Добровольческий договор

Добровольческий договор

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО ТАК И НЕ СТАЛО В РОССИИ МАССОВЫМ ЯВЛЕНИЕМ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ МНОГИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗУЮТ В КАЧЕСТВЕ СВОЕГО РЕСУРСА ДОБРОВОЛЬНЫЙ ТРУД, А НЕКОТОРЫЕ ДАЖЕ ПРОВОДЯТ КАМПАНИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ДОБРОВОЛЬЦЕВ. МЕЖДУ ТЕМ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА ФАКТИЧЕСКИ ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСТВУЕТ.

Алла Толмасова, юрист
Консультация подготовлена по материалам Агентства социальной информации

«Добровольцы» или «волонтеры»?

Общепринятое значение слов «доброволец» и «волонтер» синонимично. В правовых нормативных актах можно встретить оба варианта использования слов. Единственный из действующих законов, который содержит правовую норму, касающуюся добровольцев, — это Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее в тексте — Закон № 135-ФЗ), где предпочтение отдано слову «доброволец», тогда как в некоторых подзаконных актах встречается слово «волонтер». Таким образом, НКО может использовать оба варианта в документах. Выбор не породит никаких правовых последствий, за исключением случая, о котором будет рассказано ниже.

Почему доброволец не «работник»?

Привлекая добровольцев, руководители некоммерческих организаций должны понимать, что доброволец не вступает с организацией в трудовые отношения и не получает оплату за труд, следовательно, нормы трудового законодательства не распространяются на отношения между НКО и добровольцем.

Главный признак добровольческой деятельности — ее безвозмездность. Поэтому любые выданные добровольцам премии, материальная помощь или подарки, а особенно регулярные поощрения влекут за собой налоговые риски. Налоговый орган сможет квалифицировать подарок (материальную помощь) как вознаграждение за выполненную работу и доначислит организации налог (ЕСН) или страховые взносы (в Пенсионный фонд и в Фонд социального страхования).

Основные правила оформления труда добровольцев:

• доброволец не имеет должности;
• его труд не вносится в штатное расписание организации;
• он не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка;
• в трудовой книжке нельзя делать запись о добровольном труде.

Доброволец не может быть материально ответственным лицом, так как договор о полной материальной ответственности можно заключить только с работником. Аналогично — добровольцу нельзя выдать деньги «под отчет». Если добровольцу поручены деньги, то такие отношения НКО в случае причинения вреда будут регулироваться не трудовым, а гражданским законодательством.

Особен н ости учета и оформления добровольцев

Законодательство не требует оформления добровольцев и не устанавливает правил оформления, однако существуют два случая, когда оформление необходимо:

1) Долгосрочный и систематичный добровольный труд.

Согласно положениям Трудового кодекса, трудовые отношения возникают уже на основании фактического допущения работника к работе с ведома работодателя в случае, даже когда трудовой договор не был оформлен. Поэтому, если доброволец каждый день или в определенные дни недели к определенному часу приходит в помещение организации и систематически исполняет, по сути, трудовую функцию, то даже при отсутствии документов недобросовестный доброволец по истечении нескольких месяцев может потребовать заработную плату за отработанное время плюс проценты за задержку выплаты зарплаты.

2) Необходимость компенсировать добровольцу расходы.

Уже на этапе планирования деятельности добровольцев надо заранее определить, позволяет ли налоговое законодательство освободить от НДФЛ суммы компенсаций, выплаченных добровольцу. Ответ на поставленный вопрос зависит от ряда факторов, а именно:

Какие именно расходы компенсируются?

Любой расход должен быть документально подтвержден. Не может быть и речи об освобождении от НДФЛ компенсации той суммы, которую доброволец потратил на такси, чтобы довезти своего подопечного до реабилитационного центра, и при этом не получил от таксиста кассового чека.

С очень высокой вероятностью признают облагаемым доходом компенсацию расходов, когда фактически невозможно определить, в чьих интересах произведен расход — в интересах НКО или в личных интересах добровольца (оплата проездных билетов, оплата мобильной и электронной связи). Расходы на питание всегда признаются доходом и облагаются НДФЛ.

Какая организация компенсирует расходы?

Лучше всего при планировании финансовых операций сделать так, чтобы все расходы несла сама НКО, а расчеты производились в безналичном порядке. Вместо такси, остановленного на улице, надо заказывать машину в транспортном агентстве, мобильные телефоны и услуги по подключению к мобильной связи или Интернету приобретать на имя организации и т. д. Такой подход не решает всех проблем, но значительно уменьшает их количество.

С какой целью были понесены расходы?

Компенсации подлежат расходы на проезд и проживание только на те мероприятия, которые проводятся в интересах организации.

Налогообложение расходов добровольцев благотворительных и неблаготворительных организаций

В части четвертой статьи 5 Закона № 135-ФЗ определено, что добровольцы — это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.

Таким образом, благополучателем, в интересах которого трудится доброволец, может быть не только благотворительная организация, но и другая некоммерческая организация, а также физическое лицо. Однако при компенсации расходов добровольцев правовое поле облегчает эту задачу только благотворительным организациям. Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, освобождены от НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с возмещением расходов. Часть четвертая статьи 5 Закона № 135-ФЗ устанавливает, что благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).

Таким образом, благотворительным организациям, которые при компенсации расходов планируют ссылаться на нормы Закона № 135-ФЗ, не следует использовать в документах слово «волонтер», а лучше придерживаться терминологии закона о благотворительной деятельности — «добровольцы».

Неблаготворительные организации, компенсирующие расходы своих добровольцев, также могут доказывать, что суммы компенсаций не облагаются НДФЛ, но им придется ссылаться только на общую норму статьи 41 Налогового кодекса РФ, которая формулирует принципы определения доходов, в том числе и для цели налогообложения НДФЛ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Иными словами, придется доказывать, что никакой личной экономической выгоды доброволец не получил. Такое доказывание — дело непростое, но вместе с тем не безнадежное.

Как документально оформить добровольный труд в интересах организации?

Если есть необходимость подтвердить документально использование безвозмездного труда добровольцев, можно ограничиться двумя видами документов.

Первый — решение органа управления НКО, в компетенцию которого входит утверждение планов и бюджетов, о необходимости привлечения добровольцев к деятельности организации и описание круга задач.

Второй документ — договор с добровольцем или его заявление о желании оказать помощь НКО, где его подпись обязательно должна стоять под словами «безвозмездный труд». Не должны упоминаться в документах слова «работник», «должность», «дисциплина труда», «правила внутреннего трудового распорядка» и иные, характерные исключительно для трудовых договоров. На добровольцев не надо издавать приказов. Не следует «принимать добровольца на должность бухгалтера»; вместо этого лучше написать «доброволец выражает желание безвозмездно оказывать помощь руководителю организации в ведении бухгалтерского учета».

Если по характеру труда добровольца можно предположить необходимость поездок, в договор можно включить пункт о компенсации расходов. Неясно, в какой мере руководитель НКО несет ответственность за соблюдение правил охраны труда в отношении добровольцев и в целом за их жизнь и здоровье в те промежутки времени, которые доброволец посвящает помощи НКО. Чтобы застраховать себя от ответственности в случае нарушения охраны труда или несчастного случая во время работы, руководство НКО может разработать отдельный журнал, в котором только добровольцы будут расписываться в том, что они ознакомлены с правилами безопасного поведения в помещениях организации.

№ 1 / 2009
Алла Толмасова
Правовые аспекты добровольческой деятельности

Договор с добровольцем

Большинство руководителей НКО на вопрос, для чего нужен договор с добровольцем, ответят просто: «Для отчетности». Действительно, когда мы пишем в проекте, что какой-то объем работ будет выполнен добровольцами, то финансирующие нас организации как правило требуют этот факт подтвердить, и самый надежный способ – приложить договоры. Опытный бухгалтер НКО еще добавит: «Для возмещения затрат». И это тоже верно, потому что оплатить проезд, проживание и даже покупку футболки с надписью «Доброволец» без договора очень сложно (а в большинстве случаев и вообще невозможно).

Но необходимость договора с добровольцем на самом деле не только (и не столько) в этом.

Представьте такую ситуацию: вы нашли добровольца, обучили его, приобрели ему необходимую одежду и расходные материалы, оплатили проезд до места работы или проживания благополучателя… а он взял, и не поехал. Или поехал, но не стал ничего делать. И на все вопросы, претензии и просьбы отвечает просто: «А что вы от меня хотите? Вы же мне за это не платите… Не хочу – и не буду!». Или еще проще: «Я думал, что постою тут часок рядом с баннером, а это оказывается на весь день, да еще столы надо носить!» А вот если бы у вас был заключен с ним договор, в котором было бы четко написано, что именно он должен сделать, в какие сроки и на каких условиях, ситуация была уже совсем иная.

Никто не хочет сказать, что добровольцы – это не очень порядочные люди, которые используют НКО только как возможность получить за свою безвозмездную работу от них какие-то блага (хотя и такое бывает). Нередко человек, вызывающийся сделать что-то добровольно и безвозмездно, просто не представляет всю сложность и весь объем работы, за которую берется. А сотрудникам организации или самому благополучателю не приходит в голову, что он может этого не понимать (нам же все очевидно, правда?). Договор сразу оговаривает и ограничивает все условия, а также защищает права обеих сторон.

135 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» наконец-то четко определил такое понятие, как «договор с добровольцем», и теперь нам не надо отстаивать свою точку зрения на него перед какими-либо структурами и самими добровольцами.

Итак, четко и однозначно, договор с добровольцем – это договор гражданско-правового характера, на который распространяются все положения Гражданского Кодекса Российской Федерации и имеющий точно такую же силу, как и любой другой документ, соответствующий всем требованиям Законодательства РФ.

Между какими сторонами может быть заключен договор?

Между добровольцем и благополучателем – в случае, если доброволец осуществляет деятельность от своего имени. То есть, если я лично, как физическое лицо, раз в полгода мою окна своей пожилой соседке, то мы с ней можем заключить договор о том, что я обязуюсь это делать на протяжении определенного периода, а она для этого предоставляет мне доступ в квартиру в свое отсутствие (отдает ключ) и предоставляет необходимый инвентарь. И если пока я мою эти окна, ко мне заходит участковый (которому позвонила другая бдительная соседка), я показываю ему этот договор и все довольны.

Между добровольцем и добровольческой организацией или организатором добровольческой деятельности – если доброволец принимает участие в их добровольческой деятельности. Например, соседка не готова пустить меня к себе просто так (не доверяет она малознакомым людям), но зато она доверят местному Совету ветеранов, который ежегодно проводит акцию «Чистые окна» – тогда я иду в эту организацию и заключаю договор с ней. И уже организация направляет меня к конкретной бабушке для помощи в уборке дома и мытья окон.

Что должно быть в договоре?

Согласно 135 ФЗ, в договоре могут быть закреплены Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности, либо Условия участия добровольца в деятельности организатора добровольческой деятельности или добровольческой организации.

Предметом же данного договора является безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона 135 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Обратите внимание – условия осуществления деятельности именно «могут быть закреплены». Во первых, никто не может заставить человека заключить договор, если он этого не хочет (вспомните статью 4 данного ФЗ). Во вторых, мы в принципе можем и не описывать условия в договоре, а указать просто – «обязуется выполнять безвозмездные работы в целях…». Но в этом случае договор нам только подтвердит наличие добровольца перед грантодателями, но никак не поможет в работе. Ведь если ни сам доброволец, ни организация, ни благополучатель не могут определить, что именно он должен делать, то и делать он будет то, что сам считает нужным. И далеко не факт, что это будет именно то, что от него ждут.

Обратите внимание еще на два важных пункта, которые стоит включить в договор и которые прямо указаны в 135-ФЗ:

1) Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации.

Часто добровольцы привлекаются на работы и услуги, которые в организации уже оказываются (другими добровольцами или сотрудниками), а значит по ним есть установленные требования или нормы: Регламент оказания услуги, требования по санитарной обработке инвентаря, правила общения с благополучателем и т.п. Вы конечно можете перечислить все их содержание в договоре, но проще указать в нем конкретный документ и дать его для ознакомления добровольцу.

2) Между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.

Другие публикации:  Экзамен по вождении штраф

Это тот самый случай, когда доброволец что-то сделал нет так. Например, нахамил инвалиду во время оказания ей услуг по уборке квартиры. Или раскладывал еду на пищевой раздаче без перчаток. Или рассказал кому-то информацию, которую не имел права разглашать. И так далее.

Однако стоит помнить еще и то, что договор с добровольцем – это договор гражданско-правового характера, а значит при его заключении действуют все нормы Гражданского кодекса для таких договоров, а именно:

  • Договор с добровольцем является срочным, то есть заключается на определенный период времени,
  • Содержит описание конкретного объема и условий выполнения работ исполнителем;
  • Основанием для возмещения затрат и подтверждением оказанных услуг по договору является «Акт выполненных работ», подписанный обеими сторонами;
  • Заказчик (благополучатель, организатор добровольческой деятельности или добровольческая организация) вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов;
  • Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Два последних пункта прямо связаны с теми, что указаны в 135-ФЗ, и так это прямые нормы ГК РФ – они действуют независимо от их наличия в документе.

Что это означает?

Если благополучатель, организатор добровольческой деятельности или добровольческая организация отказывается от услуг добровольца, то он должен возместить ему понесенные затраты. Например, он должен оплатить проезд до дома того самого инвалида, с которым невежливо общался доброволец, несмотря на то, что договор после этого был расторгнут из-за несоблюдения принятых правил общения.

С другой стороны, получается что доброволец тоже обязан возместить убытки организации, если он отказывается выполнять условия договора. Часто НКО проводят обучение добровольцев (оплачивают услуги преподавателей, приобретают методические материалы), приобретают спец.одежду по индивидуальным размерам и т.п. И в случае, если доброволец после всего отказывается выполнять указанные в договоре работы или оказывать услуги, организация имеет право потребовать возмещения затрат, направленных на его подготовку и обучение. Лично нам неизвестна такая практика в Самарской области (вероятно, наши НКО тщательно выбирают ответственных добровольцев), но помнить о такой возможности необходимо.

Какие дополнительные пункты стоит включить в договор с добровольцем?

Все зависит от вида и характера выполняемых работ (предоставляемых услуг), но в любом случае стоит включить:

обязанность добровольца предоставить подтверждение выполнения работ (это может быть подпись благополучателя или координатора добровольцев в журнале регистрации, фотографии выполненных работ и т.п.);

  • обязанность заказчика возместить затраты добровольца или предоставить ему необходимые технические средства и расходные материалы (и указать условия этого, например — возмещение затрат на проезд производится только после предоставления билетов, либо заказчик сам заранее приобретает билеты);
  • дополнительные требования к качеству выполнения работы добровольцем, если это необходимо (эти требования можно не включать в сам договор, но подробно перечислить в прилагаемом к нему техническом задании);
  • обязанности заказчика предоставить отзыв о работе добровольца или справку о выполнении им работ (данные документы могут быть использованы как подтверждение опыта работы при трудоустройстве).

Договор по согласию сторон может быть дополнен множеством других условий, связанных с особенностями данного вида благотворительной деятельности: обязательство НКО по страховании жизни и здоровья исполнителя, обязательство исполнителя о неразглашении конфиденциальной информации или личных данных благополучателей и т.д.

Форма договора с добровольцем может быть сделана на основе стандартного договора оказания услуг, с той лишь разницей, что называться он будет «Договор безвозмездного оказания услуг (выполнения работ)». То же самое относится и к Акту выполненных работ, который необходимо будет составить и подписать после того, как все работы и услуги по договору будут выполнены и предоставлены.

О договоре с добровольцем — административным сотрудником НКО (руководителем, бухглатером, офис-менеджером и т.п.) читайте в следующей статье.

Правовые основы добровольчества

Основной нормативной правовой базой, на которой основана добровольческая деятельность и деятельность организаций, привлекающих труд добровольцев, поддерживающих добровольческие инициативы в Российской Федерации, являются следующие документы:

1. Документы Российской Федерации:

· Конституция Российской Федерации;

· Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);

· Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

· Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

· Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

· Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

· Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (новая редакция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 997-р);

· Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»;

· Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662;

· Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р, а также, законы РФ, принятые в ходе реализации плана мероприятий этой Концепции и соответствующие им законы субъектов Российской Федерации.

2. Международные акты:

· Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

· Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

· Всеобщая Декларация Добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий – International Association for Volunteer Effort (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев).

· Резолюция A/RES/56/38 «Рекомендации о поддержке добровольчества», принятая Организацией Объединенных Наций 10.01.2002 года.

С подборкой основных правовых актов в сфере добровольчества можно познакомиться на портале специалистов в области добровольчества «Вектор добровольчества в России» в разделе «Правовые основы добровольческой деятельности» библиотечных ресурсов

С 2008 года в ряде субъектов федерации органами власти принимаются концепции, ориентированные на поддержку и развитие добровольчества. Начало этому процессу и детально проработанные правовые основания, в т.ч. для развития терминологической базы, предложил город Санкт-Петербург (см. Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг., п. 2. «Основные понятия, используемые в Концепции»[1].

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Понятие «добровольцы» определяется статьей 5 «Участники благотворительной деятельности» Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в редакции от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ:

«добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».

Из этого следует, что закрепленное российским правом понятие «добровольцы» («доброволец») определяет область специфического вида деятельности физических лиц, а именно — благотворительную деятельность.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества,

в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки[2].

Статьей 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в редакции от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ определены цели благотворительной деятельности. Благотворительная деятельность, в т.ч. добровольческая деятельность, осуществляется в целях:

· социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

· подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

· оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

· содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

· содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

· содействия защите материнства, детства и отцовства;

· содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

· содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

· содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

· охраны окружающей среды и защиты животных;

· охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

· подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

· социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

· оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

· содействия добровольческой деятельности;

· участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

· содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

· содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

· поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

· содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

· содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Вместе с этим, Закон определяет, что:

· направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются;

· проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается.

В практике организации добровольческой деятельности вместо понятия «доброволец», и производных от него, часто, в качестве равноценного, употребляется понятие «волонтер». Такая замена понятий особенно часто проявляется в сфере молодежной политики. С позиции действующего в Российской Федерации права эти понятия не могут рассматриваться в качестве синонимов и быть взаимозаменяемыми, поскольку определяются различными правовыми актами и должны применяться для достижения различных целей.

Понятие «волонтеры» определено пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно: «Для целей настоящего Федерального закона под волонтёрами понимаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, заключившие с Оргкомитетом «Сочи 2014» гражданско-правовой договор об участии в организации и (или) проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр путем применения своего опыта, знаний, умений и навыков в целях осуществления мероприятий по организации и проведению Олимпийских игр и Паралимпийских игр без предоставления указанным гражданам денежного возмещения за осуществляемую ими деятельность (далее – волонтёры)». В то время, как «добровольцы» могут действовать исключительно в целях благотворительной деятельности.

ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЦАМИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности определяются одноименной статьей 7 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в редакции от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ.

Доброволец может осуществлять благотворительную деятельность, как от своего имени, так и участвуя в благотворительной деятельности юридического лица. В каждом из этих случаев условия деятельности добровольца могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, либо между добровольцем и благополучателем, либо между добровольцем и юридическим лицом. Предметом таких договоров должно быть:

· в случае заключения договора с благополучателем – безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя;

· в случае заключения договора с юридическим лицом – безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица.

Эти договоры могут предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности.

В этих случаях гражданско-правовой договор должен быть заключен в письменной форме, а налог на доходы физических лиц не удерживается[3].

Особо, Федеральным законом РФ от 03 июня 2011 № 117-ФЗ, регулируются страховые взносы для волонтеров в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимписких зимних игр 2014 года в городе Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани.

[1] Одобрена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2008 г. № 45-п.

[2] См. ст. 1 «Благотворительная деятельность» Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

Что нужно знать про новый закон о волонтерстве

С 1 мая вступает в силу закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», который президент России подписал 5 февраля 2018 года. Документ вносит существенные изменения в закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», уравнивает понятия «волонтерство» и «добровольчество» и формирует единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества. Эксперты ассоциации «Юристы за гражданское общество» рассказали ТАСС, что изменится для некоммерческих организаций, органов власти и волонтеров.

Другие публикации:  Заявление на жилищную субсидию образец заполнения

Зачем принят новый закон?

Принять такой закон решили после встречи президента РФ Владимира Путина с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), благотворительных организаций и волонтерского движения 26 июля 2017 года. Тогда участники некоммерческого сектора сказали, что у них возникает немало проблем и сложностей в связи с разными подходами к работе с волонтерами и с документами, которые при этом необходимы.

Новый закон более четко определяет всех ключевых участников процесса в правовом поле.

Что именно меняет закон?

  • Уравнены понятия «волонтер» и «доброволец»

Впервые понятие «волонтер» появилось в российском законодательстве в связи с проведением Олимпиады в Сочи, а затем перешло в закон о физической культуре и спорте. А слово «добровольцы» использовалось в законе о благотворительной деятельности. И хотя для большинства из нас слова «волонтер» и «доброволец» — синонимы, юридически разница состояла в том, что в организации спортивных мероприятий участвуют волонтеры, а в благотворительной деятельности — добровольцы. Труд добровольцев является исключительно безвозмездным.

  • Определен статус добровольческих (волонтерских) организаций
  • Уточнены полномочия органов власти и местного самоуправления
  • Уточняется содержание договора с добровольцем (волонтером)

Что может получить доброволец (волонтер)?

Так же как и раньше, доброволец может получать поддержку в виде питания, формы, необходимого оборудования и средств индивидуальной защиты, а также оплату проезда до места назначения и обратно, страхование жизни и здоровья, психологическую помощь и возмещение расходов. Также доброволец может рассчитывать на информационную, консультационную и методическую поддержку в той форме, которая установлена организацией. Закон предусматривает для добровольца возможность получать поощрения и награждения за труд, в том числе в рамках конкурсов и программ всех уровней.

Что предполагает договор с добровольцем?

Если закон о физической культуре и спорте обязывает организации заключать договор с волонтером, то по закону о благотворительной деятельности договор с добровольцем не обязателен. С 1 мая вопрос, заключать или не заключать договор с добровольцем, также останется на усмотрение организации. Новшество состоит в том, что теперь более подробно описано содержание договора.

Так, в документе может быть прописано возмещение добровольцу расходов на наем жилого помещения, проезд, питание и на средства индивидуальной защиты, оборудование и спортивное снаряжение, а также оплата страховых взносов на медицинское страхование либо на страхование жизни или здоровья волонтера во время его добровольческой деятельности.

Юристы отмечают, что в договоре с добровольцем (волонтером) не должно быть никаких терминов трудового права (работа, отпуск, график, обязанности и т.д.). Даже подписав договор с организацией, доброволец может в любой момент отказаться от этой деятельности.

Что изменится для организаторов?

Закон вводит два совершенно новых понятия — организатор добровольческой деятельности и добровольческая организация. Статус организатора добровольческой деятельности могут получать НКО и физические лица, которые привлекают добровольцев к волонтерской деятельности. «С физическими лицами есть много вопросов. Во-первых, непонятно, какую деятельность в рамках закона может организовать физическое лицо с привлечением волонтеров. Во-вторых, в теории пока непонятно, как юридически это будет оформлено, как это будет выглядеть с точки зрения даже налогового законодательства», — отметили юристы.

Новый закон предусматривает, что добровольческие организации могут принимать программы развития добровольчества, получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления, информировать граждан о возможностях стать добровольцами, участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества, создаваемых при органах госвласти и местного самоуправления, а также получать поддержку, предусмотренную законодательством РФ, например как социально ориентированная некоммерческая организация.

Что изменится для органов власти?

Теперь государственные органы и органы местного самоуправления получили законное право привлекать добровольцев. И это абсолютное новшество. «Фактически государство получает возможность использовать труд добровольцев для решения своих задач», — отмечают юристы.

Закон дает возможность органам исполнительной власти разрабатывать и проводить программы для поддержки добровольчества и формировать для этой же цели единую информационную систему, которая включает сведения о добровольцах, организаторах волонтерской деятельности и добровольческих организациях. Информация в эту систему предоставляется не в обязательном порядке, а при желании.

Кроме того, документ позволяет органам власти в регионах внедрять собственные программы поддержки добровольчества.

Также с 1 мая начинают действовать изменения Налогового кодекса РФ, которые президент подписал 23 апреля. Теперь не будут облагаться налогом НДФЛ доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 26 января 2018 года

Одобрен Советом Федерации 31 января 2018 года

Внести в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2708; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 39; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 52, ст. 6998; 2014, N 19, ст. 2308) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

«О благотворительной деятельности

и добровольчестве (волонтерстве)»;

2) статью 1 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

«Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

На добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом для благотворительной деятельности.»;

3) в пункте 1 статьи 2:

а) абзац первый после слова «Благотворительная» дополнить словами «и добровольческая (волонтерская)»;

б) абзац десятый изложить в следующей редакции:

«содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;»;

в) абзац шестнадцатый после слова «добровольческой» дополнить словом «(волонтерской)»;

4) пункт 1 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».»;

а) часть первую после слова «добровольцы» дополнить словом «(волонтеры)», дополнить предложением следующего содержания: «Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.»;

б) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Добровольцы (волонтеры) — физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.»;

в) часть пятую дополнить словом «(волонтеров)»;

г) дополнить частями шестой — восьмой следующего содержания:

«Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности — некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.

Добровольческая (волонтерская) организация — некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.»;

6) статью 7 1 признать утратившей силу;

7) в пункте 3 статьи 10 слова «в качестве добровольцев» заменить словами «на безвозмездной основе»;

а) абзац шестой после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

б) абзац десятый дополнить словом «(волонтеров)»;

9) дополнить разделом III 1 следующего содержания:

«Раздел III 1 . Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 17 1 . Права и обязанности добровольца (волонтера)

1. Доброволец (волонтер) имеет право:

1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;

2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;

3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:

поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;

психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;

возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;

5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.

2. Помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, доброволец (волонтер) имеет также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Доброволец (волонтер), организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.

4. Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.

5. Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.

Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации, а также право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.

6. Договор, указанный в пункте 4 настоящей статьи, может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Договор, указанный в пункте 5 настоящей статьи, может предусматривать обязанности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации по предоставлению добровольцу (волонтеру) питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.

Статья 17 2 . Правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:

1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 17 3 . Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)

1. Правительство Российской Федерации утверждает:

1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

Другие публикации:  Нотариус симонова

2) участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

4) утверждение порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

5) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;

8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.

Статья 17 4 . Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 17 5 . Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)

1. Формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляются федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики.

2. Порядок функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), требования к технологическим и лингвистическим средствам данной информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в данной информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях.

Предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно.

Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) сведений о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях не является обязательным условием оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой (волонтерской) деятельности указанных участников добровольческой (волонтерской) деятельности.»;

10) пункт 7 статьи 19 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Внести в статью 31 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2010, N 15, ст. 1736; 2011, N 29, ст. 4291; 2012, N 53, ст. 7650; 2013, N 27, ст. 3464, 3477; N 52, ст. 6961; 2014, N 42, ст. 5611; N 45, ст. 6139; N 52, ст. 7551; 2015, N 18, ст. 2618; N 48, ст. 6724; 2016, N 11, ст. 1494; N 27, ст. 4220; N 52, ст. 7498) следующие изменения:

1) в подпункте 8 пункта 1 слова «содействия благотворительности и добровольчества» заменить словами «организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства)»;

2) подпункт 1 пункта 3 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

3) пункт 12 1 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Статью 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2013, N 27, ст. 3477) дополнить пунктами 4 — 6 следующего содержания:

«4. Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

5. Религиозные организации вправе заключать с добровольцами (волонтерами) гражданско-правовые договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение добровольцами (волонтерами) работ и (или) оказание ими услуг.

Существенным условием договора о добровольческой (волонтерской) деятельности является соблюдение добровольцем (волонтером) внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

6. Добровольческая (волонтерская) деятельность, предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи, не может регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.».

В пункте 11 статьи 16 1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2012, N 53, ст. 7612; 2017, N 30, ст. 4457) слово «(волонтеры)» заменить словами «(добровольцы (волонтеры)».

Подпункт 9 1 пункта 2 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727,6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87) изложить в следующей редакции:

«9 1 ) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства);».

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 21, ст. 2455; N 25, ст. 2977; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 48, ст. 5517; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1736; N 49, ст. 6409; 2011, N 17, ст. 2310; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4591, 4594, 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7015,7039; 2012, N 26, ст. 3444, 3446; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2325; N 27, ст. 3477; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165;N 52, ст. 6981, 7008; 2014, N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4235; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7558; 2015, N 1, ст. 11, 52; N 27, ст. 3995; N 48, ст. 6723; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; 2018, N 1, ст. 27, 47, 87) следующие изменения:

1) пункт 25 части 1 статьи 15 дополнить словом «(волонтерству)»;

2) пункт 33 части 1 статьи 16 дополнить словом «(волонтерству)»;

3) пункт 11 части 1 статьи 16 2 дополнить словом «(волонтерства)».

Внести в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2009, N 48, ст. 5726; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 49, ст. 7062; N 50, ст. 7354; 2012, N 53, ст. 7582; 2013, N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4025; 2014, N 26, ст. 3376; 2015, N 1, ст. 43; N 27, ст. 3993, 3995; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3277; N 27, ст. 4217; N 48, ст. 6736; 2017, N 17, ст. 2460; N 50, ст. 7544) следующие изменения:

1) в пункте 3 1 статьи 2 слово «волонтеры» заменить словами «добровольцы (волонтеры)»;

а) в части 1 1 слово «волонтерам» заменить словами «добровольцам (волонтерам)»;

б) в части 1 2 слово «волонтерам» заменить словами «добровольцам (волонтерам)», слово «волонтеров» заменить словами «добровольцев (волонтеров)»;

3) в части 4 статьи 31 3 слово «волонтеров» заменить словами «добровольцев (волонтеров)».

Пункт 20 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257; 2017, N 47, ст. 6850) после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статью 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 6998) признать утратившим силу.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2018 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *