Налог на имущество организаций история развития

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Налоги. История развития налогов

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. В Пятикнижии Моисея сказано: «. и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Итак, первоначальная ставка налога составляла 10% от полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.

Впервые юридическое закрепление налоги нашли в Законах царя Хаммурапи, правителя древневавилонского государства в первой половине XVIII в. до н.э. Это были обязательные подати, своеобразный налог с имущества, который уплачивался в денежной или натуральной форме. Причем подати платили свободные землевладельцы и ремесленники как в царскую казну, так и в казну местной знати пропорционально размеру имеющегося у них в наличии имущества. Сбором податей занимались царские чиновники. Государство, в свою очередь, способствовало защите интересов плательщиков. Аналогичные нормы имеются в древнеиндийских Законах Ману, древнеримских Законах ХII таблиц.

Многие стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время денежных податей граждане не платили. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, но порой вкладывая собственные средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Определение суммы налога (ценза) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами.

Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. В IV – III вв. до н. э. Римское государство разрасталось, основывались или завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой отменялись совсем. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно. Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую сохраняла систему налогов, сложившуюся в данной местности до завоевания римлянами.

Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н. э.

Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства была одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63 г. до н. э. – 14 г.н.э.). Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль над налогообложением. Были значительно уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота обычно по ставке 1% особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4% и налог на освобождение рабов по ставке 5% от их стоимости. В 6 г. н. э. император Август ввел налог с наследства по ставке 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима. Налог носил целевой характер, полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог; подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10 — 12,5%), пошлина на выдачу государственных актов и т.д.

Если строящееся здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название «налог на воздух». Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр.

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем» когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход» «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440 — 1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства.

Для определения размера прямых налогов служило «сошное» письмо. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные подушные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четвертях или четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков. «Сошное письмо» составлял писец с состоявшими при нем подьячими. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег (5 копеек) с рубля оборота.

Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ.

Эпоха Петра I (1672 – 1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги, вплоть до анекдотичного налога на бороды и усы. Царь учредил особую должность – «прибыльщики», обязанность которых изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков (десятая часть доходов от их найма), налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать.

К новым налогам присоединялись казенные монополии; к прежним монополиям (смоле, поташу, ревеню, клею) прибавились новые: соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, сало и дубовые гробы. Рыбные ловли отдавались из казны на откуп; вино продавалось в казенных кабаках.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить равномерную раскладку налоговых тягот. В конце царствования Петра многие мелочные сборы были отменены, а для увеличения государственных доходов и устранения злоупотреблений была предпринята новая серьезная финансовая мера – введение подушной подати, заменившей существовавшее с 1697г. подворное обложение. Помещичьи крестьяне должны были платить «по 8 гривен с персоны» (т. е. по 80 копеек) в год; государственные крестьяне и посадские люди должны были платить дополнительно (взамен помещичьих доходов) по 40 копеек с души. Причем в действительности размер подати был еще выше, так как душа мужского пола была не реальной единицей, а счетной, поскольку подушная подать взималась со всего мужского населения от грудных младенцев до глубоких старцев и даже с давно умерших, но числившихся в живых, в так называемых ревизских сказках. После уплаты подушной подати другие поборы не взимались.

Другие публикации:  Отчетность интернет краснодар

В ходе дальнейшего исторического развития налоговая система претерпевала незначительные изменения, не носившие системообразующего характера.

В 1881-1885г.г. в России была проведена налоговая реформа, были отменены соляной налог и подушная подать, проведена реорганизация системы сбора налогов и введены некоторые новые налоги.

Основные формы государственных доходов поступали в виде акцизов на предметы потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Косвенные налоги составляли значительную часть всего государственного бюджета. Среди них доминировали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию.

Прямые налоги – государственный поземельный налог, промысловый сбор, сбор с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи, налог на наследство, на переход недвижимости – составляли около 7% от доходов бюджета.

Большое количество косвенных налогов в то время связано со спецификой объектов налогообложения. Дело в том, что основной гнет налогового бремени ложился на крестьянство и городских жителей, с которых взять по большей части было нечего. Наиболее состоятельные слои общества были, как правило, освобождены от уплаты налогов. Поэтому значительное количество косвенных налогов не удивительно. Акцизы устанавливались на товары, пользующиеся всеобщим спросом.

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налогов обычно выступали люди, принадлежавшие к третьему сословию, т. е. сельские жители и горожане недворянского происхождения.

Практиковался метод, при котором определенный налог, как только было получено право на его взимание, выставлялся на торги для сдачи в откуп. Кто предлагал самую высокую цену, тому он и продавался. Вся сумма немедленно поступала в княжескую или королевскую казну. А далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками и субарендаторами старался получить прибыль.

Но только в самом конце XVII — начале XVIII в.в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов.

Из косвенных налогов особую роль стал играть акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т.е. от него освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10 — 15% от всех своих доходов.

В последней трети XVIII века в Европе активно разрабатываются проблемы теории и практики налогообложения. Назначенный министром финансов Франции в конце 1769 г. в период жесточайшего финансового кризиса Франции аббат Тэрре вынужденно вводил, новые налоги. При этом он отдавал предпочтение косвенным налогам. Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино – немного больше, грубые ткани – очень мало, а предметы роскоши – очень высоко.

В это же время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными (например, питейные налоги). Развивались и бюджеты городов, где все большую роль начинали играть так называемые оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др.

Источник — Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА В РОССИИ

аспирант, Дальневосточный Федеральный университет,

РФ, г. Владивосток

HISTORY OF DEVELOPMENT OF PROPERTY TAXATION IN RUSSIA

Svetlana Hon

рostgraduate student, Far Eastern Federal University,

АННОТАЦИЯ

Развитие имущественного налогообложения в России начинается с 14 века, предпосылки к нему были еще ранее. Налоги на имущество имеют важное значение, ввиду размера занимаемой территории. Для того, чтобы реформировать систему налогообложения важно знать этапы исторического развития. Анализ развития покажет, каким путем происходило становление современной системы.

ABSTRACT

The development of property taxation in Russia begins with the 14th century, the prerequisites for it were even earlier. Taxes on property are important, because of the size of the occupied territory. In order to reform the taxation system, it is important to know the stages of historical development. Analysis of development will show how the formation of a modern system is taking place.

Ключевые слова: имущество, налог, недвижимость, земля, налоговая система, налогообложение имущества

Keywords: рroperty, tax, real estate, land, tax system, property taxation

В русском законодательстве термин недвижимого имущества впервые был упомянут в 1397г. в Псковской судной грамоте, в которой имущество было разделено на движимое(живот) и недвижимое (отчина). Сам термин был введен Петром I в указе «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»(1714г). К недвижимому имуществу тогда относились земля и дома, лавки, а также полезные ископаемые и некоторые строения.

Налоги на землю изначально занимали центральной место в налоговой системе. В Киевской Руси единицей налогообложения являлись дым – это количество печей в хозяйстве, орудия для пахотных работ и количество пашни. База налогообложения определялась измерением земли и обложением ее по количеству. Единицей измерения являлась соха.

В 12-13 веках налогом стал натуральный оброк, то есть продуктовые или денежные платежи, выплачиваемые феодально-зависимыми крестьянами в качестве ренты. Натуральный оброк мог включать различные сельскохозяйственные продукты, а также ремесленные изделия.[1].

Но довольно скоро из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, метод был заменен на классификацию по плодородности земли. На этой основе в древней Руси различали соху доброй и соху худой (плохой) земли. Иным способом разделяли землю на десятины. Десятина – это русская единица земельной площади до введения метрической системы мер, примерно равна 1,09 гектара [2]. Земельный налог взимался не только по качеству и количеству земли, но и исходя из того, каким социальным статусом обладал налогоплательщик.

В 17 веке число налогоплательщиков расширилось в связи с изменением посошного налогообложения на подворное. Такое налогообложение являлось более простым, уровень коррупции снизился и было легче определять сумма уплачиваемого налога.

Принятое в 1649г. Соборное уложение стало официальным документом, который регулировал земельные и податные отношения, он содержал в себе правовые нормы, регулирующие сбор и уплату налогов.

Особое значение в становлении налоговой системы занимают реформы Петра I. Во времена его правления налоговое бремя существенно повысилось за счет увеличения количества и объема налогов. Во второй половине 19 века система налогообложения имущества становилась все более развитой, был издан свод указов о податях и сборах, установлен порядок их взимания. Роль земельного налога усиливалась, сумма собранных за счет данного налога средств в совокупности с остальными позволили ликвидировать дефицит бюджета.

В 19в. законе о замене подушной подати подворным налогом закреплено значение налога с земли как «Капитал известной ценности, которая может быть обложена непосредственно по своему качеству и доходности».

Значение земельного налога в формировании бюджета усиливалось в связи с тем, что:

  1. Было большое количество налогоплательщиков (крестьян);
  2. Изменился статус крестьян, объединение их в единое сословие, облагаемых данным видом налога;
  3. Увеличением размера налога.

C установлением советской власти налоговая система страны была реформирована. Экономические и политические условия были сложные, население не желало платить налоги, некоторые искали пути уклонения от налогов. Результатом стало снижение поступления от налогов в бюджет страны. Все это усугубляло положение страны, государственные предприятия не финансировались, поэтому органами власти использовался метод контрибуций с капиталистических элементов. На VI съезде РСДРП, в случае прихода к власти большевиков планировалось преобразование налоговой системы. Изменения касались поимущественных и подоходных налогов, налог на прирост имущества, предметы роскоши, а также предполагалось усиление контроля за уплатой налоговых платежей, соблюдением налоговой дисциплины.

В СССР многие результаты дореволюционного гражданского права не были использованы. Оперировали понятием «Основные фонды», которое обозначало предметы производственного и непроизводственного назначения, функционирующие на протяжении нескольких лет и не теряющих своих качеств, земля в то время не учитывалась. термин «Недвижимость» законодательно был закреплен только в 1994г.

В советское время использовался только затратный метод оценки недвижимости. В дальнейшем, в связи с переходом к рыночным отношениям недвижимость стала товаром и возникла необходимость ее оценивать.

Первым этапом реформирования системы стало обязательное взыскание старых налогов: подоходного, налога на прибыль и временного налога на прирост прибылей. Налоги должны были уплачиваться своевременно, нарушение срока уплаты предусматривало использование санкций в виде конфискации имущества. В первые месяцы после переворота не был установлен порядок взимания, с помощью которого можно было бы обеспечить взыскание налогов с буржуазии, поэтому контролировалось налогообложением местным Советом.

После октябрьской революции поземельный налог и налог с городского недвижимого имущества по-прежнему уплачивались. Соответствующими законами (декретами) взимание данных налогов было продлено на 1918 г [3].

Несмотря на все меры, налоговых доходов по-прежнему не хватало на покрытие дефицита. Совнарком в конце 1917г. открыл в Государственном банке кредит для выделения средств городам и земствам на их нужды. С помощью контрибуций с капиталистических элементов было собрано большое количество средств, которых также не хватало для достаточного обеспечения государства. Проблема заключалась в том, что применение контрибуций хоть и обеспечивала на краткое время денежными средствами, но эти поступления были нерегулярными.

При переходе к устойчивой налоговой системе возможно было планировать предполагаемые поступления от налогов, а также применить меры по увеличению налоговых поступлений. Но для этого необходимо было вести систематический учет имущества налогоплательщиков.

В начале 1920х годов налоги на имущество перестали играть определяющую роль, предпочтение отдавалось подоходным налогам, как самой эффективной мере пополнения бюджета государства. Также увеличить доход в бюджет пытались введением единовременного чрезвычайного революционного налога, натурального налога в виде части сельскохозяйственной продукции.

Новая экономическая политика 1921г. была направлена на прямое налогообложение имущества и доходов. Такой курс был выбран в связи с попыткой ограничения накоплений населением, а также для выполнения фискальной функции.

Другие публикации:  Налог на землю для пенсионеров в 2019 году льготы в ростове на дону

Введение промыслового налога стало первым показателем ориентирования налоговой политики в пользу подоходного и поимущественного налогообложения.

В 1923 году был введен подоходно-поимущественный налог, который заменил общегражданский налог. Налог взимался с горожан и юридических лиц, занимающихся торгово-промышленной деятельностью. Уровень поимущественного налогообложения по мере роста размера имущества.

Использование рыночной стоимости объекта недвижимости впервые было предложено в проекте закона 2004г [4]. Первое чтение законопроекта прошло в июне 2004г.

Начиная с 2008г. Правительством РФ заложено направление деятельности органов власти на создание условий полноценного налогообложения объектов недвижимого имущества, в том числе и создания рационального механизма оценки данных объектов [5].

Современный порядок налогообложения имущества организаций регламентирован главой 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» [6]. Налог является региональным, аккумулируемые им средства расходуются на нужды субъектов страны. Объектом налогообложения признаются движимое и недвижимое имущество организаций, учитываемых как основные средства. В качестве налоговой базы принимаются среднегодовая или кадастровая стоимости имущества [7] .

Список литературы:

19.1. Налог на имущество организаций

19.1. Налог на имущество организаций

Налог на имущество предприятий (гл. 30 НК РФ) – это прямой налог, обращенный непосредственно к основным, оборотным средствам и финансовым активам хозяйствующих субъектов.

Налог на имущество уплачивают:

– предприятия, учреждения, организации (включая банки и

кредитные организации), относящиеся по российскому законодательству к юридическим лицам;

– филиалы и иные аналогичные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

– компании, фирмы, любые иные организации (включая

полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения,

обладающие имуществом на территории России, континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ.

Налог на имущество организаций устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Налогоплательщиками налога признаются:

– иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

НК РФ предусматривает случаи освобождения от уплаты налога:

– организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

– религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

– общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

– организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, – в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

– организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

– организации – в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

– организации – в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

– организации – в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

– организации – в отношении космических объектов;

– имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

– имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

– имущество государственных научных центров;

– организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет;

– организации – в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Эволюция налога на имущество организаций в налоговой системе РФ

В статье рассмотрена история становления и развития налога на имущество экономических субъектов, начало которого приходится на принятие в 1991 г. закона о налоговой системе России

Современная налоговая системы в России была установлена в октябре-декабре 1991 г, когда были принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [1].
До налоговой реформы 1992 г обложение имущества хозяйствующих субъектов в советской России также присутствовало и осуществлялось в виде уплаты в государственный бюджет за основные производственные фонды и запасы сверх норм собственных оборотных средств. Данная плата была введена в середине 60-х годов в ходе хозяйственной реформы СССР и являлась непосредственным предшественником современного налога на имущество [2].
Первый этап развития налога на имущество организаций начался в период формирования налоговой системы РФ. Так, налог на имущество юридических лиц был введен лишь в 1992 г. Карбушев Г.К отмечает, что по аналогии с налогом на имущество в других странах, налог рассматривался как источник доходов бюджетов региональных и местных уровней, однако за 23 года существования какой-нибудь заметного фискального значения в бюджетной системе налог на имущество организаций так и не сыграл [3].
На территории РФ основные принципы взимания налога на имущество хозяйствующих субъектов были определены Законом РФ 13.12.1991 №2030-1 «О налоге на имущество предприятий» [4]. Нематериальные активы, основные средства, запасы и стоимость затрат, которые находились на балансе налогоплательщика, признавались объектами налогообложения, а налоговой базой служила среднегодовая стоимость имущества налогоплательщика. Ставка налога была оговорена в размере двух процентов от налогооблагаемой базы. Для исчисления базы налогообложения данные исчислялись на 1-е число каждого квартала, которые также являлись отчетными периодами.
На рисунке приведены основные элементы налога на имущество предприятий, который существовал в то время.


Рисунок – Основные элементы налога на имущество, действовавшего в соответствии
с Законом «О налоге на имущество предприятий» до принятия НК РФ

Крутякова Т.Л. полагает, что одной из основных целей введения налога на имущество предприятий являлось повышение заинтересованности у налогоплательщиков в реализации неиспользуемого имущества [5]. Тем не менее, в последствие налог на прибыль свел на нет данную роль налога на имущество. По мнению Панскова В.Г., организациям стало невыгодно реализовывать свои активы, поскольку за их наличие они платили всего 2% от стоимости имущества, а в случае их продажи предприятия были вынуждены платить налог на прибыль по ставке, значительно более высокой [6].
Выполнению возложенных на этот налог назначений препятствовали и другие сложности налогообложения имущества юридических лиц, в частности, неадекватная рыночной стоимости бухгалтерская стоимость основных средств России, отмечает Парыгина В.А.. Переоценка основных фондов России осуществлялась несколько раз в 1991-1997 гг. Но при этом применялись индексные методы, и реальная рыночная оценка того, чем владели государство и предприятия, не удалось. Между тем рыночную стоимость активов в условиях перехода к рыночной экономике необходимо знать не только для целей налогообложения имущества, но и, например, для осуществления различных сделок с имуществом [7].
Существенным недостатком, по мнению Пятшевой Е.Н., закона «О налоге на имущество предприятий» являлось множество льгот по налогу, что ослабляло важнейший принцип справедливости налогообложения – равнозначная налоговая ответственность за равные объекты обложения [8].
Второй этап развития налога на имущество организаций начался с принятием 30 главы Налогового кодекса, которая была введена Федеральным законом от 11.11.2003 г. №139-ФЗ [9]. Глава 30 НК РФ значительно изменила порядок расчета налоговой базы и взимания налога в части объекта налогообложения. Изменилось и само название – вместо налога на имущество предприятий налог стал называться налогом на имущество организаций.
С 01.01.2004 г введена в действие 30 глава НК РФ, которая регламентирует порядок применения налога на имущество организаций. К сожалению, отмеченные выше недостатки, свойственные налогу на имущество не устранены. Повышение ставки налога, значительное сокращение льгот по нему призваны усилить его фискальную функцию, тогда как его регулирующая (стимулирующая, экономическая) функция по-прежнему не используются в полной мере.
Парыгина В. А. отмечает, что все элементы налога на имущество организаций было реорганизованы: детализирован состав налогоплательщиков, трансформирован объект налогообложения, что привело к значительному сокращению налоговой базы, изменен порядок расчета среднегодовой стоимости имущества [7]. Теперь для того, чтобы стать налогоплательщиком, хозяйствующему субъекту необходимо иметь статус юридического лица и имущество на территории РФ.
Максимальная ставка налога увеличилась до 2,2% (вместо 2%), однако налог по-прежнему является региональным налогом, и только субъекты РФ имеют право определять окончательный размер ставки налога. Налоговые льготы были резко сокращены, однако и в части льгот окончательное решение принимает субъект РФ: льготный список может быть расширен в законах субъекта о налоге на имущество организаций [2].
Нововведения по налогу на имущество организаций в 2005-2013 гг. лишь незначительно корректировали налог. Например, с 1 января 2013 г налогом на имущество стало облагаться только движимое имущество. Самым главным новшеством в отношении налога на имущество является его отмена в отношении всего движимого имущества, поставленного на баланс, начиная с 1 января 2013 г. Эти изменения закреплены законом 202-ФЗ от 29.11.12 г. и коснулись большого количества российских налогоплательщиков. Движимое имущество, принятое на учет организации до 01.01.2013 г, продолжает облагаться налогом [10]. В связи с этим у налогоплательщиков возникла необходимость вести раздельный налоговый учет движимого и недвижимого имущества.
Третий этап реформирования налога на имущество организаций связан с поэтапным переходом к единому налогу на недвижимость. Первые упоминания о налоге на недвижимость возникли во время налоговой реформы 2002-2003 гг., которая предполагала замену налога на имущество предприятий и земельного налога налогом на недвижимость, что отмечено в статье ученых Анисимова С.А., Остапенко В.В. и Погорелко И.А. [11].
2 ноября 2013 г Президент России подписал Федеральный закон № 307-ФЗ. Данный документ предусматривает, что с 1 января 2014 г налоговая база по налогу в отношении ряда объектов будет определяться исходя из их кадастр
овой стоимости, а не балансовой, как ранее. В отношении прочего имущества налоговая база будет определяться по-прежнему как среднегодовая стоимость основных средств, признаваемых объектами налогообложения [12]. Следовательно, 2014 г следует считать началом третьего этапа реформирования налога на имущество организаций, который продолжается по сей день.
Таким образом, с 2014 г субъекты РФ могут не только предусматривать дополнительные налоговые льготы, но и принципы определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости. Данное дополнение напрямую связано с изменениями, внесенными в статью 375 НК РФ: если раньше налоговая база определялась исключительно как среднегодовая стоимость активов, признаваемых объектами налогообложения, то с 2014 г, в отношении отдельных объектов недвижимости, налоговая база рассчитывается на основе их кадастровой стоимости [13].
Объекты, для которых при расчете нужно брать кадастровую стоимость, указаны в ст.378.2 гл.30 НК РФ, к ним относится:
– торговые центры;
– административно-деловые центры;
– нежилая недвижимость, в которой располагаются офисы, точки бытового обслуживания, общепита и торговые точки;
– недвижимость иностранных предприятий, не имеющих постоянного представительства в России [14].
В статью 381 НК РФ с 1 января 2015 года добавлен пункт 25 уточняющий, что освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств (таблица).

Другие публикации:  Как оформить банковскую карту в 14 лет

Таблица — Включение движимого имущества в налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 года


В общем случае налоговая база по налогу вычисляется как среднегодовая стоимость основных средств, признаваемых объектами налогообложения (ст. 375 Налогового кодекса РФ). В настоящее время, все движимое имущество, принятие на учет после 1 января 2013 г., не является объектом налогообложения. Движимое имущество 1-2 амортизационной группы, принятое на учет до 1 января 2013 г. также не является объектом налогообложения. А вот движимое имущество 3-10 амортизационной группы, принятое на учет до 1 января 2013 г., все еще входит в состав объектов, облагаемых налогом на имущество [15].
Для исчисления налога определяют среднегодовую стоимость имущества, а для расчета авансовых платежей по налогу – среднюю стоимость имущества. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении некоторых видов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения [16].
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год, а отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При этом субъекты РФ при установлении элементов налога отчетные периоды вправе не устанавливать (ст. 379 НК РФ) [14].
Ставку налога на имущество устанавливают региональные власти. При этом в отношении объектов имущества, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, она не может превышать 2,2 процента (п. 1 ст. 380 НК РФ). Если налоговые ставки региональными властями не определены, налог рассчитывается по ставкам, указанным в ст. 380 НК РФ [14].
В отношении недвижимого имущества с установленной кадастровой стоимостью ставка не должна превышать 2% в 2016 г. и последующие годы, что установлено подп. 1.1 п. 1 ст. 380 НК РФ [14].
Таким образом, история налогообложения налогом на имущество организаций в России насчитывает три этапа. Первый этап начался в период формирования налоговой системы РФ и продлился до введения в действие главы 30 НК РФ в 2004 г. Второй этап завершился в 2014 г, когда в некоторых региона РФ налог на имущество начал взиматься не с балансовой стоимости, а с кадастровой. Характерными особенностями первых двух этапов является низкая фискальная значимость налога: особенности определения налогооблагаемой базы не позволяли налогу занять соответствующее место в налоговых доходах бюджетов субъектов РФ. На третьем этапе начался постепенный переход к налогу на недвижимость, налогооблагаемая база по которому определяется как кадастровая стоимость.

Литература:
1. Закон РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ред. от 11.11.2003) (утратил силу).
2. Теория и история налогообложения: учебник / под редакцией Майбурова И. А. – М.: Юнити-Дана. – 2014. — 422 с.
3. Карбушев Г.К. Совершенствование налогообложения имущества организаций // ЭКО. – 2015. — № 7. – с. 23-30.
4. Закон РФ от 13.12.1991 №2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (ред. от 06.06.2003) (утратил силу).
5. Крутякова Т.Л. Налог на имущество: изменения продолжаются // Новая бухгалтерия. – 2014. — № 12. – с. 15-22.
6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – М.: Книжный мир, 2012. – 245с.
7. Парыгина В. А. Понятие, история и функции налогообложения имущества // Современное право. – 2015. — № 10. – с. 3-8.
8. Пятшева Е. Н. Тенденции развития системы имущественного налогообложения организаций в Российской Федерации // Вестник Российский Государственный Гуманитарный Университет. – 2014. — №21. – с. 157-167.
9. Федеральный закон «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» от 11.11.2003 №139-ФЗ.
10. Налог на имущество организаций: расчет, уплата и изменения 2016 года // Профессия бухгалтер. – Режим доступа: http://blog.ksio.ru/buch/nalogi/raschet-na-imuschestvo.
11. Анисимов С. А., Остапенко В. В., Погорелко И. А. Проблемы прогнозирования налоговых доходов // Аудит и финансовый анализ. – Режим доступа: http://www.auditfin.com/fin/2003/1/fin_2003_01_rus_01_04_Anisimov/fin_2003_01_rus_01_04_Anisimov.asp.
12. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года // КонсультантПлюc. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155268/7a7446c6bb140b76d08867abdb12226fc95e31c6/.
13. Власова М.А. Раздельный учет: движимое и недвижимое имущество в целях налогообложения по налогу на имущество // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2014. — № 4. – с. 24-32.
14. Налоговый кодекс РФ (Часть 2) от 05.08.2000 №117-Ф3 (ред. от 15.02.2016).
15. Стародубцева И. Новый порядок обложения налогом на имущество движимых объектов // Новая бухгалтерия. – Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/273059/.
16. Налог на имущество в 2014 году // Главбух. – Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/art/31545-nalog-na-imushchestvo-v-2014-godu.

Статья подготовлена Зачетным Александром для участия клиента в студенческой конференции

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *