Полномочия сотрудников гибдд 2019

Содержание:

Инспектор ДПС: какие у него права?

Основной документ, в котором прописаны требования к несущему службу инспектору ДПС, – это Административный регламент, утвержденный приказом МВД РФ от 02.03.2009 года № 185.

1. Дорожное движение контролирует одно ведомство – ГИБДД. Однако для предотвращения преступлений и правонарушений остановить автомобиль может любой сотрудник полиции. Инспектор ДПС обязан быть в форме, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак. В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник ГИБДД может нести службу только на освещенных участках. Остановив автомобиль, инспектор обязан представиться, назвать свою должность, звание, фамилию и объяснить причину остановки. По требованию водителя инспектор должен предъявить служебное удостоверение.

2. Протокол или постановление по делу об административном правонарушении составляют на месте совершения правонарушения. Инспектор вправе оформить документы на посту ДПС или в служебном автомобиле.

3. Патрульный автомобиль должен быть отчетливо виден участникам движения. Сотрудникам ГИБДД запрещается создавать помехи для обнаружения патрульного автомобиля. Требование об остановке автомобиля должно быть понятно; соответствующая команда подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки. При этом инспектор не имеет права останавливать автомобили в местах, где Правила дорожного движения запрещают остановку. Исключение составляют случаи пресечения преступлений.

4. Специальные технические средства (измерители скорости, алкотестеры) должны быть сертифицированы и иметь действующее свидетельство о метрологической поверке. Патрульные в качестве дополнительных доказательств нарушения могут использовать также данные фото- или видеокамер.

5. Причины остановки инспектором транспортного средства:

  • нарушение водителем правил дорожного движения;
  • наличие данных о причастности автомобиля (водителя, пассажиров) к совершению ДТП, преступления или нарушения ПДД;
  • нахождение автомобиля в розыске;
  • привлечение водителя в качестве понятого;
  • выполнение инспектором действий регулировщика;
  • использование автомобиля в служебных целях (к примеру, для преследования преступников).

Допускается останавливать автомобили в ходе проведения специальных (антитеррористических) мероприятий, проводимых по распоряжению руководителей органов МВД.

Останавливать автомобиль для проверки документов разрешается только на стационарных постах ДПС.

6. Инспектор вправе потребовать, чтобы водитель вышел из машины, если:

  • необходимо устранить техническую неисправность автомобиля;
  • водитель находится в состоянии опьянения;
  • необходимо сверить в присутствии водителя номера агрегатов и узлов машины;
  • поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника;
  • необходимо присутствие водителя для оформления процессуальных документов.

Инспектор вправе также потребовать от водителя переставить автомобиль, если создается помеха для движения другим участникам движения.

Полномочия сотрудников ГИБДД – чем грозит превышение?

Полномочия сотрудников ГИБДД: общие положения

Для понимания, в чем возможно превышение полномочий инспектора, и, следовательно, для эффективной защиты от этого необходимо рассмотреть, какими полномочиями наделены инспекторы и какие процедуры они осуществляют.

Правовой статус Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (далее — ГИБДД) определен положением о ГИБДД, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (далее — положение), и административным регламентом МВД РФ исполнения госфункции по…, утв. приказом МВД РФ от 23.08.2017 № 664 (далее — регламент).

В п. 6 регламента определены, в частности, такие полномочия, как:

  • временное запрещение движения;
  • право остановки автомобиля и проверки документов;
  • отстранение от управления транспортом при наличии признаков опьянения.

При этом конкретная реализация полномочий осуществляется согласно положениям иных нормативных актов. Так, признаки опьянения определяются постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил освидетельствования лица…» от 26.06.2008 № 475 (пример практики применения данных норм — постановление Мосгорсуда от 01.06.2017 № 4а-2396/2017).

Ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусматривает возможность назначения наказания без оформления протокола. Со сроками исковой давности при обжаловании наложенных ГИБДД штрафов можно ознакомиться в нашей статье по ссылке: Какой срок исковой давности по штрафам ГИБДД?.

Взаимоотношения инспекторов ГИБДД с участниками дорожного движения

В соответствии с п. 7 регламента взаимодействие инспекторов ГИБДД с гражданами осуществляется путем осуществления следующих обязанностей:

  • инспектор обязан соблюдать законность;
  • он должен незамедлительно прибывать на место ДТП;
  • оказывать пострадавшим первую помощь;
  • инспектор должен выявлять причины нарушений в области дорожного движения;
  • инспектор обязан обеспечивать общественный порядок в пределах своей компетенции;
  • он должен предпринимать меры по спасению граждан и охране их имущества, оставшегося без присмотра в случае чрезвычайной ситуации;
  • инспектор должен пресекать административные правонарушения;
  • он должен участвовать в розыске лиц, совершивших преступление;;
  • инспектор должен оформлять документы о ДТП:

При осуществлении полномочий инспектор должен:

  • быть одет в форму, иметь нагрудный знак и служебное удостоверение;
  • затрачивать минимальное количество времени;
  • уведомлять участников дорожного движения о применении аудо-, видеозаписывающей аппаратуры;
  • обращаться на «Вы» и воздерживаться от грубости;
  • разъяснить участнику движения суть совершенным им правонарушений. При этом неразъяснение повода и оснований для ограничения, а также прав и обязанностей в связи с этим может стать основанием для отмены актов инспектора, в частности относительно направления на медицинское освидетельствование (постановление Смоленского облсуда от 07.06.2017 по делу № 4а-190/2017);

Полномочия сотрудников ГИБДД при остановке автомобиля

Основаниями для остановки транспорта согласно п. 84 регламента являются, в частности:

  • обстоятельства, свидетельствующие о нарушении правил дорожного движения;
  • данные о причастности водителя к совершению правонарушений;
  • необходимость выполнения регулировочных действий, привлечения водителя к оказанию помощи, в качестве понятого, опроса в качестве свидетеля;
  • проверка документов.

ВАЖНО! Требование о поднятии стекол автомобиля для проверки их светопропускания признается соответствующим характеру полномочий инспектора, изложенных в регламенте. Отказ в повиновении данному требованию незаконен (постановление ВС РФ от 13.06.2013 № 47-АД13-3).

Согласно п. 88 регламента сотрудник ГИБДД не может останавливать автомобиль там, где остановка запрещена по правилам дорожного движения. Исключения следующие:

  • это необходимо для пресечения правонарушения;
  • остановка обусловлена регулировочными действиями;
  • остановка требуется для предотвращения причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан;
  • место остановки обозначено патрульным автомобилем.

В соответствии с п. 93.1 регламента инспектор может предложить выйти из машины водителю, если:

  • требуется устранить неисправность;
  • имеются признаки опьянения или болезненного состояния;
  • необходима сверка номеров агрегатов;
  • требуется проведение досмотра и осмотра;
  • необходимо участие водителя в составлении документов процессуального характера или оказании помощи;
  • действия гражданина создают угрозу безопасности инспектора.

Полномочия сотрудников ГИБДД при остановке пешехода

В соответствии с п. 101 регламента пешеход может быть остановлен инспектором:

  1. Если имеет место нарушение им правил дорожного движения, которое:
    • установлено посредством наблюдения;
    • зафиксировано с помощью технических средств фиксации;
  2. Для участия в качестве понятого или свидетеля.

Согласно п. 102 регламента остановка пешехода осуществляется с помощью:

  • сигналов регулировщика (при необходимости со свистком);
  • громкоговорителей.

В соответствии с п.104 регламента, если сотрудник установил совершение пешеходом административного правонарушения, он должен разъяснить гражданину, что это за нарушение и в чем оно выражается. Инспектор также должен выяснить, существуют ли обстоятельства, исключающие производство по делу.

Согласно п. 105 регламента после завершения необходимых процессуальных действий инспектор разрешает гражданину продолжить движение. Предусмотрено 2 исключения:

Полномочия инспектора ГИБДД по составлению документов по делам об административных правонарушениях и их оценка судом

В пп. 5–7 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ определено, какие должностные лица ГИБДД вправе рассматривать дела о привлечении к административной ответственности от имени соответствующих органов, в частности:

  • начальник ГИБДД или его заместитель рассматривают правонарушения о выпуске в эксплуатацию транспортных средств с превышением уровня шума (ст. 8.22, п. 5 ч. 8 ст. 23.3 КоАП РФ);
  • сотрудники ГИБДД, имеющие спецзвание, — дела об управлении незарегистрированными транспортными средствами (ч. 1 ст. 12.1, п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ);
  • старшие инспекторы и инспекторы ГИБДД — дела о допуске к управлению автомобилем водителя в состоянии алкогольного опьянения (ст. 12.32, п. 7 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).
Другие публикации:  Пособие по родам астана

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы о правонарушениях могут составлять должностные лица органов, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях.

Установление полномочий инспекторов ГИБДД на составление протокола и рассмотрение дела — одно из оснований для признания привлечения к ответственности законным и отказа в удовлетворении требований заявителей (решение Санкт-Петербургского горсуда от 06.06.2017 № 7-918/2017 по делу № 12-159/2017).

Тот факт, что инспектор — это должностное лицо, наделенное властными полномочиями, не является основанием для того, чтобы не доверять его показаниям и составленным им документам (постановление Мосгорсуда от 22.06.2017 № 4а-2891/2017).

Последствия превышения должностных полномочий сотрудником ГИБДД

Сотрудники ГИБДД обязаны реализовывать свои полномочия в установленных пределах. Согласно п. 9 регламента гражданин, не согласный с действиями инспектора, обжалует их:

  • вышестоящему лицу;
  • в прокуратуру;
  • в суд.

Противоправные действия и бездействие сотрудников ГИБДД влекут ответственность. Если имеет место причинение вреда, он также возмещается в установленном законом порядке.

Превышение полномочий ГИБДД при совершении регистрационных действий влечет восстановление прав пострадавших (постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 № 09АП-22022/2017 по делу № А40-11301/17).

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) совершение должностными лицами действий, явно превышающих полномочия и повлекших существенное нарушение прав, наказывается:

  • штрафом до 80 000 руб. или до размера полугодового дохода нарушителя;
  • или лишением права заниматься определенной деятельностью, занимать должности на срок до 5 лет;
  • или принудительными работами до 4 лет;
  • или арестом на 4–6 мес.;
  • или лишением свободы до 4 лет.

Ч. 3 рассматриваемой статьи установлена повышенная ответственность (лишение свободы от 3 до 10 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью, занимать должности на срок до 3 лет) за превышение полномочий, которое совершено:

  • с насильственными действиями или угрозой насилия;
  • использованием или угрозой применения оружия или спецсредств;
  • тяжкими последствиями.

Порядок досудебного (внесудебного) обжалования превышения полномочий сотрудниками ГИБДД

Если гражданин или организация полагают, что решения, действия или бездействие сотрудников ГИБДД незаконны, то возможно досудебное (внесудебное) обжалование в порядке, определенном разд. V положения. Согласно п. 316 регламента порядок такого обжалования также распространяется на производство по делам об административных правонарушениях.

Обжаловано может быть также непринятие мер сотрудниками ГИБДД в отношении действий и бездействия их подчиненных (п. 318 положения).

Согласно п. 329 регламента жалобы подаются следующими способами:

  • по почте;
  • на личном приеме;
  • через специальные разделы на сайте ГИБДД.

Возможно обращение на горячую линию МВД РФ по тел. (495) 694-92-29. Актуальность номера можно проверять на официальном сайте ГИБДД по ссылке: Госавтоинспекция.

При подаче письменной жалобы:

  1. Должны быть указаны:
    • наименование органа (должностного лица), которому направляется жалоба;
    • свои имя, фамилия, отчество и адрес для корреспонденции;
    • обстоятельства нарушения;
    • основания для обжалования;
    • подпись и дата подписания.
  2. Могут быть указаны должность и данные сотрудника, действия которого обжалуются (п. 333 регламента).

Превышение полномочий сотрудниками ГИБДД: судебная практика

В соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) превышение полномочий — основание для признания соответствующего решения незаконным. В отношении превышения полномочий сотрудников ГИБДД арбитражные суды указывают на следующее:

  • нарушение правил территориальной подведомственности — показатель превышения полномочий (постановление ФАС ПО от 01.08.2014 по делу № А65-9455/2013);
  • проведение весового контроля сотрудником ГИБДД, не имеющим на это полномочий, является основанием для отмены актов о привлечении к ответственности за превышение грузоподъемности транспортного средства (постановление АС ЗСО от 25.12.2015 № Ф04-28019/2015 по делу № А03-9022/2015).

В практике судов общей юрисдикции относительно превышения полномочий сотрудников ГИБДД можно отметить следующее:

  • действия инспектора по принудительному направлению на взвешивание для определения нагрузки на оси не превышает его полномочий (апелляционное определение Ульяновского облсуда от 11.04.2017 по делу № 33а-1106/2017);
  • отказ в выдаче удостоверения на бумажном носителе и выдача удостоверения из пластика не является нарушением со стороны ГИБДД и допускается, если отсутствовали бумажные бланки, госпошлина не была уплачена в полном объеме, а законом предусмотрена выдача водительского удостоверения из пластика (апелляционное определение Санкт-Петербургского горсуда от 26.01.2016 № 33-1022/2016 по делу № 2-2487/2015).

Итак, полномочия сотрудников ГИБДД регламентированы действующими подзаконными нормативными правовыми актами и установлены для обеспечения взаимодействия с участниками дорожного движения при поддержании безопасности движения. В настоящей статье были освещены основные полномочия инспекторов при остановке автомобилей и пешеходов, при составлении процессуальных документов.

При этом превышение изложенных полномочий может привести к признанию незаконности соответствующих действий, отмене вынесенных с превышением полномочий актов, восстановлению прав пострадавших лиц, а в случае грубого превышения полномочий — даже к уголовной ответственности сотрудников ГИБДД.

Реформа ГИБДД в 2019 году

С начала 2018 года в структуры МВД России было внесено немало изменений, которые также коснулись Госавтоинспекции. Будет ли продолжена реформа ГИБДД в 2019 году? Что еще хотят менять? Эти вопросы волнуют не только служащих, но и самих водителей.

Суть реорганизации ГИБДД в 2019 году

Как отмечает лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков, нынешние власти взяли «курс на ликвидацию ГИБДД». В январе 2018 по указу президента России началось сокращение штаба сотрудников Госавтоинспекции (как и других силовиков). В течение года их количество должны уменьшить примерно на 18%, что составляет 10000 человек.

Полномочия постепенно передают местным властям. Теперь проводить техосмотр, выдачу водительских прав и оформление ДТП могут другие, не силовые госслужбы. В свете этих событий, а также вследствие внедрения системы видеофиксации скоро у гаишников практически не останется работы. Ходят слухи о расформировании ГИБДД в 2019 году.

По сообщения из СМИ, в правительстве действительно рассматривается возможность реформирования структур Госавтоинспекции с целью создания максимально эффективной организации, которая будет отвечать непосредственно за соблюдение правил дорожного движения. Эксперты видят несколько вариантов развития событий:

  1. Обязанности автоинспекции полностью перейдут к местным властям, как это произошло в Москве.
  2. ГИБДД объединят с патрульной службой ППС. В экипаже вместе будут работать ППС-ник и бывший сотрудник ГАИ. Им придется одновременно выполнять несколько функций: следить за ситуацией на улице и на дорогах. Такая практика использовалась в ряде стран мира, например, в соседнем Казахстане.
  3. Регистрацией нарушений, а также их предотвращением будет заниматься служба ДПС. Они будут работать именно «в поле», а вот административная работа ляжет на другие госструктуры.

По какому сценарию произойдет упразднение ГИБДД в 2019 году, пока не известно. Скорее всего, депутаты выберут «золотую середину» и произойдет слияние ГАИ и ППС.

Пока что продолжается «очистка» Госавтоинспекции от ненужных кадров. Сокращают преимущественно офисных работников. В ближайшем будущем существует вероятность вывода сотрудников, которые не заняты непосредственно правоохранительной деятельностью, на гражданские должности. Сюда относятся бухгалтера, медработники, кадровики и др.

Зачем нужны реформы

С момента возникновения управления по обеспечению безопасности дорожного движения или ГИБДД прошло 84 года. За это время подразделение пополнялось и расширялось. В 2017 году количество служащих составляло 55 000 человек. По мнению российского правительства это количество намного превышает реальную потребность в кадрах. В других странах мира соотношение гражданских лиц к военным почти в 2 раза ниже!

Автоматизирование системы является главной причиной, которая объясняет необходимость реорганизации и сокращения Госавтоинспекции. Патрули все равно будут нужны (хотя бы для того, чтобы перекрывать дороги, либо останавливать нетрезвых водителей и прочих нарушителей, которых нельзя отловить при помощи видеофиксации), но в меньшем количестве.

Еще для реформ есть ряд других причин:

  1. Из федерального бюджета на содержание огромного штаба ГАИ уходят не малые суммы. Изначально эта структура финансировалась за счет внешних поступлений, то есть штрафов. Сейчас они не могут покрыть все расходы.
  2. В ведомстве много лишних структур, которые можно убрать безболезненно. Как правило, это региональные подразделения, которые выполняют те же функции, что и другие госучреждения.
  3. Также если «покопаться» найдутся много дублирующихся должностей, особенно много руководителей.
  4. Госавтоинспекция – это чуть ли не самый коррумпированный орган управления. Чтобы избавиться от взяточничества, нужно полностью менять систему этой организации.

В связи с этим возникает необходимость пересмотреть структуру ГАИ, убрав или объединив дублирующиеся подразделения, а также сократить «лишних» сотрудников, обязанности которых могут выполнять другие.

По словам депутата Госдумы В. Похмелкина за безопасность дорожного движения должно отвечать отдельное гражданское ведомство, которому будет подчинена дорожная полиция. В таком случае она начнет работать на результат, а не с целью собрать побольше штрафов.

Другие публикации:  Договор купли продажи 2019 год о продаже доли в уставном капитале

Плюсы и минусы реформы

Исходя из вышесказанного, реформа ГИБДД в 2019 году должна принести много пользы:

  • Сокращение численности сотрудников до оптимального уровня поможет снизить статью расходов по их содержанию. В бюджете появятся средства на другие дела (обучение кадров и т.д.).

Кроме массового увольнения МВД-шников, для пополнения государственной казны с 2019 года силовикам повысят пенсионный возраст на 5 лет.

  • За счет денежных ресурсов, добытых при помощи реформы, появится возможность сформировать новые подразделения там, где в них есть реальная потребность.
  • Передача некоторых полномочий другим органам увеличит эффективность работы ГАИ. Меньший объем обязанностей должен способствовать повышению качества выполняемой работы, ведь заниматься одним делом проще.
  • Уменьшение уровня коррупции и бюрократии, за счет новой прозрачной и упрощенной системы.

Минусом может стать временная нехватка кадров, выражающаяся в виде снижения качества предоставляемых услуг, а также ухудшении ситуаций на дорогах. Многие бояться, что некому будет бороться с преступниками на дорогах. Однако, сложно предсказать, как оно будет на самом деле.

Реформы системы штрафов по записям из видеорегистраторов

Также в 2019 году планируют осуществить законопроект, касательно усовершенствования системы оформления нарушений ПДД, записанных на видеорегистраторы обычных граждан. Сейчас привлечь нарушителя к ответственности на основании записи из личного видеорегистратора можно, но эта процедура довольно сложная и длительная. После вступления в силу нового законопроекта, что должно произойти как раз к началу 2019 года, частные видеорегистраторы смогут выполнять свою функцию наравне с дорожными видеофиксаторами.

Для этого собираются создать специальное приложение для смартфонов. Оно будет подключаться к камере и отправлять записи в центр ГИБДД. Далее сотрудники автоинспекции рассматривают нарушение и при необходимости выписывают штраф виновному. Впоследствии его можно оспорить, предъявив другие доказательства, не видимые на записи.

В приложении должна присутствовать защита от фальсификации видеоданных, так что обмануть систему невозможно.

Такие улучшения помогут не только самим водителям быстрее разрешать ситуации и наказывать виновных, но и регистрировать большее число нарушений сотрудниками ГИБДД. Как показывает практика, на любительские средства регистрации нередко попадают записи нарушений, которые не так часто фиксируются официальными устройствами и гаишниками. Ведь зная, что тут стоит камера или пост, водитель ездит аккуратно, а вот в «невидимых» зонах уже можно ПДД не соблюдать. Тут на помощь приходят частные видеорегистраторы, которые могут быть установлены где угодно.

Массовая автоматизация процессов регистрации дорожных правонарушителей может привести к появлению офисного вида гаишников, которые будут обрабатывать поступающие видео и выписывать штрафы, не выходя из здания.

На данный момент точных сведения о том, что будет с ГИБДД в 2019 году, нет. Члены госдумы только говорят о необходимости реорганизации, но официальный закон еще не принят. Поэтому сообщения о ликвидации Госавтоинспекции не должны пугать сотрудников данной организации. Тем более, что никого не выгоняют на произвол судьбы. Бывшим гаишникам предоставляют другие должности в Министерстве внутренних дел.

Как сотрудники ГИБДД «разводят» водителей с детьми

Ни для кого не секрет, что многие автовладельцы, получившие заветную «корочку» противозаконным способом, откровенно «плавают» в ПДД. Да, им известно, что ехать под «кирпич», равно как и на красный сигнал светофора, нельзя. Но попробуйте копнуть глубже — скажем, поинтересуйтесь про ограниченную или недостаточную видимость — и большинство из них стыдливо опустит глаза, неуклюже меняя тему разговора.

Невежеством водителей нередко пользуются особо предприимчивые сотрудники придорожной полиции. Нащупают в потоке незнайку — да отрываются на нем, зарабатывая жене на новенький iPhone и «срубая палочки». Каким образом? Да самым обыкновенным! Обвиняют автомобилистов в том, за что в действительности никакие штрафы не предусмотрены. Например, в отсутствии опознавательного знака «Перевозка детей» на кузове легковушки.

В подобной ситуации оказался читатель портала «АвтоВзгляд», встретившийся с гаишниками неподалеку от школы, где учатся его дети. Осмотрев транспортное средство — убедившись в трезвости водителя и наличии двух автокресел — сотрудник ГИБДД поинтересовался у автовладельца, почему на заднем стекле его Hyundai Tucson нет опознавательного знака «Перевозка детей».

Инспектору не повезло: не на того нарвался. Герой этой истории — автомобилист с внушительным стажем — Правила дорожного движения знает получше некоторых правоохранителей. И потому ему не составило никакого труда поставить обнаглевшего полицейского на место, напомнив ему, что соответствующий знак клеится лишь на автобусы.

Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?

Законодательство регулярно обновляется, и касается это не только прав и свобод граждан-автолюбителей, но и самих сотрудников полиции. Совсем недавно был обновлён Административный регламент МВД, в который было внесено большое число изменений. Что на 2019 год разрешено «ДПСникам», какие у них есть права по ограничению свобод водителей, и что им запрещено, давайте выяснять!

Законы 2019 года о правах ДПС

Сегодня полномочия сотрудников ГИБДД на дороге регулируют 2 нормативно-правовых акта:

  • Федеральный закон О полиции,
  • Административный регламент, которому инспекторы ДПС обязаны следовать при выполнении процессуальных действий, согласно Приказу №664 (регламент вводится в действие Приказом).

Если первый содержит основополагающие принципы работы полиции и сотрудников ДПС в частности, то второй предписывает подробный порядок проведения различных процедур.

Что разрешено инспектору?

Итак, сначала перечислим все возможные административные и уголовные действия, которые уполномочены проводить сотрудники ГИБДД:

  1. инспектору ДПС на сегодня разрешено задерживать водителей и пассажиров,
  2. досматривать и осматривать автомобили, водителей, пассажиров или пешеходов, их личные вещи,
  3. можно снимать на фото или видео водителя и его машину,
  4. пользоваться автомобилями граждан в соответствующих случаях,
  5. использовать граждан при их согласии в сотрудничестве,
  6. пользоваться телефоном гражданина в особых случаях,
  7. доставлять в отделение полиции в особых случаях,
  8. составлять протокол, возбуждая административное дело,
  9. выносить постановление, если нарушение ПДД предусматривает штраф, но не лишение – то есть назначать наказания по штрафам,
  10. также сотрудникам разрешается эвакуировать машину законно,
  11. требовать прекратить нарушение – как административное, так и уголовное,
  12. разрешается проверка документов при наличии оснований,
  13. вызывать в отделение водителей, пешеходов или пассажиров,
  14. записывать данные водителя и хранить эту информацию в определённых случаях,
  15. проникать в определённые помещения при конкретных условиях,
  16. патрулировать улицы,
  17. требовать покинуть место ДТП или иные площади в рамках административного расследования,
  18. останавливать транспортные средства для проверки документов и иных определённых целях,
  19. проводить освидетельствование на алкогольное опьянение и направлять на медосвидетельствование,
  20. проводить розыскные меры в рамках своих полномочий,
  21. выносить представления в определённых случаях и конкретным лицам.

Теперь давайте подробнее рассмотрим основные полномочия инспектора из перечисленных – при каких условиях ему разрешено проводить ту или иную процедуру, а при каких – запрещено!

Останавливать автомобили

Такое право ему дано пунктом 20 статьи 13 ФЗ О полиции, а регулируют эту процедуру пункты 84-89 регламента. Конечно же, большинство водителей интересуют причины остановки. Они на 2019 год таковые:

  • проверка документов (но для проверки должны быть свои причины – они указаны ниже), в том числе на грузы,
  • проведение спецмероприятий и спецопераций,
  • если водитель нарушил ПДД,
  • если машина похожа на ту, что числится в угоне или розыске,
  • Людей нужно привлечь как понятых,
  • если дальше по дороге ехать нельзя (в том числе временно – проезд кортежа, ДТП и т.п.),
  • если нужно использовать транспортное средство инспектору ДПС,
  • требуется помощь водителя или пассажиров.

Останавливать автомобиль сотруднику ГИБДД разрешено в том числе рукой, а не только жезлом. Инспектору запрещено останавливать машину там, где остановка запрещена по Правилам, за исключением исключительных случаев.

Сразу после остановки инспектор обязан сразу подойти к водителю, представиться, сообщить причину остановки, а предъявить служебное удостоверение обязан только по требованию водителя.

Проверять документы

Причинами для проверки документов могут быть следующие (п. 106 регламента):

  • нарушение водителем ПДД,
  • ориентировки или спецмероприятия.

Таким образом, причиной остановки авто может быть проверка документов, но для проверки документов также должны быть основания – без них останавливать машины инспектору ДПС не разрешается регламентом.

Водитель при проверке в стандартных случаях, согласно пункту 2.1.1 ПДД, обязан передать:

  • водительское удостоверение,
  • свидетельство о регистрации,
  • полис ОСАГО.

Разрешено ли останавливать не на стационарном посту?

Да. После изменений регламента сноску о возможности остановки транспортных средств исключительно на стационарных постах без причины убрали. Теперь в любом случае нужны основания для остановки и проверки документов.

Другие публикации:  Лицензия на оружие при смене прописки

Разрешается ли останавливать и проверять документы ППСникам?

Да. Но только в рамках замеченных нарушений водителем. В этом случае сотрудник ППС обязан вызвать сотрудников ГИБДД для дальнейшего ведения административного дела.

Задерживать и доставлять водителя или пассажиров

Задержание – это такая же административная процедура. От доставления задержание отличается тем, что первое – это только транспортировка лица в определённый орган, а последнее – уже доставление плюс содержание человека в этом органе определённое время.

Причина для задержания одна – необходимость всесторонне рассмотреть дело о нарушении в присутствии лица в исключительных случаях либо в целях ареста.

Задержанному должна быть дана возможность в течение 3 часов позвонить родственникам или друзьям. Протокол задержания – обязательная бумага (п. 186 регламента), которая должна составляться до процедуры, а лицу должны быть объяснены причины на это.

Досмотр и осмотр автомобиля

Для них также должны быть основания. Если кратко, то осмотр – инспектор не прикасается к автомобилю, досмотр – сотрудник трогает вещи, но не нарушает конструкцию автомобиля и не открывает сумки. Для досмотра все должны выйти из машины.

Досмотр проводится, если у инспектора ДПС есть основания полагать, что в машине есть запрещённые вещи или предметы, с помощью которых было совершено правонарушение (например, съёмная тонировка)

Для этого процессуального действия обязательно наличие двух понятых.

Также как и досмотр автомобиля, личный досмотр, личных вещей, груза имеет аналогичные основания и для них нужен соответствующий протокол.

Общение с водителем

Как мы уже говорили выше, инспектору ДПС разрешено производить фото- и видеосъёмку при обращении к водителю (пп. 33 ст. 13 ФЗ О полиции). Также как и водителю ничего не запрещает снимать на видео сотрудника ГИБДД.

Сотрудник полиции также имеет право записывать данные граждан и использовать их далее (тот же пп. 33 закона), проверять паспорты пассажиров (п. 84.14 регламента).

Использование автомобиля инспектором

Кроме того, сотрудник может использовать Ваш автомобиль, но только в рамках своих полномочий и если это неотложное дело. При этом, он обязан сообщить цель использования и маршрут, кроме случая, если машина ему требуется для преследования преступника (п. 90 регламента).

Также обратите внимание, что за рулём должен быть сам водитель, если нет исключительных обстоятельств, когда это невозможно, и тогда инспектор ДПС обязан отстранить водителя – составить соответствующий протокол, указав основания.

По завершении использования транспортного средства Вы можете потребовать у инспектора выдать справку или сделать запись в путевом листе о факте этого с указанием данных: маршрута, времени и продолжительности. Сотрудник должен поставить свою подпись.

За уклонение от требования в использовании авто отказавшийся водитель может быть привлечён к штрафу 1 000 рублей или аресту до 15 суток за невыполнение законного требования сотрудника полиции по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Если автомобилю вследствие использования нанесён ущерб (ИДПС попал в ДТП, иным образом испортил имущество), то такой вред подлежит возмещению.

Всё вышеперечисленное касается аналогично и случаев использования телефона гражданина инспектором.

Требовать прекратить нарушение

Логично и закономерно, что если инспектор ДПС видит на улице, к примеру, дерущихся людей, то ему разрешено требовать прекратить драку. То же самое касается аналогичных ситуаций. Но не касается письменных требований. Речь идёт о случаях, когда сотрудник выписывает требование за тонировку.

Проникать в помещения

Такое право инспектору дано подпунктом 5 пункта 1 статьи 13 ФЗ О полиции. Но речь идёт исключительно о публичных общественных заведениях и организациях. Просто так в квартиру или домой к гражданину инспектор зайти не может – на это уполномочены только специальные работники МВД при наличии соответствующих документов и оснований (почти всегда в рамках уголовного дела).

Проводить освидетельствование на опьянение

Выявлять пьяных водителей – прямая обязанность ДПС. Порядок это меры (п. 227-243 регламента) такой:

  1. инспектор останавливает автомобиль при подозрении, что за рулём находится пьяный,
  2. при наличии достаточных оснований после остановки ДПС составляет протокол отстранения и акт освидетельствования, приглашает двоих понятых и предлагает пройти освидетельствование на опьянение на месте либо проехать до ближайшего поста ДПС, если в наличии нет прибора; но Вы можете и отказаться,
  3. в случае Вашего отказа, либо если прибор не показал опьянение, но инспектор сомневается всё равно, либо если прибор показал опьянение, но сомневается сам водитель и не соглашается с показаниями прибора, инспектор может направить водителя на медицинское освидетельствование,
  4. уже по результатам медосвидетельствования водителя либо лишают прав, а автомобиль увозят на штрафстоянку, либо не нарушающее ничего лицо обязаны отпустить.

Что касается прибора для «продувки», на него должно быть свидетельство о поверке и сертификат, и инспектор обязан предоставить возможность ознакомиться с этими документами. Вот только иметь в наличии с собой ДПС их не обязан, но тогда должен указать, где они находятся.

Допустимым значением является величина до 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха либо 0,3 г на литр крови – последнее определяется только в рамках медосвидетельствования. Результат продувающего прибора должен печататься на бумаге (как чек в магазине).

Если инспектор просто не хочет или не имеет возможности провести освидетельствтование на месте, то он не может направить его на медосвидетельствование, так как для последнего есть всего 3 основания, и они включают либо отказ водителя от «продувки», либо несогласие одного из оппонирующих лиц с показателями. При этом, инспектор ДПС должен препроводить лицо до пункта медосвидетельствования, а перед этим составить акт медосвидетельствования. Если медосвидетельствование показало, что водитель трезвый, то его должны препроводить к его машине.

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

Что запрещено инспектору ДПС?

На фоне наличия довольно широкого круга полномочий, есть и большой ряд запретов для сотрудников ГИБДД. Так, среди наиболее распространённых и обсуждаемых запретов:

  • инспектору ДПС не разрешено требовать водителя выйти из машины (может только предложить), если нет задержания, досмотра или освидетельствования – то есть не составлены соответствующие протоколы и не привлечены понятые,
  • останавливать автомобили без причины,
  • при досмотре рыться в личных вещах или по карманам автолюбителя,
  • производить обыск автомобиля – если есть признаки нарушения конструктивной целостности авто, то инспектор действует вне рамок закона,
  • запрещено требовать помочиться в баночку при остановке на дороге в рамках освидетельствования – такая процедура на 2019 год проводится только на медосвидетельствтовании и только в рамках химико-токсикологической экспертизы на наличие наркотиков,
  • курить, общаться с гражданами невежливо, обращаться к нему на «ты»,
  • требовать открыть багажник, если не составлен протокол досмотра или акт осмотра.

Обратите внимание, прямого запрета на многие указанные процедуры у инспектора ДПС нет. Просто исполнять такие требования Вы не обязаны, так как они не соответствуют закону. Инспектору также разрешено просить выполнить все вышеуказанные действия – на просьбу аналогично можно ответить отказом.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *