Льготы по земельному налогу для образовательных учреждений

Особенности налогообложения в российской сфере образования

юридические науки

  • Логинова Ксения Геннадьевна , магистр, студент
  • Бисенгулова Альфия Рашитовна , магистр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
  • Похожие материалы

    Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.

    Раньше, когда еще действовал старый закон «Об образовании», образовательные учреждения были освобождены от всех видов налогов в части их уставной предпринимательской деятельности. Теперь же все вопросы, связанные с налоговыми отношениями в образовательной организации, решаются в рамках только Налогового Кодекса РФ, который не снимает с них обязанности по уплате налогов, а дает только некоторые льготы.

    Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.

    В образовательной сфере объектами налогообложения являются:

    • Обороты по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (то есть это перемещение денежной суммы в той или иной форме);
    • Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
    • Прибыль;
    • Объекты собственности, сюда входит имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
    • Другое, включающее налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и т.д.

    Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:

    1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.

    Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:

    • Осуществляют операции по реализации товаров, работ или услуг. К примеру, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
    • В ряде иных случаев. К примеру, при сдаче в аренду помещений.

    При этом не играет никакой роли, как будет расходоваться доход от реализации: в данную образовательную организацию или на прямые нужды учебного процесса.

    Освобождаются от налогообложения на основании статьи 149 Налогового Кодекса РФ услуги:

    • По присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных организациях;
    • Проведению занятий с детьми в кружках и секциях.

    Также налогообложению не подлежат продукты питания, которые непосредственно произведены столовыми образовательных учреждений и реализуются ими в этих учреждениях.

    2. Налог на прибыль организаций. Налоговой базой является разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, которая напрямую связана с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).

    В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.

    В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

    • Выплату зарплаты учителям за проведение платных занятий;
    • Расходы на приобретение учебников, книг для проведения платных уроков, канцелярских товаров, других расходных материалов.

    В соответствии с законодательством РФ, образовательные организации имеют право на применение налоговой ставки 0% при соблюдении определенных условий, которые отмечены в законодательстве.

    Образовательные учреждения вправе применять указанную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

    • Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая выдана в соответствии с законодательством РФ;
    • Доход учреждения за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемый при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляет не менее 90% ее доходов.

    Если учреждения, которые перешли на применение льготной ставки 0 % в соответствии с законодательством РФ, отступят лишь от одного из условий, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

    3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.

    4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

    В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых организаций, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.

    Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

    Таким образом, можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот, которых, к сожалению, предусмотрено не так много для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    Список литературы

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №117-ФЗ от 05 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. №32. С.3340.
    2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Собрание Законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. ст. 7598.
    3. Кудрявцева Н.М., Постол М.Е. Льготы при налогообложении образовательных учреждений в российский федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Международная студенческая научно-практическая конференция. 2018. № 1(47). С.125-128.
    4. Шарова М.А. Налообложение и налоговые льготы при предоставлении и получении образовательных услуг // Реформы и право. 2015. №3. С.33-46.
    5. Шестакова Е.В. Налогообложение и экономика в образовании // Юрист ВУЗа. 2014. №4. С.14-20.

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Льготы по уплате земельного налога и порядок их предоставления

    Льготы по уплате земельного налога и порядок их предоставления*

    Р.Г. Габбасов,
    советник налоговой службы I ранга

    Н.В. Голубева,
    советник налоговой службы I ранга

    От уплаты земельного налога освобождаются высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством РФ. При определении льготы следует руководствоваться перечнем научно-исследовательских учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28.04.1993 N 729-р.

    Такое же положение и со льготой по земельному налогу, предоставляемой высшим учебным заведениям, научно-исследовательским учреждениям, министерствам и ведомствам Российской Федерации, которые вошли в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 22.12.1992 N 2399-р, так как этими нормативными документами Правительства РФ не установлен срок, на который указанные выше организации освобождаются от уплаты налога.

    Следующая категория льготников — это государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны, государственные предприятия водных путей и гидросооружений Минтранса России, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, уплачивающие земельный налог в том числе и за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.

    При предоставлении льготы предприятиям связи необходимо иметь в виду, что право на льготы имеют те организации, которые обеспечивают трансляцию государственных программ телевидения и радиовещания, а также те предприятия, которые осуществляют деятельность в интересах обороны. Районные (городские) предприятия связи (почта, телеграф) привлекаются к уплате земельного налога в общем порядке. Согласно действующему совместному письму Госналогслужбы России, Минфина России и Минсвязи России от 13.01.1993 N ВГ-6-02/18, 2 предприятия связи освобождаются от уплаты налога за все земли приемных и передающих центров (радиостанций) радиосвязи и радиовещания, коммутационно-распределительных аппаратных радиовещания и радиобюро, радиотрансляционных узлов, загородных узлов связи с приемно-передающими площадками, коммутационно-распределительных аппаратных, радиобюро, основных и резервных площадок развертывания подвижных радиостанций, кабельных, радиорелейных, воздушных линий и объектов междугородной телефонной связи внутризоновых сетей приграничных областей, районов Севера, Уральского, Восточно-Сибирского регионов и другие. Государственные предприятия связи, осуществляющие деятельность в интересах обороны наряду с деятельностью, не связанной с интересами обороны, освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки, специально отведенные для размещения технических средств связи и обеспечивающие эксплуатацию их строений и сооружений, осуществляющих деятельность в интересах обороны. Если технические средства связи, используемые в интересах обороны, расположены в специальных помещениях строений отдельно от других технических средств, сумма земельного налога за земельные участки, обслуживающие эти строения, уменьшается пропорционально доле площади указанных помещений в общей площади строения.

    Что касается определения льготы, предоставляемой государственным предприятиям водных путей и гидросооружений Минтранса России, следует отметить, что к ним относятся 10 госпредприятий водных путей тех или иных бассейнов рек (например, госпредприятие «Водные пути Волжского бассейна», в которое на правах его структурных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят 6 районов водных путей и 5 районов гидросооружений) и 4 госпредприятия тех или иных каналов (например, госпредприятие «Канал имени Москвы», в которое также на правах его структурных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят Серпуховской и Муромский районы водных путей и 8 районов гидросооружений). Кроме того, подлежат освобождению от уплаты земельного налога также Саратовский судоремонтный и Жигаловский судостроительный заводы, входящие в систему предприятий водных путей и гидросооружений Минтранса России.

    К предприятиям, государственным учреждениям и организациям морского и речного транспорта, освобождаемым от уплаты налога, относятся морские и речные судоходные компании, морские и речные порты, пароходства, администрации морских и речных портов, районные управления речного транспорта, судоремонтные и судостроительные заводы, базы технического обслуживания флота, ремонтно-технологическое предприятие атомного флота, завод «Теплоход», верфи, ремонтно-эксплуатационные базы флота, Киренский строительный участок, бассейновые аварийно-спасательные управления и отряды аварийно-спасательных и судоподъемных работ, управления морских путей, Гидрографическое предприятие и входящие в его состав подразделения (гидробазы); строительный трест «Арктикстрой» и его строительно-монтажные управления; предприятия спутниковых систем и связи морского и речного транспорта; экспедиция спецморпроводок, объединение «Подводречстрой» и его предприятия; «Совмортранс» с принадлежащими ему предприятиями, филиалами и представительствами.

    От земельного налога освобождены земли, занимаемые федеральными дорогами общего пользования в пределах полосы их отвода, то есть земли в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями, а именно: земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно-эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначение по обслуживанию указанных дорог. В полосу отвода автомобильных дорог входят также земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям. Размер земельных участков для защитных лесонасаждений и устройств, равно как и полосы отвода в целом, определяются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными нормами и проектно-сметной документацией. Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» от земельного налога не освобождены дороги областного значения, внутрирайонные дороги общего пользования, а также ведомственные дороги. В некоторых регионах местными органами власти приняты решения по льготированию земельных участков, занятых этими дорогами. В случае если не принято решение об освобождении от уплаты налога, ДРСУ или другие аналогичные организации, имеющие на своем балансе дороги, а также земельные участки под административными зданиями и материально-технической базой, должны ежегодно представлять налоговую декларацию по уплате земельного налога и уплачивать налог.

    При этом любые дороги в пределах черты города, а также проходящие по территории любой деревни, считаются землями общего пользования, которые в соответствии с Законом РФ «О плате за землю» не подлежат налогообложению, поэтому из расчетов при представлении налоговой декларации на уплату земельного налога их площади следует исключать.

    Освобождаются от уплаты земельного налога предприятия, государственные учреждения и организации воздушного транспорта и Комиссии по регулированию воздушного движения «Росаэронавигации» за земли, занятые аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности. При этом отметим, что аэропортом является комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения и необходимое оборудование, а аэродром — это земельный участок, включая здания, сооружения и оборудование, предназначенный для взлета, посадки и обслуживания воздушных судов. Границы отвода земельных участков для указанных целей определяются генпланом, утвержденным органами местного самоуправления.

    Вызывает многочисленные вопросы порядок предоставления льгот по налогу за земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. В настоящее время во многих регионах продолжает иметь место широкое толкование выражения «земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления», и в связи с этим от налогообложения уклоняются юридические лица, ведущие хозрасчетную деятельность, занимаясь обслуживанием организаций, так же как автохозяйства, жилищно-коммунальные предприятия, дома отдыха, санатории.

    Являются ли плательщиками земельного налога подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, отнесенные законодательными и нормативными актами к органам управления или, например, относимые Классификатором отраслей народного хозяйства к прочим видам деятельности сферы материального производства, то есть совсем не как к органам управления?

    Действительно, в соответствии с действующим Общесоюзным Классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) организации вневедомственной охраны, являющиеся юридическими лицами, относятся к отрасли «Прочие виды деятельности сферы материального производства» по группировке «Вневедомственная охрана», код 87400.

    Однако следует учитывать, что ОКОНХ используется применительно к статистическим целям для отнесения деятельности организаций к отдельным отраслям народного хозяйства. Для целей налогообложения ОКОНХ может применяться только с учетом норм, установленных налоговым законодательством

    В соответствии со ст. 1, 7, 9 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» (с изменениями и дополнениями), Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», п. 1 и 2 Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 12.02.1993 N 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», подразделения вневедомственной охраны включены в структуру органов государственного управления. Подпунктом 14 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» установлено, что земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, освобождаются от уплаты земельного налога. Таким образом, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, отнесенные к органам управления, не являются плательщиками земельного налога.

    Что касается льгот, предоставляемых предприятиям, научным организациям и научно-исследовательским учреждениям за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации, следует обратить внимание на то, что очень часто возникают вопросы: что подразумевается под понятием «материальные ценности»? Какой орган власти утверждает номенклатуру, размеры и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве? Как уплачивается земельный налог за земельные участки, используемые для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва?

    Отметим, что Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» устанавливает, что федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, создают мобилизационные органы для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением. Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, устанавливаются в соответствии с примерным Положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством РФ.

    Мобилизационный резерв определяется запасом материальных ценностей, создаваемым организацией в мирное время для обеспечения выполнения мобилизационных заданий. Номенклатура материальных ценностей, подлежащих накоплению в мобилизационном резерве, включает основные и дефицитные виды сырья, материалов, важнейших комплектующих изделий, специальной техники и полуфабрикатов, а также отдельные виды средств технологического оснащения, необходимые для выполнения мобилизационного плана обеспечения развертывания производства и специальных воинских формирований.

    Определение номенклатуры и размеров материальных ценностей осуществляется организацией в соответствии с Положением о мобилизационном резерве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.05.1997 N 570-27.

    Номенклатура, размеры и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, деятельность которого связана с деятельностью указанных организаций или в сфере ведения которого они находятся.

    Таким образом, организации самостоятельно проводят расчеты по платежам за землю, в которых из общей площади исключают земли, приходящиеся на льготоналогооблагаемые земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации, показывая их отдельной строкой. Основанием для расчетов являются перечни таких организаций, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

    Следующая категория плательщиков, которая вызывает многочисленные вопросы по правильному применению льготы по земельному налогу, — это военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.

    Для определения льготной категории следует обратиться к Закону РФ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта. Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, приравниваются по своему правовому положению к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основанием для предоставления льгот служат удостоверения воинских частей, справки рай(гор)военкоматов, пенсионные удостоверения.

    Льгота членам семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязанностей, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется на основании справки о гибели военнослужащего.

    При определении льгот по уплате земельного налога военнослужащим также следует руководствоваться Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» и Указом Президента Российской Федерации от 14.12.1993 N 2140 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации», в соответствии с которыми к категории военнослужащих относятся военнослужащие Вооруженных Сил, Пограничных войск, Внутренних войск МВД России, Железнодорожных войск и Войск гражданской обороны; военнослужащие системы федеральных органов государственной безопасности Президента Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации; военнослужащие Государственной противопожарной службы МВД России; военные строители военно-строительных отрядов МО России; военнослужащие других министерств и ведомств.

    Однако Указ Президента Российской Федерации от 10.03.1997 N 197 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 620 “Об образовании Пограничных войск Российской Федерации”» и внесении изменений в некоторые Указы Президента Российской Федерации» исключил военнослужащих Государственной противопожарной службы МВД России из Указа Президента Российской Федерации от 14.12.1993 N 2140, в связи с этим действие общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации не распространяется на военнослужащих Государственной противопожарной службы МВД России.

    В связи с многочисленными запросами о предоставлении льгот по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел, а также ветеранам боевых действий в Афганистане следует обратить внимание на то, что Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», предусмотрены льготы по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел. Однако следует заметить, что названное Положение не относится к актам налогового законодательства. Предусмотренные указанным выше Положением льготы по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более, могут предоставляться лишь при условии внесения соответствующих изменений в законодательные акты о налогах, то есть для предоставления льготы указанным категориям граждан законодателем должны быть внесены изменения в Закон РФ «О плате за землю».

    Члены семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей, с 27 июля1998 года, с момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», были освобождены от уплаты земельного налога.

    Льготы по уплате земельного налога Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» предоставляются на основании соответствующих орденских книжек.

    Часто задаются вопросы о льготах по земельному налогу семьям, в которых проживают льготные категории граждан, но документы на землю оформлены не на них, а на других членов семьи, например, на супругу. Статьей 15 Закона РФ «О плате за землю» определено, что основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. Таким образом, данная льгота может быть предоставлена только тем гражданам, на кого оформлен документ на землю.

    Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы освобождаются от уплаты налога по перечню, определяемому Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 21.07.1998 N 117-ФЗ), согласно которому уголовно-исполнительная система Минюста России включает: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; центральный орган уголовно-исполнительной системы Минюста России. Следует напомнить, что функции по регулированию деятельности учреждений, предприятий, подразделений уголовно-исполнительной системы перешли от МВД России к Минюсту России.

    Несмотря на это продолжает действовать Перечень предприятий, учреждений и организаций МВД России, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный постановлением Правительства РФ от 09.07.1994 N 814 «Об утверждении Перечня предприятий, учреждений и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящих в уголовно-исполнительную систему», в который включены следующие предприятия и организации:

    следственные изоляторы, специальный следственный изолятор «Лефортово»;

    предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;

    центральные базы и базы материально-технического обеспечения и сбыта; строительно-монтажные управления;

    центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия;

    автомобильные и железнодорожные хозяйства;

    межобластные, республиканские, краевые и областные больницы для осужденных, лечебные учреждения и лечебно-оздоровительные комплексы для обслуживания персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей;

    научно-производственные объединения, проектно-технологические институты и центры нормативно-исследовательских работ.

    Постановление Правительства РФ от 30.10.1998 N 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» распространило на учреждения, органы, предприятия и подразделения уголовно-исполнительной системы Минюста России действие нормативных правовых актов Правительства РФ, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы МВД РФ, в части, касающейся их.

    Льготная ставка земельного налога в размере 25 % от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно Приложению 1 Закона РФ «О плате за землю», применяется при расчете налога за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог. Исчисление земельного налога юридическими лицами железнодорожного транспорта за указанные земли должно производиться по единой средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по территории субъектов Российской Федерации независимо от нахождения полосы отвода железных дорог (в городской или сельской местности). При исчислении земельного налога за земли полосы отвода железных дорог на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга принимаются средние ставки налога за сельскохозяйственные угодья соответственно Московской и Ленинградской областей.

    Понятие «полоса отвода железной дороги» применяется в значении, определенном в ст. 2 Федерального закона от 25.08.08.1995 N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», в соответствии с которым полоса отвода — это земля железнодорожного транспорта, занимаемая земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами. При исчислении земельного налога за земли полосы отвода железных дорог следует руководствоваться также Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом МПС России от 15.05.1999 N 26Ц. Согласно Положению размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции федерального железнодорожного транспорта и станций. Установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Госкомзема России совместно с железными дорогами. Кроме того, пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и их перевод из одной категории в другую производится уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов и иных целей. Кроме того, железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации. При этом отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством.

    При определении льготы по землям общего пользования населенных пунктов следует обратиться к ст. 76 Земельного кодекса РСФСР, согласно которой к таким землям относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы), а также другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.

    Часто возникают вопросы: относятся ли к землям общего пользования территории, занятые сооружениями водопроводно-канализационного хозяйства, для удовлетворения нужд города, поселка, и освобождаются ли они от уплаты земельного налога?

    Законом РФ «О плате за землю» не предусмотрено освобождение от уплаты налога как предприятий жилищно-коммунального хозяйства, так и предприятий и организаций, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство. Поэтому предприятия и организации по эксплуатации водопроводных, тепловых и газовых распределительных сетей и по распределению воды, тепла и газа на коммунально-бытовые нужды и населению, организации по эксплуатации канализационных сетей и организации других подотраслей коммунального хозяйства подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях как за земли, предоставленные для осуществления их деятельности, так и за земли, занятые их строениями и сооружениями (водозаборными узлами, станциями перекачки, котельными, очистными сооружениями, коллекторами и др., кроме подземных и внутридомовых водопроводных, канализационных, тепловых и газовых трубопроводов). На практике встречаются случаи, когда руководители, например, таких организаций и предприятий, как «Водоканал», а также руководители организаций общественного транспорта (автобусные, троллейбусные, трамвайные парки) считают, что земли, на которых расположены их организации, являются землями общего пользования, так как их услугами пользуются все граждане данной территории. Здесь необходимо иметь в виду, что указанные организации являются коммерческими предприятиями, и выделенные им земли они используют для своей производственной деятельности и в конечном счете для получения прибыли.

    Следует отметить, что земли, используемые пожарной охраной, освобождаются от уплаты налога. При определении льготы можно обратиться к Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 24.01.98 N 13-ФЗ), в соответствии с которым пожарная охрана подразделена на следующие виды: Государственная противопожарная служба, ведомственная пожарная охрана и добровольная пожарная охрана и объединения пожарной охраны. Статьей 5 Закона установлено, что в систему Государственной противопожарной службы входят федеральный орган управления Государственной противопожарной службы, пожарно-технические научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения, специальные подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации, подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия данной службы.

    И последняя категория льготников — это государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство и эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

    Льготы по земельному налогу для образовательных учреждений

    ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    Бюджетные учреждения, как и коммерческие организации, признаются плательщиками земельного налога при наличии оснований для его уплаты.
    Об уплате земельного налога бюджетными учреждениями Вы узнаете из этой статьи.

    Учреждением на основании статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
    Собственником имущества учреждения является его учредитель, и на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, учреждение приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
    Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником этого имущества или приобретенного за счет выделенных собственником средств, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено (пункт 5 статьи 123.22 ГК РФ).
    Деятельность бюджетных учреждений, помимо ГК РФ, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Согласно статье 9.2 этого закона бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
    Имущество бюджетного учреждения, собственником которого соответственно выступает Российская Федерация, её субъект или муниципальное образование, закрепляется за ним на праве оперативного управления. Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 9 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).

    Являются ли бюджетные учреждения плательщиками земельного налога?
    Как Вы знаете, земельный налог отнесен к числу местных налогов, следовательно, он устанавливается не только главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 15 НК РФ, статья 387 НК РФ).
    В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

    Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

    В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
    Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
    Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

    Другие публикации:  Налогообложение договор дарения недвижимости

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *