Требования правоприменения это

Правоприменение

  • Юридическая техника
  • Предмет и методы юридической техники
  • Понятие и виды юридической техники
  • Структура юридической техники
  • Средства и приемы юридической техники
  • Правовая семья
  • Юридические документы: понятие и виды
  • Профессия юриста

Применение права как особая форма его реализации

Без правоприменения иногда невозможны возникновение или реализация многочисленных правоотношений. Правоприменение необходимо, когда:

  • возникает спор о праве и стороны не могут самостоятельно прийти к согласованному решению;
  • некоторые отношения (в силу особой важности) должны пройти контроль со стороны государства;
  • требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридическое значение;
  • ненадлежащим образом осуществляются нрава и выполняются обязанности;
  • совершено правонарушение и необходимо определить меру ответственности и т. д.

Своеобразие правоприменения отражается в следующих признаках:

1. правоприменение является одной из форм государственно-властной управленческой деятельности. С ее помощью государственные органы и уполномоченные на то организации осуществляют детализирующее, индивидуальное воздействие на конкретные жизненные ситуации, требующие властного вмешательства или контроля. Причем данная деятельность осуществляется только в рамках предоставленных им полномочий по управлению в определенной сфере общественной жизни;

2. по своему содержанию правоприменение является своеобразной формой перевода общих нормативно-правовых предписаний и принципов в юридически значимое поведение конкретных субъектов, наделяемых субъективными правами и юридическими обязанностями в зависимости от своеобразия конкретной жизненной ситуации. Данная деятельность носит интеллектуально-волевой, познавательный характер, требующий не только знания действующего законодательства, но и определенного жизненного опыта, твердых нравственных позиций. Поэтому к правоприменителю должны предъявляться повышенные требования относительно его профессиональных качеств;

3. необходимость синхронизации поведения участников правоприменительного процесса, многоэтапность и повышенная социальная значимость обусловливают процессуальный характер правоприменения. Процессуальная форма дисциплинирует его участников, обеспечивает согласованность и предсказуемость их поступков, служит гарантией вынесения обоснованного и справедливого решения по делу;

4. правоприменение завершается принятием индивидуально-властного, юридически значимого решения, в котором дастся не только юридическая оценка определенной ситуации, но и определяется дальнейшее поведение се участников. Причем это решение обязательно не только для конкретных субъектов (адресатов), но и для неопределенно большого количества лиц, прямо или косвенно причастных к реализации принятого решения. Так, приказ ректора вуза о зачислении Иванова на первый курс имеет юридическое значение не только для самого абитуриента, но и для многочисленных служб учебного заведения, военкомата, предприятия, на котором ранее он работал, и т. д.

Стадии процесса применения норм права

Правоприменение — сложная деятельность. Продолжаясь во времени, она проходит несколько стадий, на каждой из которых выполняются этапные задачи, последовательно ведущие к достижению единой цели — принятию индивидуально-властного решения, регулирующего жизненную ситуацию.

Стадии правоприменения — это относительно обособленные комплексы правоприменительных действий, последовательно направленные на взаимообусловленное достижение целей, связанных с обеспечением надлежащей реализации юридической нормы по урегулированию проблемной жизненной ситуации.

Правоприменительный процесс можно условно поделить на три стадии:

  • установление фактической основы дела;
  • выбор и анализ юридической нормы;
  • вынесение и документальное оформление правоприменительного решения.

Установление фактической основы дела

Каждую жизненную ситуацию характеризует огромное количество различных фактических обстоятельств. Но абсолютное большинство из них не имеет значения для ее юридической оценки. Поэтому по делу устанавливаются лишь две группы фактических обстоятельств.

Основные факты, которые вытекают из диспозиций норм материального права и непосредственно влияют на юридическую оценку жизненной ситуации (факт наличия субъективного права, факт его нарушения и т. д.). Неустановление или неправильное установление таких юридических фактов влечет отмену принятого решения по делу.

Вспомогательные (факультативные) факты, которые, не влияя непосредственно на юридическую квалификацию, правовую оценку содеянного, лишь способствуют установлению истины по делу. Они могут иметь место в доказывании по делу, а могут и отсутствовать, лишь способствуя установлению истины по делу. К ним относятся различного рода доказательственные факты, способные после их установления судом послужить доказательством обстоятельств, входящих в предмет доказывания (факт нахождения правонарушителя в другом месте), процессуальные факты (определение подведомственности разрешения спора), а также проверочные факты, способные подтверждать или опровергать доказательства (факт заинтересованности свидетеля в результате разрешения спора).

Все эти фактические обстоятельства, за исключением общеизвестных фактов (землетрясения), преюдициальных фактов, т. е. фактов, установленных уже вступившим в законную силу решением или приговором суда, и фактов, признанных другой стороной, подлежат установлению с помощью доказательств (ст. 73 УПК РФ; ст. 56 ГПК РФ).

Выбор и анализ юридической нормы

На этой стадии происходит юридическая квалификация содеянного. Юридическая квалификация — это деятельность уполномоченных на то субъектов по сопоставлению и юридической констатации реально происходивших фактических обстоятельств и их типовой модели, зафиксированной в правовой норме. Для этого правоприменитель первоначально устанавливает отрасль права, нормы которой регулируют данный случай, затем в рамках отрасли выявляет необходимый институт, а потом и конкретную норму права. При этом осуществляется «критика» данной нормы (действует ли она в настоящее время, распространяется ли она на данную территорию и данных субъектов и т. д.), устраняются возможные коллизии и устанавливается точный смысл предписания, толкуется его содержание и сопоставляется с другими функционально связанными нормами. Следует иметь в виду, что правовая квалификация довольно часто предполагает не только юридическую, но и социально-политическую, а порой и нравственно-психологическую оценку деяния. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать практику рассмотрения дел о необходимой обороне или выселении лиц за невозможностью совместного проживания.

Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения

Это — основная стадия, так как все предшествующие лишь готовят необходимый материал для вынесения правоприменительного акта. На этой стадии объединяются три основных потока информации:

  • информация о реальных фактических обстоятельствах, требующих юридической оценки;
  • юридическая информация, зафиксированная в нормах права (юридический состав деяния) и выражающая отношение к такого рода ситуациям со стороны компетентных правотворческих органов и государства в целом;
  • социальная информация, выраженная в различных социальных нормах (религиозных, политических, моральных и т. д.), содержащих оценку такого рода деяний со стороны общества.

На основе полученной законным образом, допустимой и достаточной информации правоприменитель дает окончательную юридическую оценку содеянного, оформив ее официальным юридическим актом, влекущим юридические последствия.

Кроме того, необходимо различать:

  • простое, бесспорное, упрощенное правоприменение, когда для выработки правоприменительного решения нет необходимости в специальном исследовании и привлечении других лиц (приказ руководителя о приеме на работу);
  • правоприменение, усложненное спорной ситуацией или конфликтом, когда для выработки правоприменительного решения необходимо специальное исследование и доказывание истины по делу.

Юридически значимый конфликт представляет собой своеобразное противоборство субъектов права с различной правовой позицией (и юридической оценкой фактических обстоятельств) с целью защиты своих несовпадающих интересов. Между сторонами конфликта возникает юридический спор, который выражается в совместном состязании (устном или письменном), где каждая сторона отстаивает свою правовую позицию, опровергая доводы противника.

Публичность конфликтной ситуации, равенство и состязательность сторон являются залогом ее справедливого и объективного разрешения, так как стороны вынуждены отстаивать и обосновывать свою позицию перед правоприменителем. Обоснование этой позиции происходит в форме доказывания. Доказывание — это такая форма подачи информации, при которой всякое юридически значимое утверждение обосновывается доказательствами и в связи с этим приобретает достоверный, убедительный характер.

Основная задача доказывания состоит в установлении истины. Истина — это свойство наших знаний об окружающей действительности, которое выражается в их соответствии с имевшими место реальными событиями. В своих рассуждениях мы отражаем мир не совсем таким, каким он является на самом деле, а таким, каким он нам видится, слышится или ощущается. Поэтому истина во многом зависит от субъективных возможностей конкретного человека, а также от условий и средств познания. Истина может искажаться в зависимости от целого комплекса как объективных (время, место, совершение деяния), так и субъективных факторов (память, зрение, эмоции и т. д.). Ведь полученная информация выходит в мир в результате ее субъективного преобразования конкретным человеком. Выбранное им слово не всегда бывает достаточно точным, выразительным и убедительным. Некоторые слова, да и юридически значимые действия воспроизводятся им машинально. К тому же каждый субъект доказывания в юридическом споре пытается отстоять лишь собственный интерес и далеко не всегда сообщает истинные знания о спорном факте.

Поэтому в рассуждениях субъектов доказывания вкрадываются не только заблуждения, когда искаженные данные воспринимаются ими за истинные, но и обман, который представляет собой сознательное сокрытие истины либо путем умолчания о фактах действительности, либо путем их искажения.

Отмеченные погрешности в установлении истины устраняются с помощью доказательств. Поэтому с точки зрения своего содержания доказывание не столько мыслительный процесс, сколько коллективная процессуальная деятельность по сбору, юридическому закреплению, исследованию и оценке доказательств.

Доказательства — это такие фактические данные (точнее, не сами фактические данные, а сведения о них), с помощью которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В качестве доказательств допускаются: показания подозреваемого, обвиняемого, свидетелей, потерпевшего, объяснения сторон и третьих лиц, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения и показания эксперта.

К ним предъявляются следующие требования:

  • относимости — так как используются только те сведения, которые имеют значение для данного дела;
  • допустимости — гак как используются только те сведения, которые получены из указанных в законе источников с соблюдением процессуальной формы (требуются, например, только письменные доказательства);
  • достоверности — правильности, адекватности отражения обстоятельств дела;
  • достаточности — т. е. такой их совокупности, которая позволит разрешить юридический спор.

Следует отметить, что только в системе каждый доказательственный факт приобретает необходимую силу. Все доказательства суммируются и преобразуются в доказательственную основу правовой позиции субъекта доказывания и правоприменения, определяя основное содержание правоприменительного решения.

Требования и принципы правоприменения

Ключевые слова: требования, принципы, правоприменения

Ко всем этим стадиям правоприменительного процесса теория права формулирует общие требования. Они таковы: правоприменители должны обеспечивать законность, обоснованность, справедливость и целесообразность правоприменения. В сущности, это не что иное, как принципы правоприменения.

Законность предполагает соблюдение всех процедурных требований при квалификации обстоятельств дела, при выборе и использовании нормы права. Обоснованность обеспечивает правильную квалификацию, выбор соответствующей нормы и распространение ее действия на оценку поведения адресата применения права.

Справедливость – великий критерий, когда в оценке того или иного правонарушения необходимо считаться с его причинами, с личностью правонарушителя. Например, справедливым является соразмерное, а вовсе не супержестокое наказание.

Другие публикации:  Арбитражный апелляционный суд республики карелия

Наконец, целесообразность – это также принцип правоприменения, который предполагает оценку конкретного правоприменения по критерию – а надо ли вообще применять право, социально полезно ли это, да и индивидуальные особенности, обстоятельства при этом следует учитывать правоприменителю. Тут могут быть две крайности.

С одной стороны, целесообразность иногда подменяет законность и остается ненаказанным тот или иной правонарушитель. А известно, что эффективное применение права заключается не в жестокости, а в неотвратимости.

С другой стороны, из-за ложно понятой целесообразности мера применения права всячески нарушается, правонарушитель подвергается сверхжестокому наказанию.

Древнеримский мыслитель, политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон считал, что судья — это говорящий закон, а закон — немой судья. Поэтому важно, чтобы закон и суд не расходились, а дополняли друг друга.

Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.). . читать далее .

2. Понятие применения норм права, его принципы и требования.

Думается, что по вопросу о понятии применения норм права могут иметь место различные трактовки, не отрицающие друг друга:

— это властная, организующая деятельность компетентных субъектов по реализации требований норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая;

— это властная, организующая деятельность компетентных государственных органов, их должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, и общественных организаций, обеспечивающая перевод содержащихся в нормативно — правовых актах общих правила поведения и деятельности различных субъектов в плоскость их индивидуально-конкретного действия;

— это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Полагаем, что среди признаков правоприменения существует основной признак, которые с необходимостью обусловливает другие его свойства: его властно-организующий характер.

Иные признаки правоприменения следующие: 1) это деятельность специально уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законом, общественных организаций; 2) осуществляется в установленных законом процессуальных формах; 3) завершается вынесением индивидуально-правовых актов (актов правоприменения), обязательных для его адресатов; 4) исполнение предписаний актов правоприменения обеспечивается юридическими средствами.

Одним из проблемных вопросов в области правоприменения права является вопрос о субъектах правоприменительной деятельности.

Можно выделить два основных подхода к данной проблематике. Согласно первому подходу, нормы права применяют только компетентные органы и уполномоченные их представители.

Согласно второму – правовые нормы применяют как государственные органы, их должностные лица, так и общественные организации и граждане [297] .

Полагаем, что трудно принять идею о том, что отдельные граждане применяют правовые нормы, ибо применение права является властной деятельностью органов государства, их должностных лиц, и в исключительных случаях, уполномоченных общественных организаций. Однако это никак не исключает и не может исключить самого факта участия граждан в применение права. Как полагает И.П. Левченко, в осуществлении правоприменения, помимо государственных органов и их должностных лиц, «в том или ином социально-правовом качестве выступают и другие участники, правовая активность которых выступает важным компонентом как объективной, так и субъективной сторон правоприменения» [298] .

Граждан следует рассматривать не как субъектов, а как участников правоприменения, т.е. как лиц, участвующих в правоприменительной деятельности в целях реализации предоставленных им нормативными актами права и возложенных за них обязанностей, но самостоятельно право не применяющих.

Формами применения норм права являются: 1) оперативно-исполнительная, в рамках которой осуществляется организация выполнения предписаний норм права, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (например, прием на работу, регистрация брака); 2)правоохранительная, охватывающая охрану норм права от каких-либо правонарушений; применение мер государственного принуждения; назначение мер наказания или взыскания.

Учитывая вышеизложенное, применение норм права можно понимать, как властную правовую деятельность органов государства или иных органов по уполномочию государства, а также должностных лиц, наделенных специальными полномочиями по организации или обеспечению социальной упорядоченности, стабильности в жизни общества, пресечению нарушений в этой сфере.

Правоприменение – это факультативная стадия механизма правового регулирования. Поэтому необходимо обратить внимание на жизненные обстоятельства (основания), которые с необходимостью обусловливают данную государственно-властную форму реализации норм права.

Итак, правоприменение необходимо:1)когда правоотношения не могут возникнуть без вмешательства государства и его органов (награждение орденом, зачисление в вуз и др.); 2)когда юридические отношения сторон должны пройти обязательный контроль со стороны государства (регистрация юридического лица, получение лицензии, регистрация брака); 3)для приведения в действие механизма принудительного воздействия на субъект в целях реализации норм права или для ликвидации правонарушения либо его пресечения; 4)когда возникают препятствия для осуществления права и обязанностей и требуется суждение государства (например, спор о границе земельных участков); 5)когда необходимо установить определенные юридические факты (отцовства, совершения сделки и др.).

Названные жизненные обстоятельства могут учитываться и при такой трактовке применения норм права, когда последнее понимается, как властная организующая деятельность компетентных органов и должностных лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих их прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

Принципы правоприменения можно дифференцировать на: 1)конституционные – законность, демократизм, гласность, равенство всех перед законом; 2) общепроцессуальные – объективная истина, научность, процессуальная экономия, т.е. быстрота правоприменения и экономичность при использовании сил, средств и времени; 3) специальные (отраслевые), например, уголовного права – неотвратимость уголовной юридической ответственности, исключение обратной силы закона, отягчающего положение лица, привлекаемого к юридической ответственности; соответствие наказания тяжести содеянного.

Существует и иной подход к выделению принципов правоприменения, при котором к его основным принципам относят принципы законности, гуманизма, всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел, справедливости, целесообразности, обоснованности, принцип равенства граждан перед законом и правоприменительным органом, оперативности.

Принцип законности выражает необходимость правильной юридической квалификации дела, обязанность правоприменяющих субъектов одновременно соблюдать, исполнять и использовать юридические нормы, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому случаю, в принятии правоприменительного решения только в соответствии с нормами права.

Каждый правоприменитель обязан неукоснительно соблюдать три требования:1) принимать правоприменительные акты в пределах своей компетенции и подведомственности; 2) строго соблюдать процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения дела и вынесения решения; 3) давать верную юридическую оценку дела и принимать решение, соответствующее смыслу и духу применяемой нормы.

Принцип гуманизма правоприменения проявляется в том, что деятельность всех правоприменяющих субъектов должна быть пронизана заботой о человеке, уважением его достоинства. Правоприменительная деятельность выступает важной формой своевременного и правильного осуществления прав и свобод граждан, служит надежным средством охраны их чести, достоинства здоровья, жизни, прав и интересов.

Принцип обоснованности, всестороннего, полного и объективного рассмотрения и разрешения дел является основополагающим в правоприменительной деятельности. Указанные принципы правоприменения ориентируют правоприменителя на выявление и исследование всех относящихся к делу фактических обстоятельств и на установление по делу объективной истины. Все сомнительные и недоказанные факты, а также доказательства, полученные с нарушением действующих процессуальных норм, не могут приниматься во внимание и должны быть отвергнуты. Требование объективности правоприменения заключается и в беспристрастности правоприменителя.

Принцип целесообразности заключается в том, что в каждом конкретном случае правоприменитель должен из всех возможных вариантов решений избрать такой (в рамках нормы права), который обеспечивал бы максимально полное и точное достижение цели нормы права при данных конкретных условиях места и времени. Данный принцип предполагает широкую инициативу, социальную активность, самостоятельность правоприменяющих субъектов, запрещает формально-бюрократический подход к разрешению дел. При этом не допускается нарушение принципа законности по причине его нецелесообразности в данном случае.

Принцип справедливости проявляется в следующем: 1)справедливость заложена в самом содержании права; 2)сама деятельность правоприменительных органов должна быть пронизана идеей справедливости; 3) вынесенное решение — правоприменительный акт, устанавливающий конкретные права и обязанности, меры юридической ответственности, иные меры государственного принуждения должны быть справедливыми.

Принцип равенства граждан перед законом и правоприменительным органом (ст.19 Конституции России) выражается в равенстве их материальных и процессуальных прав и обязанностей, в том, что правоприменительный орган обязан непредвзято, объективно и полностью выяснить обстоятельства дела, касающиеся всех участников процесса.

Принцип оперативности (быстроты) правоприменения — условие эффективной борьбы с правонарушениями и защиты законных интересов субъектов.

Творческая реализация всех принципов правоприменения является необходимым условием вынесения правомерного, обоснованного и справедливого правоприменительного решения [299] .

Требования, предъявляемые к правоприменению на всех его стадиях следующие.

Соблюдение законности. Это означает, что нужно применять норму права, прямо относящуюся к рассматриваемого случаю (делу), строго следовать ее смыслу, не выходить за ее пределы, решать дела в рамках своей компетентности; нормы права должны применяться всегда, когда имеются обстоятельства, предусмотренные ими.

Обоснованность предполагает необходимость выявлять, тщательно и объективно изучать все относящиеся к делу факты. Недоказанные и сомнительные факты не должны приниматься во внимание. Иными словами, каждый акт правоприменения должен быть результатом всесторонней проверки и оценки доказательств, безусловной достоверности в принятии именно такого, а не иного решения.

С требованием обоснованности связано требование мотивировки акта, закрепляющего применение норм права, т. е. приведение тех фактических данных, которые оценены и признаны достоверными. В постановлении о возбуждении уголовного дела, например, должны быть указаны данные, содержащие признаки преступления; в постановлении о привле­чении лица к уголовной ответственности, — обстоятельства совершения преступления, поскольку они установлены материалами дела. Значение требова­ния мотивировки принимаемых компетентными органами государства реше­ний состоит не столько в их убедительности, сколько в их внутренней обоснованности, в необходимости принятия именно таких, а не иных решений.

Требование целесообразности применения норм права рассматривается либо как неотъемлемое свойство законности (закон целесообразен, и его точ­ное и безусловное применение — целесообразное применение), либо как на­чало, имеющее определенное самостоятельное значение. В последнем слу­чае имеется в виду, что субъектам правоприменения норм права необходимо добиваться целесообразного осуществления норм права в конкретной жиз­ненной ситуации. Издавая нормативные предписания, законодатель учитыва­ет лишь общие тенденции развития общественных отношений, вырабатывает модели поведения людей, но не в состоянии учесть все специфические осо­бенности конкретных обстоятельств каждого случая.

Требование справедливости состоит в принятии решения, соответствующего характеру установленных по делу фактических обстоятельств. Оно, как и требование целесообразности, предполагает учет всех конкретных обстоятельств, поскольку возможность принятия справедливого решения, также как и принятие целесообразного решения, обусловлена применяемой нормой права. Наиболее ярко требование справедливости проявляется при вынесении охранительных актов правоприменения, т.е. когда применяются санкции правовых норм. Справедливость таких правовых актов выражается в соразмерности наказания (взыскания) тяжести совершенного правонарушения. Так, согласно ч. 1 ст. 383 УПК РФ «несправедливым является приговор, по которому было назначено наказание, не соответствующее тяжести преступления, личности осужденного, либо наказание, которое хотя и не выходит за пределы, предусмотренные соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, но по своему виду или размеру является несправедливым как вследствие чрезмерной мягкости, так и вследствие чрезмерной суровости».

Другие публикации:  Сколько стоит оформить квартиру в воронеже

§ 1. Характеристика правоприменения

Как можно было убедиться из предыдущей главы, субъекты права вполне могут действовать самостоятельно, сообразуя свое поведение с нормами права (соблюдая запреты, исполняя обязанности, осуществляя свои права).

Однако иногда нормальный правовой результат не может быть достигнут без вмешательства государственных органов и должностных лиц.

Правоприменение — это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет свои формы. Как справедливо замечают некоторые ученые42, правоприменение нельзя ставить в один ряд с использованием, ис полнением и соблюдением. Это правовое явление имеет очень серьезные отличия и не является однородным с ранее названными, а потому не может быть объединено с ними одним понятием «формы реализации права».

Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками: —

осуществляется компетентными органами государства; —

имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения; —

требует профессиональных знаний и навыков; —

осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний; —

является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ее цель — удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества; —

осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права: —

к использованию (например, получение жилой площади малоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами); —

исполнению (например, призыв в армию); —

соблюдению (например, совершение правонарушения).

Государственные органы вмешиваются в процесс реализации права субъектами права неслучайно. Однако объем правоприменения может быть разным. Если в государстве правоприменение

тельную) и правоохранительную практику государства. См.: Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. С. 291, 292.

В. М. Сырых считает правоприменение формой реализации права, которую осуществляют государственные органы, участвуя в публично-правовых отношениях. См.: Сырых В. М. Теория государства и права. С. 260, 261.

В. И. Червонкж, тоже заметивший неоднопорядковость использования, исполнения, соблюдения и применения, все же не решается отказаться от привычного наименованияпримененияправакакформыреализации. См.: ЧервонюкВ. И. Теория государства и права. С. 513. занимает слишком большое место, это говорит о том, что свобода в данной стране не в почете, а само оно является отнюдь не демократическим. И наоборот. Обойтись без правоприменения не представляется возможным по следующим причинам: 1)

ограниченность общественных ресурсов (финансовых, материальных, природных, человеческих и т. п.) и необходимость обеспечить справедливое их распределение и использование; 2)

возможность злоупотребления своими правами со стороны субъектов права, а отсюда необходимость контроля, с тем чтобы предотвратить вред и обезопасить других лиц; 3)

различия в интересах субъектов права и их нежелание это учитывать; 4)

Именно эти причины и вызывают необходимость подключения применения права к различным формам реализации права.

Различают следующие четыре формы правоприменения: 1)

конкретизация. Это такая ситуация, когда правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право (например, произвести начисление пенсии, проверить основания для получения льготы). Иногда приходится конкретизировать юридическую обязанность (например, призыв на военную службу). Одним словом, «наделить» правом (что чаще) или обязанностью (гораздо реже) — это то, что требуется от государственного органа. Данную форму правоприменения условно можно было бы назвать правонаделе- нием. Сюда относятся ситуации, которые так или иначе связаны с использованием общественных ресурсов; 2)

контроль. Имеются в виду случаи, когда содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа. Это выражается в виде выдачи им разрешения (например, регистрация автомобиля, предпринимательской деятельности, договора о купле-продаже квартиры) с целью предотвратить возможный вред обществу или государству; 3)

разрешение споров. Споры о праве — ситуация обыденная, и вряд ли стоит осуждать лиц, которые не могут прийти к согласию. Не секрет, что субъекты права имеют собственные интересы и по- Схема 17.1.

рой рассматривают все только со своей позиции. Суд — независимый орган, и он способен со стороны посмотреть на то, кто прав в спорной ситуации (например, раздел имущества, определение места жительства детей в случае развода); 4)

наложение санкции. Подобная ситуация встречается, когда совершено правонарушение, т. е. умалено чье-то субъективное право и его надо защитить, а для этого привлечь нарушителя к юридической ответственности и восстановить права потерпевшего. В серьезных случаях этим занимается опять-таки суд.

Соотношение типов осуществления права и их форм представлено на схеме 17.1.

Краткий анализ форм применения права, проведенный выше, говорит о том, что они далеко не однородны, а довольно сильно различаются. Если взять в качестве основы для их группировки такой критерий, как субъекты, занимающиеся правоприменительной деятельностью, можно выделить два вида правоприменения: 1)

исполнительно-распорядительный. Сюда относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль. В этих случаях правоприменительную деятельность выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах. Смысл их деятельности состоит в гармонизации частных (граждан и организаций) и публичных интересов. Есть все основания поручать им столь серьезную деятельность, поскольку они при этом обязаны руководствоваться принципом законности, т. е. точно соблюдать все требования нормативных актов. Кроме того, им должны быть присущи профессионализм и компетентность. Это обеспечивается предъявлением соответствующих требований к подготовке государственных служащих как при поступлении их на государственную службу, так и в процессе ее прохождения (аттестация, сдача квалификационных экзаменов

правоохранительный. Здесь речь идет о таких формах применения, как установление юридических фактов, рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения. В подлинно развитой юридической системе в настоящий принцип возведено то, что рассмотрение споров и правонарушений осуществляется компетентными в этой сфере, правоохранительными органами, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенными от любого давления или угроз. Центральное место среди правоохранительных органов занимают суды. По мере развития общества роль судов будет возрастать1. Поэтому в дальнейшем судебному правоприменению будет уделено особое внимание.

Правоприменительные акты являются результатом применения права.

Акты применения права — это акты-документы, в которых формально закрепляются индивидуально-конкретные государственно-властные решения компетентных органов по юридическому делу.

Акты правоприменения не только являются разновидностью правовых актов, но и имеют свои отличительные признаки: —

издаются государственно-властными компетентными органами; —

имеют государственно-властный характер; —

обязательны для исполнения; —

содержат индивидуально-конкретные предписания; —

рассчитаны на однократное (одноразовое) применение; —

обеспечиваются силой государственного принуждения.

Классификация правоприменительных актов может быть дана по многим признакам: 1)

по субъектам принятия: акты исполнительных органов (например, акт о призыве на военную службу, диплом о присвоении звания профессора) и акты правоохранительных органов (постановление о возбуждении уголовного дела, об отказе в приеме заявления к производству); 2)

основным направлениям деятельности государства: в области экономики (например, о выделении дотации Республике Тыва), военного дела (о предоставлении отсрочки на военную службу), культуры (о создании Центра российско-казахской дружбы и др.), охраны правопорядка (о наложении штрафа за превышение скорости и т. д.); 3)

характеру индивидуального предписания: регулятивные, направленные на закрепление, оформление, реализацию правомерных действий (например, о назначении на должность) и охранительные, направленные на охрану прав и законных интересов субъектов права (о назначении предварительного слушания дела и проч.); 4)

процедуре принятия: коллегиальные (например, решение Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России о присвоении ученой степени) и единоличные (указ о назначении министром и др.); 5)

времени действия: акты однократного действия (например, о создании комиссии по празднованию юбилея города) и длящегося действия (о регистрации юридического лица и др.); 6)

значению: основные (судебное решение), вспомогательные (определение о приобщении материалов к делу и т. п.) и дополнительные (протокол судебного заседания и т. д.); 7)

территории: федеральные (например, о закрытии Фонда «Открытая Россия») и региональные (о создании Академии государственной службы Хабаровского края и проч.).

Раздел 8.1 Понятие и содержание правоприменительной деятельности

Правоприменение — это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет свои формы. Как справедливо замечают некоторые ученые, правоприменение нельзя ставить в один ряд с использованием, исполнением и соблюдением.

Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками:

— осуществляется компетентными органами государства;

— имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения;

— требует профессиональных знаний и навыков;

— осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний;

— является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ee цель — удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;

— осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права:

— к использованию (например, получение жилой площади малоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);

— исполнению (например, призыв в армию);

— соблюдению (например, совершение правонарушения).

Различают следующие четыре формы правоприменения:

1. Конкретизация (правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право).

2. Контроль (содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа).

3. Разрешение споров.

4. Наложение санкций.

— исполнительно-распорядительный. K нему относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль, которые выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах;

— правоохранительный. Здесь идет речь о таких формах правоприменения, как рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения, осуществляемых правоохранительными органами, компетентными в этой сфере, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенных от любого давления или угроз. [153]

Правоприменительные акты являются результатом применения права.

Другие публикации:  Как писать мировое соглашение на наследство

Акты применения права — это акты-документы, в которых формально закрепляются индивидуально-конкретные государственновластные решения компетентных органов по юридическому делу.

Акты правоприменения не только являются разновидностью правовых актов, но и имеют свои отличительные признаки:

— издаются государственно-властными компетентными органами;

— имеют государственно-властный характер;

— обязательны для исполнения;

— содержат индивидуально-конкретные предписания;

— рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;

— обеспечиваются силой государственного принуждения.

Классификация правоприменительных актов может быть проведена

по многим признакам:

1. По субъектам принятия: акты исполнительных органов (например, акт о призыве на военную службу, диплом о присвоении звания профессора) и акты правоохранительных органов (постановление о возбуждении уголовного дела, об отказе в приеме заявления к производству).

2. По основнъш направлениям деятельности государства: в области экономики (например, о выделении дотации Республике Тыва), военного дела (о предоставлении отсрочки на военную службу), культуры (о создании Центра российско-казахской дружбы и др.), охраны правопорядка (о наложении штрафа за превышение скорости и т. д.).

3. По характеру индивидуального предписания: регулятивные, направленные на закрепление, оформление, реализацию правомерных действий (например, о назначении на должность) и охранительные, направленные на охрану прав и законных интересов субъектов права (о назначении предварительного слушания дела и проч.).

4. По процедуре принятия: коллегиальные (например, решение Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России о присвоении ученой степени) и единоличные (указ о назначении министром и др.).

5. По времени действия: акты однократного действия (например, о создании комиссии по празднованию юбилея города) и длящегося действия (о регистрации юридического лица и др.).

6. По значению — , основные (судебное решение), вспомогательные (определение о приобщении материалов к делу и т. п.) и дополнительные (протокол судебного заседания и т. д.).

7. По территории действия: федеральные (например, о закрытии Фонда «Открытая Россия») и региональные (о создании Академии государственной службы Хабаровского края и проч.). [154]

Особой характеристике подлежат правоприменительные акты, издаваемые судебными органами. Осуществление судебной власти возложено на совокупность судебных органов — от самых низовых до верховных. Совокупность судов именуется юстицией (лат. justitia — справедливость), деятельность судов по разрешению правовых конфликтов — юрисдикционной деятельностью (правосудием), а предметная и пространственная сфера этой деятельности — юрисдикцией (лат. juridictio — судебное разбирательство, судебный округ). Осуществление юрисдикционной деятельности и есть главная задача судебных органов.

Юрисдикционная деятельность должна быть правосудной, т.е. основываться на праве и заканчиваться вынесением подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Социальная роль судебной власти состоит в утверждении господства права в обществе.

Факторы влияющие на правосудие:

— политические тенденции в стране;

— изменившиеся социальные условия;

— материалы судебных решений по аналогичным делам;

— мнения других судей;

— мнение иерархических судебных инстанций. [155]

Судебное правоприменение выполняет также функцию индивидуального регулирования, т. e. использование в его процессе средств саморегулирования (оценочных понятий, альтернативных, факультативных норм и т. n.). Этим снимается «возмущение» правовой системы, не способной угнаться за динамикой общественной жизни. [156]

Из трех ветвей власти, существующих в обществе, судебная — самая слабая в том смысле, что она не опирается на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддержки. Она не располагает значительными финансовыми и силовыми средствами, как исполнительная власть. Сила судебной власти имеет нематериальный характер и состоит в уважении цивилизованного общества к праву и суду.

Процессуальная форма вынесения судебных решений значительно отличает судебное правоприменение от исполнительно-распорядительного (административного).

Юрисдикционный процесс делится на этапы. Их выделяют, скорее, в теоретических целях для углубленного анализа и изучения. B практической деятельности они переплетаются и обусловливают друг друга.

Этапы судебного процесса — это урегулированные процессуальными предписаниями относительно обособленные во времени и в пространстве, совершенные в определенной последовательности юридически значимые действия суда, связанные с разрешением юридических дел, вынесением судебных решений и их обжалованием.

Обобщенная схема судебного производства такова.

Первый этап — принятие дела к производству. Здесь проводится проверка законности и обоснованности действий органов следствия по возбуждению и предварительному расследованию или предпринимаются действия для обеспечения правильного и своевременного разрешения спора. Наличие подготовительной стадии — особенность именно судебного процесса. Дело в том, что сама по себе судебная процедура очень сложна и дорого обходится налогоплательщикам, а потому прежде чем ее затевать, надо решить, имеется ли все необходимое для ее проведения.

Второй этап — судебное разбирательство. Это решающий этап судебного процесса. Здесь детально разбирается и решается юридическое дело по существу. Общая схема действий суда такова:

1. Анализ фактических обстоятельств дела (сбор доказательств, их систематизация, выявление между ними противоречий).

2. Выбор нормы права, или юридическая квалификация, которая включает:

— выбор отрасли права;

— установление подлинности текста судебного документа;

— наличие специальных, исключительных норм;

— проверку действия нормы (во времени, в пространстве и по кругу лиц);

— разрешение коллизий между нормами права;

3. Толкование нормы права.

4. Вынесение решения, т. e. умозаключения, в котором факты подводятся под нормы права.

Третий этап — обжалование судебных актов. Порядок обжалования детально описан в законе. Он имеет многоступенчатый характер (апелляционное, кассационное, надзорное производство), поскольку судебные дела связаны с жизненно важными интересами граждан. Поэтому любая дополнительная проверка дела пойдет на пользу.

Неукоснительное соблюдение порядка рассмотрения судебных дел — залог вынесения правосудных решений.

Перечень судебных актов довольно значительный. Вот почему их следует классифицировать. B качестве классификационного критерия выберем значимость актов (или выполняемые ими функции) в судебном процессе:

1. Основные судебные акты — судебные решения и приговоры. Им принадлежит особая роль в связи с тем, что ими разрешается правовой казус по существу.

2. Вспомогательные судебные акты — акты, сопровождающие различные действия суда. Они фиксируют суждения суда по отдельным вопросам, которые возникают в процессе рассмотрения юридического дела (например, отложить дело, приостановить его, прекратить судебное

производство). B уголовном процессе они облекаются в форму постановлений, в гражданском процессе — в форму определений.

3. Дополнительные акты — судебные акты, сопровождающие судебное производство (протоколы судебного заседания, вопросный лист присяжным заседателям и др.). Нет никакого основания умалять значение этих судебных актов, поскольку порой в них содержится информация, влияющая на исход дела.

Наиболее внушительны с точки зрения количества и разнообразия акты уголовного судопроизводства — постановления суда. Они используются в уголовном процессе, где речь идет о применении репрессивных мер, поэтому для контроля над действиями суда важно иметь о них полную информацию,

B Гражданском процессуальном кодексе РФ содержатся отправные положения, касающиеся сущности и правил составления судебного решения. Этот нормативный акт дополняется постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении».

Прежде всего, судебному решению свойственны все черты актов суда первой инстанции, разновидностью которых оно является: вступив в законную силу, они должны быть исполнены, в том числе принудительно.

Следующая задача судопроизводства — укрепление законности и правопорядка. Судебное решение и приговор, восстанавливая нарушенные права и обеспечивая наказание за совершенное деяние, восстанавливают, а значит, и укрепляют законность в государстве.

Еще одна задача, которую выполняют судебные акты, — предупреждение правонарушений. Если судебный акт справедлив, он не вызовет озлобления ни у того, в отношении кого он вынесен, ни у граждан, получивших информацию об этом судебном деле. [157]

Требования к содержанию основньѵс судебных актов

Законность — это первое и основное требование, предъявляемое процессуальным законодательством. Законность судебного акта означает, что он вынесен при точном соблюдении норм процессуального нрава и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованность — это следующее важнейшее требование, предъявляемое к содержанию судебных актов. Обоснованность означает, что суд основывает свое решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Судебный акт следует признать обоснованным, когда в нем отражены факты, имеющие значение для данного дела, которые подтверждены проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованию закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании.

Мотивированность — это совокупность мотивов (доводов), объясняющих, как фактические обстоятельства дела и доказательства взаимодействуют с нормами права, содержащимися в законодательных, корпоративных актах, а также в договорах. Это требование, хотя и не является таким жестким, как требование законности и обоснованности при вынесении решения (приговора), и не всегда имеет ощутимые последствия на практике, все же очень важно, если иметь в виду авторитет основных судебных актов. [158]

Справедливость — это кардинальное требование, которое относится не только к судебным актам, но и к праву в целом. Ho если применительно к праву оно имеет абстрактный характер, то в судебном процессе должно обрести конкретное практическое значение.

Справедливость означает равенство, соразмерность содеянного той мере неблагоприятных последствий, которая возлагается на виновного.

Некоторые ученые полагают, что судебное решение (приговор) не может быть качественным, если оно не будет полным. Другие считают это требование излишним, поскольку недостаточность решения можно восполнить вынесением дополнительного решения.

Полнота судебного решения (приговора) означает, что оно должно содержать ответы на все вопросы, имеющие значение для дела.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *