках мероприятия команды уже прошли испытания в одной из самых сложных дисциплин пожарно-спасательного спорта — боевом развертывании. Это упражнение из-за его зрелищности получило название «королевского». По сигналу судьи участники пробегают расстояние до щита с пожарно-техническим вооружением, далее прокладывают на дистанции магистральную и рабочую рукавные линии, затем спортсмены на рубеже поражают водой две мишени из пожарного ствола. Упражнение считается выполненным после того, как наполнятся емкости двух мишеней. На выполнение упражнения командам дается две попытки. Командное первенство определяется по лучшему результату, показанному в одной из попыток.

Важность дисциплины заключается в том, что спортсмены выполняют действия, с которыми сталкиваются огнеборцы в повседневной деятельности при тушении пожаров.

Также в рамках соревнований состоятся показательные забеги юниоров. После этого пройдет церемония награждения победителей и призеров. Команды, занявшие первое, второе и третье место, награждаются кубками и дипломами. По сложившейся традиции, победители искупают тренера в емкости для воды.

Работа с иностранными партнерами

Традиционно салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность» МЧС России вызвал большой интерес со стороны иностранных партнеров. Участвовать в нем решили 120 иностранных представителей из 49 государств и международных организаций. Было проведено иного двусторонних встреч руководства службы спасения с главами иностранных делегаций. Среди них, например, встречи по вопросам двустороннего сотрудничества с руководителями чрезвычайных ведомств Южной Осетии, Абхазии, Армении, Германии, Австрии, Никарагуа. Кроме того, прошли переговоры с генеральным секретарем Международной организации гражданской обороны Владимиром Кувшиновым и генеральным секретарем Международной ассоциации пожарных и спасательных служб Мишелем Буром.

Также в рамках салона прошла конференция «Международная гуманитарная помощь. Опыт. Реалии. Перспективы». В ней приняли участие представители службы чрезвычайного реагирования Управления по координации гуманитарных вопросов ООН, Национального координационного центра гражданской защиты МВД Мексики, научного центра г. Дели (Индия), Всемирной организации здравоохранения по чрезвычайным медицинским бригадам, Международной ассоциации противопожарных и спасательных служб и др.

Не забыли на время проведения салона и о детях. Специально для маленьких гостей на время работы салона действовала специальная программа — робополигоны, скалодром, детский лабиринт, конная и кинологическая площадки. Дети могли почувствовать себя юными спасателями, научиться оказывать первую помощь, поиграть в волейбол и футбол, покататься на катамаранах, подкрепиться кашей, приготовленной в полевых условиях.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *