Экологические требования к проектам железных дорог

Экологические требования к проектам железных дорог

Общие сведения. Железная дорога в совокупности с окружающей природной средой представляет собой природнотехническую систему. Разрабатываемый в составе проекта железной дороги раздел “Охрана окружающей среды” имеет целью предусмотреть комплекс мероприятий, обеспечивающих равновесие и стабильность природнотехнической системы при строительстве и эксплуатации железной дороги. Эти мероприятия должны удовлетворять требованиям Федерального закона Российской Федерации “Об охране окружающей среды” (2002), а также ряду природоохранных нормативов, содержащихся в государственных стандартах, Строительных нормах и правилах и других директивных документах.

В 1989 г. в нашей стране было принято постановление “О неотложных мерах экологического оздоровления страны”, в соответствии с которым финансирование строительства по всем проектам и программам осуществляется только при наличии положительного заключения экологической экспертизы.

Технические решения, предусматриваемые в проектах железных дорог, должны обеспечивать охрану литосферы и рациональное использование земельных ресурсов, охрану атмосферы, гидросферы, флоры и фауны, увязку дороги с ландшафтом, сохранение исторических, этнографических, архитектурных памятников.

Охрана литосферы и рациональное использование земельных ресурсов. Сооружение земляного полотна железных дорог — насыпей и выемок — проходка тоннелей могут нарушить естественное динамическое равновесие окружающей геологической среды. В горных условиях дополнительные нагрузки от насыпей и подвижного состава, а также разработка выемок могут активизировать склоновые процессы: осыпи, оползни, снежные лавины. Поэтому прокладку трассы железной дороги осуществляют либо за пределами участков с опасными физикогеологическими процессами, либо в проекте предусматривают сооружения и устройства, стабилизирующие эти процессы (см. п. 4.6). При проектировании буровзрывных работ для снижения сейсмического воздействия энергии взрыва на окружающую среду ограничивают суммарную массу зарядов, взрываемых за один прием, увеличивают интервал замедления между взрывами отдельных групп зарядов. В транспортном строительстве не производят взрывы на выброс и сброс породы, а осуществляют лишь взрывание на рыхление с последующей разработкой горной массы экскаваторами и бульдозерами.

При проектировании железной дороги в зоне оврагообразования (активной эрозии склонов) предусматривают противоэрозионные мероприятия — уположение склонов с задерновыванием их, фитомелиорацию (использование растительности в системе стокорегуляции) и устройство про тивоэрозионных гидротехнических сооружений (водозадерживающих дамб, водосбросных сооружений и др.).

При проектировании дороги в зоне активной селевой деятельности разрабатывают противоселевые мероприятия и предусматривают селепропуск ные и селезадерживающие сооружения (см. п. 4.6).

В северных районах, где распространена вечная мерзлота, инженерностроительная деятельность человека может вызвать деградацию мерзлоты, сопровождающуюся развитием термокарстовых явлений (провалы грунта вследствие оттаивания подземных льдов) и других неблагоприятных физи когеологических процессов. Поэтому в проектах предусматривают максимальное сохранение местных естественноприродных условий и создание таких искусственных факторов, которые смогли бы восполнить вызываемые строительством нарушения в окружающей среде. Сохранению естественных условий способствует минимальное нарушение торфяномохового покрова, являющегося отличным термоизолятором. Между тем строительный транспорт, особенно гусеничный, за один проход разрушает поверхность мховлишайников и ягеля на 20—40%. Поэтому рекомендуется при трассировании временных дорог для нужд строительства по возможности выбирать участки с более устойчивым моховым покровом: лишайниковопятнистую, кочковатоерниковую или каменистую тундру с моховым покровом толщиной не менее 15 см.

На участках распространения вечномерзлых грунтов и подземных льдов избегают проектирования выемок, которые в наибольшей степени нарушают естественное равновесие окружающей среды. При необходимости устройства выемок в проекте предусматривают применение теплоизоляционных, в том числе синтетических, материалов на откосах выемок. Такие искусственные мероприятия, используемые также на склонах, обращенных к трассе, на которых в период строительства вырубается древесная растительность, будут восполнять неизбежные нарушения в окружающей природной среде.

Железные дороги, обладая большой провозной способностью, требуют относительно меньше территории по сравнению с автомобильными дорогами для обеспечения того же объема перевозок. Однако и железные дороги со всеми сооружениями и устройствами занимают достаточно большие площади, поэтому актуальна задача сокращения этих площадей, особенно в районах с развитым сельским хозяйством.

Земля, предоставляемая железной дороге в постоянное (бессрочное) пользование, называется полосой отвода земель железных дорог. Ширину полосы отвода устанавливают в соответствии с “Нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог” ОСН 3.02.0197 [41]. Она зависит от рабочих отметок и конструкции земляного полотна, которые определяют ширину насыпи понизу и выемки поверху. Расстояние от полевых бровок водоотводных канав, резервов и кавальеров, а также от линейных зданий до границы полосы отвода составляет не менее 2 м.

Под выемки требуется более широкая полоса отвода, чем под насыпи при одинаковой рабочей отметке. При больших рабочих отметках целесообразно рассматривать варианты замены высоких насыпей эстакадами, а глубоких выемок — тоннелями. При пересечении железной дорогой сельскохозяйственных угодий применение эстакад позволяет сохранить технологию механизированной обработки почвы, обеспечивая бесперебойный пропуск сельскохозяйственных машин в пролетах эстакады. Тоннели могут быть особенно эффективны на плотно застроенной территории на подходах к крупным городам.

По данным ряда осуществленных проектов, площадь отвода земель, приходящаяся на 1 км новых железных дорог, достигает 9—12 га, а при строительстве вторых путей на существующих линиях — 1—2 га на 1 км.

Возможность сокращения ущерба, связанного с занятием для нужд железной дороги сельскохозяйственных угодий, заключается в ряде случаев в выборе рационального направления трассы проектируемой линии. Это имеет особое значение при сооружении железной дороги в районах возделывания наиболее ценных сельскохозяйственных культур.

Так, при проектировании Кавказской перевальной железной дороги (Орджоникидзе, ныне Владикавказ, — Тбилиси) в качестве одного из преимуществ рекомендованного к строительству Архотского варианта трассы отмечалось минимальное занятие площадей, покрытых виноградниками, фруктовыми садами и другими ценными культурами.

Наряду с землями, занятыми путем и примыкающими к нему сооружениями, при строительстве железной дороги значительные площади земель нарушаются при разработке земляных и балластных карьеров. При проектировании стремятся свести к минимуму число карьеров и резервов в полосе временного отвода, а добычу каменных материалов для насыпей и берм рекомендуется предусматривать за счет уширения ближайших скальных выемок.

В проектах должна быть предусмотрена рекультивация нарушенных земель, при которой плодородный слой почвы снимается, хранится в буртах, а после отработки карьера отвалы грунта планируют для стока воды, вновь покрывают плодородным слоем и используют под лесопосадки, для сельскохозяйственных и других целей.

На железных дорогах с массовыми перевозками сыпучих пылящих грузов (уголь, руда) для предотвращения утраты плодородия почв и накопления вредных веществ в продуктах сельскохозяйственного производства на прилегающих к дороге территориях предусматривают создание с каждой стороны пути защитных лесных насаждений, аккумулирующих взвеси. Согласно СТН Ц0195 эти насаждения устраивают на протяжении не менее 200 км от места погрузки сыпучих грузов.

Важное значение имеет выбор направления железной дороги в районах разработки полезных ископаемых. В отдельных случаях может быть экономически обоснованным некоторое удлинение трассы с целью обхода угольного поля или месторождения других полезных ископаемых.

Так, при проектировании в Кузбассе железной дороги Артышта Подобас учет потерь от консервации угля в одном из вариантов трассы, проходящем по угольному полю, позволил обосновать техникоэкономическую целесообразность иного варианта, удлиняющего трассу почти на 9 км, но позволяющего избежать потерь около 8 млн т угля.

Охрана атмосферы при проектировании железных дорог. Железная дорога загрязняет атмосферу в результате выбросов вредных химических веществ и пыли, а также шумом.

Тяговые средства железных дорог значительно меньше загрязняют атмосферу по сравнению с другими видами транспорта. В расчете на 1 пасса жирокм на железных дорогах, даже при тепловозной тяге, выделяется вредных веществ в десятки раз меньше, чем на автомобильном транспорте и в сотни раз меньше, чем в авиации.

Электрическая тяга радикально решает вопрос о чистоте атмосферного воздуха в зоне, прилегающей к железной дороге. Поэтому большое значение имеет электрификация железных дорог, проектируемых в густонаселенных районах, курортных местностях, а также в пригородных зонах. Оценивая эффективность электрической тяги с точки зрения охраны окружающей среды, следует учесть, что при выработке электроэнергии тепловыми электростанциями проблема загрязнения атмосферы не полностью снимается, а в какойто степени переносится с железнодорожных магистралей в окрестности тепловых электростанций. Но стационарное положение электростанций позволяет применить на них более эффективные меры по очистке газовых выбросов, чем это можно сделать на тепловозе. На участках с длинными тоннелями по условиям вентиляции применение электрической тяги может быть практически единственно возможным решением, как это принято на западном участке БайкалоАмурской магистрали.

Более существенное загрязнение атмосферы вызывают некоторые предприятия железнодорожного транспорта. На территории шпалопропиточных заводов воздух загрязнен парами нафталина, бензола, ароматических углеводородов и антрацена. Большое количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу при изготовлении асфальтобетона, на промывочнопропарочных станциях, где очищаются цистерны, а также многочисленными котельными. Сильно загрязняется атмосфера при изготовлении щебня. На объектах локомотивного и вагонного хозяйств пыль содержит свинец и марганец. Задача охраны окружающей среды требует совершенствования ряда технологических процессов на указанных объектах и установки различных пылегазозолоулавливающих устройств. При проектировании же станций, поселков, заводов необходимо предусматривать такие генпланы, при которых вредное влияние упомянутых объектов на здоровье человека будет исключено.

Другие публикации:  Налоговые льготы для инвалидов 2019

Борьба с шумом — одна из главных экологических проблем железнодорожного транспорта. Основным источником шума на железной дороге является контакт движущегося подвижного состава с рельсовым путем. Снижение шума достигается прежде всего укладкой бесстыкового пути на щебеночном балласте. Большое значение для уменьшения шума имеет устранение волнообразного износа поверхности катания рельсов, а также укладка стрелочных переводов с непрерывной поверхностью катания. Снижению шума способствует применение эластичных подрельсовых прокладок.

Уровень шума возрастает при прохождении поезда по мостам, путепроводам и эстакадам, особенно по металлическим мостам с безбалластными пролетными строениями. Поэтому с целью снижения шума при движении поездов желательно шире применять железобетонные мосты с проезжей частью на балласте. На металлических же мостах вибрирующие элементы следует покрывать шумовибродемпфирующей мастикой.

При движении поезда по криволинейным участкам пути уровень шума возрастает в кривых радиусом 400 м и менее. Поэтому кривые таких радиусов, имеющие и ряд других эксплуатационных недостатков (см. гл. 3), применяют при проектировании железных дорог лишь в трудных природных условиях.

Снижение шума от движущегося поезда достигается также совершенствованием подвижного состава, в частности, рессорного подвешивания, применением демпфирующих элементов в деталях конструкций, устройством звукозащитных бортов над тележками вагонов, покрытием шумо вибродемпфирующей мастикой кузовов пассажирских вагонов.

Для защиты от шума прилегающей к дороге территории жилую застройку отделяют от железной дороги санитарнозащитной зоной шириной 100 м и применяют различные шумозащитные сооружения: протяженные линии зданий нежилого назначения (многоэтажные гаражи, склады) или экраныстенки, возводимые на земляных сооружениях или на нежилых зданиях. При устройстве пути в выемке откосы ее выполняют роль естественного акустического экрана.

Защитные лесонасаждения вдоль дороги, наряду с улучшением химического состава атмосферы и защиты прилегающей территории от пыли при перевозке сыпучих грузов, служат шумозащитным барьером. Шумозащитные лесные полосы высаживают из древеснокустарниковых быстрорастущих пород с густоветвящейся низкоопущенной кроной. Хвойные деревья предпочтительнее лиственных. Кустарники высаживают с расчетом перекрытия полкронового пространства. Высота деревьев должна быть не менее 7—8 м, кустарников — 1,5—2 м.

Все шумозащитные мероприятия осуществляют с учетом требований Строительных норм и правил “Защита от шума” (СНиП II-12-77).

Радикально задача борьбы с шумом на железных дорогах может быть решена использованием поездов с линейными двигателями на магнитном подвешивании. В ряде зарубежных стран и в России ведутся научноисследовательские и экспериментальные проектноконструкторские работы по созданию такого вида транспорта.

Охрана гидросферы. Вопросы охраны гидросферы и рационального использования водных ресурсов актуальны применительно к проектированию станций и различных предприятий железнодорожного транспорта.

Почти все крупные железнодорожные станции и узлы имеют очистные канализационные сооружения в соответствии с требованием Строительнотехнических норм. Такими сооружениями оборудуют все вновь проектируемые станции и узлы.

На шпалопропиточных заводах, в локомотивных и вагонных депо, на промывочнопропарочных и дезинфекционнопромывочных станциях применяются механические, физикохимические и биологические способы очистки сточных вод.

Задача экономии воды и предотвращения загрязнения гидросферы радикально решается созданием замкнутых оборотных систем производственного водоснабжения. В этих системах вода, выполнив заданную функцию, восстанавливается в первоначальном качестве и повторно используется в производственном процессе. Потери воды за цикл составляют не более 5—10% и пополняются из внешнего источника.

Поверхностные и грунтовые воды на территории, прилегающей к железнодорожной линии, загрязняются органическими и минеральными веществами из проходящих грузовых и пассажирских поездов. Для предотвращения такого загрязнения гидросферы создаются пассажирские вагоны с экологически безопасными для окружающей среды биотуалетами. Такими являются новые вагоны для скоростного поезда “Невский экспресс”, предназначенные для движения со скоростью 200 км/ч.

Во избежание сдувания пылевидных фракций во время движения поездов с сыпучими грузами поверхность таких грузов покрывают вяжущими веществами.

Охрана флоры и фауны при проектировании железных дорог. Строительство железной дороги может нанести ощутимый ущерб растительному и животному миру прилегающей территории. Уменьшению этого ущерба способствуют рациональные проектные решения. Так, при выборе направления трассы железных дорог в северных и восточных районах в зонах тайги и лесотундры стремятся прокладывать трассу по безлесному водоразделу, что позволит избежать вырубки леса.

Помимо общего ущерба, наносимого окружающей природной среде, вырубка леса под строительство приводит к значительному экономическому ущербу в связи с потерей урожая ягод, грибов, орехов, охотничьего промысла, заготовки живицы. Поэтому трассу железной дороги по возможности следует прокладывать в обход ценных лесных участков, в частности — кедровых. Предупреждение лесных пожаров в процессе изысканий, строительства и эксплуатации железной дороги также способствует сохранению лесных богатств района прохождения дороги.

Бережное отношение к растительности позволяет сохранить естествен ноприродные условия в окружающей железную дорогу среде. Так, стелящийся кедр, растущий почти на голых камнях, удерживает их от осыпей, кустарник на косогорах удерживает снежные массы и препятствует движению лавин.

При проектировании железных дорог мероприятия по охране животного мира должны предусматриваться при выборе направления трассы и при размещении и проектировании отдельных сооружений и устройств дороги.

Трасса дороги может пересекать пути миграции животных. Для предотвращения их попадания на железнодорожное полотно устраивают ограждение. Оно выполняется из металлической сетки высотой 2—2,5 м. Для обеспечения жизнедеятельности диких животных, в соответствии с требованием Строительнотехнических норм СТН Ц0195 при проектировании искусственных сооружений предусматривают дополнительные сооружения с отверстиями не менее 8 м и высотой 3 м для перехода животных под железной дорогой. Дикие животные некоторых пород боятся заходить в длинные темные трубы под насыпями. Для этих животных устраивают переходы над железнодорожным путем. Эти сооружения размещают с учетом ареалов распространения и путей миграции животных. При соответствующих обоснованиях проектируют также скотопрогоны для домашних животных.

Большое количество птиц и насекомых гибнет при столкновении с поездами, особенно на скоростных железных дорогах. Для отпугивания их от дороги целесообразно устанавливать на ограждении источники ультра и инфразвука.

При пересечении трассой водотоков с промысловой рыбой следует сохранять пути миграции рыбы на нерестилища. Для этого может быть целесообразным устройство моста не только на главном русле, но и на соответствующих протоках. При проектировании мостовых переходов следует также учитывать, что при сооружении моста и перекрытии части пойм реки подходными насыпями происходит повышение уровня воды выше мостового перехода и некоторое понижение уровня ниже перехода. Это может привести к нарушению естественного режима функционирования нерестилищ. Поэтому необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие сток паводковых вод с пойм реки с целью предотвращения их заиливания и заболачивания. В отдельных случаях может быть также целесообразен вариант полного перекрытия пойм реки эстакадой.

Увязка дорог с окружающим ландшафтом. Эта задача решается в процессе ландшафтного проектирования дорог — нового перспективного направления в проектировании, получившего наибольшее развитие на автомобильном транспорте. Применительно к железным дорогам ландшафтное проектирование предусматривает гармоничное включение дороги и всех ее сооружений в ландшафт местности с целью раскрытия красоты природы, дополнения и улучшения природного ландшафта.

Решая задачи ландшафтного проектирования, их рассматривают в двух аспектах: “динамические впечатления” пассажиров в быстро движущемся поезде и “статические впечатления”, которые производит дорога, проходя вблизи населенных пунктов, через поля, леса и сама становясь элементом ландшафта [1].

С позиций “динамического” восприятия придорожного ландшафта наиболее ярким является первый план, расположенный на расстоянии до 100 м от железнодорожного полотна. Служебные здания в этой зоне должны быть достаточно выразительными, защитные лесные полосы при соответствующем подборе пород деревьев и кустарников могут сделать привлекательнее придорожную полосу.

Сложной задачей является органическое вписывание железной дороги в рельеф, стремление не нарушать природный ландшафт, а обогатить его сооружениями дороги. Некоторые рекомендации по укладке трассы в различных условиях рельефа приводятся в п. 4.7.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КОЛЕИ 1520 ММ. СНиП 32-01-95» (утв. Постановлением Минстроя РФ от 18.10.95 N 18-94)
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

9 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

9.1 При сооружении железнодорожного полотна необходимо предусматривать комплекс мероприятий по охране окружающей воздушной, водной и наземной среды и обеспечению минимального изменения водно-теплового режима почв и горных пород, гравитационного и биохимического равновесия, а также защите животного и растительного мира. Должны быть разработаны также технические решения и мероприятия по предупреждению неуправляемого развития возникающих в процессе строительства линии геологических процессов и явлений, обеспечению их затухающего воздействия на окружающую среду и ликвидации их последствий. В проектах железных дорог I, II категорий, скоростных и особогрузонапряженных, а также всех категорий, проектируемых в сложных инженерно-геологических условиях и на грунтах, свойства которых могут меняться во времени, необходимо предусматривать специальные специальные проекты на установку контрольно-измерительной аппаратуры и оборудования для проведения натурных наблюдений и прогноза как в процессе строительства, так и в период эксплуатации надежности, эксплуатационной и экологической безопасности.

Другие публикации:  Какой налог на недвижимость в россии

В проектах должны быть разработаны технические решения по сохранности исторических, этнографических, архитектурных и других памятников.

Природоохранные мероприятия, предусматриваемые при строительстве и эксплуатации железных дорог, должны удовлетворять требованиям действующего законодательства по вопросам охраны окружающей среды, основ земельного законодательства, основ водного законодательства, основ лесного законодательства, основ законодательства о недрах, действующих постановлений, положений, правил, нормативов, инструкций и методических указаний, утвержденных соответствующими органами в их развитие.

При проектировании трассы железнодорожной линии следует предусматривать максимальное сохранение сложившегося экологического равновесия достаточно широкой полосы местности вдоль нее, гармонично увязывая элементы плана и профиля с ландшафтом местности. Архитектурную композицию проектируемой линии в целом так же, как и в отдельных ее инженерных сооружений следует выбирать с учетом рельефа, наличия растительности, населенных пунктов, транспортных коммуникаций, перспективы экономического развития района и других местных условий. В необходимых случаях надлежит предусматривать создание новых декоративных композиций или разрабатывать другие мероприятия, предотвращающие ухудшение ландшафта.

С целью уменьшения числа мест нарушения природного ландшафта в обжитых районах запрещается, как правило, предусматривать открытие карьеров и резервов в полосе временного отвода, а добычу грунта, дренирующих и каменных материалов следует обеспечивать за счет уширения выемок.

Особое внимание должно быть обращено на сохранение плодородного слоя и рекультивацию нарушенных земель по завершении их временного использования, сохранению водно-теплового режима в зонах вечной мерзлоты.

Для защиты от шума движущегося подвижного состава должны быть выполнены требования СНиП II-12-77.

На путях сезонной миграции диких животных следует проектировать участки пути на эстакадах или в тоннелях для организации пропуска миграционных потоков.

При выборе направления и проектировании трассы новых железнодорожных линий в северных и восточных районах в зоне тайги, тундры и лесотундры следует:

укладывать трассу преимущественно по безлесному водоразделу;

не закладывать резервы в мелких и пылеватых песках во избежание ветровой эрозии;

предусматривать мероприятия по сохранению торфяно-мохового растительного покрова.

9.9 Пересекаемые трассой и мостовыми переходами поймы рек должны быть защищены от заиливания и заболачивания исходя из перспективы развития мелиорации и сельскохозяйственного освоения прилегающей к дороге территории, а также развития рыбного хозяйства.

В необходимых случаях следует проектировать дополнительные водопропускные сооружения и эстакады.

9.10 На пересечениях рыбохозяйственных водотоков должны обеспечиваться сохранение путей миграции рыбы на нерестилища, защита от замутнения воды при гидромеханизации и сооружении опор мостов.

9.11 При производстве гидромеханизированных земляных работ должна применяться преимущественно оборотная схема водоснабжения с подпиткой поверхностными или подземными безнапорными водами.

Не допускается применение прямого водосброса без применения дополнительного осветления сбрасываемой воды. Условия выпуска сбросных вод должны учитывать требования охраны объектов водопользования, прилегающих к району производства гидромеханизированных работ. Выпуск сбросных вод должен быть расположен за пределами районов и зон санитарной охраны источников водопользования хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения, мест рыбохозяйственных заповедных зон и прилегающих к ним территорий.

9.12 Проведение гидромеханизированных работ в период массового нереста, а также в местах зимовки, миграции рыб, воспроизводства нерыбных объектов промысла запрещается.

9.13 В районах распространения вечномерзлых грунтов на участках с подземными льдами и льдонасыщенными суглинками и пылеватыми грунтами, подверженными термокарстовым явлениям, если проектом предусматривается сохранение грунтов основания в вечномерзлом состоянии, основания насыпей должны ограждаться защитными зонами, размеры которых определяются проектом.

В пределах защитных зон не допускаются: вырубка леса, кустарника, снятие мохорастительного покрова, проезд транспортных средств и строительных машин до промерзания почвы на глубину не менее 50 см, осушение или заболачивание территории в результате строительных работ, устройство карьеров, резервов и канав, строительство временных дорог и других сооружений, за исключением вырубки леса на площадках, занимаемых постоянными сооружениями.

При вырубке леса в этих зонах валка деревьев с корнями и корчевка пней не допускаются. Вырубка леса производится при отрицательной температуре непосредственно перед началом работ. Складирование древесины и порубочных остатков в пределах защитных зон не допускается.

Растительность защитных зон следует ограждать от лесных пожаров, устраивая вдоль их границ противопожарные просеки с грунтовыми полосами.

Притрассовые автодороги должны быть расположены, как правило, в пределах полосы отвода в соответствии с проектом. Проезд транспорта вне пределов автодорог не допускается во избежание нарушения почвенного покрова.

Срезка растительного грунта производится только в талом состоянии и оформляется актом на скрытые работы, в котором должен быть отражен порядок его сохранения и последующего использования.

При приемке выполненных работ следует наряду с качеством и полнотой их выполнения проверять качество восстановления земель, состояние защитной зоны, качество ее очистки от порубочных остатков и выполнение других мероприятий, связанных с охраной окружающей среды.

Портал «Изба-Читальня» — Ваш успех в учебе и работе!

Экология и природопользование

Природными факторами, нарушающими экологическую безопасность, являются землетрясения, наводнения, бури, засуха, молнии, биотические явления в среде обитания и др.

К факторам деятельности людей, которые приводят к экологической опасности в среде обитания, относятся: военные конфликты; аварии на атомных (тепловых, водяных) электростанциях; антропогенное, фитогенное, зоогенное, микробиогенное загрязнения; снижение доли земель сельскохозяйственного назначения; эрозия, заболачивание, засорение и потеря плодородия почв; вырубка лесов; нерациональное использование природных ресурсов (продовольственных, топливно-энергетических и др. ); потери сырья при добыче, транспортировании и переработке; аварии и катастрофы на транспорте; нарушение транспортных коммуникаций между регионами и др.

К опасным физическим факторам, которые приводят к нарушению экологической безопасности, относятся радиационные и радиоактивные заражения. Характерным примером нарушения экологической безопасности из-за радиоактивного заражения является взрыв на Чернобыльской АЭС.

Наиболее опасными с экологической точки зрения объектами железнодорожного транспорта являются промывочно-пропа-рочные пункты для наливного подвижного состава, пункты дезинфекции вагонов для перевозки животных и биологически опасных веществ, шпалопропиточные и щебеночные заводы, локомотивные и вагонные депо, подвижной состав, перевозящий нефтепродукты и взрывчатые вещества, пункты отстоя подвижного состава и др.

Экологическую безопасность могут нарушать и физические факторы от объектов железнодорожного транспорта (шум, вибрация, электрические и электромагнитные поля, взрывы, пожары). Экологическая безопасность природно-производственных систем характеризуется величинами энергомассопереноса со стороны транспортных объектов при их функционировании; энергомассопереноса от транспортных объектов в окружающую среду при невыполнении экологических требований при строительстве и эксплуатации; энергомассообмена, характеризующего

естественный цикл восстановления утраченных свойств природной среды или ее компонентов (водоемы, почвы, атмосферный воздух, полезные ископаемые недр и т.

Только при условии экологического баланса между функционирующими транспортными объектами и возможностями природной среды по восстановлению и самоочищению можно избежать экологического риска и обеспечить экологическую безопасность в регионе их размещения.

Влияние железнодорожных трасс на экологическую безопасность сказывается в случаях, когда они пересекают сложившиеся пути миграции животных, при изъятии под железнодорожные пути земель сельскохозяйственного назначения, при воздействии шума (вибраций, излучений) от подвижного состава на людей, а также при недостаточной прочности дорожных сооружений.

Регионы, где в результате хозяйственной, производственной и других видов деятельности произошли необратимые изменения в окружающей природной среде, приведшие к ухудшению здоровья населения, нарушению природного равновесия, разрушению естественных экологических систем, деградации флоры и фауны, объявляются зонами экологического бедствия. В зонах экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием населения, запрещаются строительство, реконструкция хозяйственных объектов, ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и оздоровлению окружающей природной среды.

Регионы, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации.

В этих зонах прекращаются все виды деятельности, отрицательно влияющие на окружающую природную среду, ограничиваются

отдельные виды природопользования, принимаются оперативные меры по ликвидации отрицательных факторов, влияющих на природную среду.

При строительстве железнодорожных магистралей, предприятий и сооружений должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, изложенных в природоохранных законах, санитарных и строительных правилах и нормах, стандартах в области охраны природы.

Прежде чем размещать объект железнодорожного транспорта на территории, необходимо составить материальный баланс его производственно-хозяйственной деятельности, сравнить его с самоочищающими возможностями природы и уже на стадии проектирования решить вопросы поддержания равновесия в природе и исключения вредных воздействий будущей деятельности проектируемого объекта на природу за счет комплекса природоохранных мероприятий.

Другие публикации:  Полис осаго доставка на дом

Место строительства определяется в соответствии с перспективами развития отрасли и требованиями законов о земле. Земельные участки для размещения объектов предоставляются в порядке отвода земель государством, аренды у землепользователя, покупки в собственность. Выделение земель производится с учетом требований по рациональной организации территории и комплексного землепользования. Если земля принадлежит гражданам и юридическим лицам на правах частной собственности, ее выкупают.

Документы на право пользования землей выдаются в региональных комитетах по земельным ресурсам и землеустройству. Региональная администрация может оформить отвод земли под объекты железнодорожного транспорта только при наличии положительного заключения органов охраны природы и санитар-но-эпидемиологического надзора.

В генеральном плане объекта железнодорожного транспорта предусматриваются: функциональное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических, противопожарных, природоохранных требований; рациональные

связи (по обеспечению благоприятных условий проживания жителей; кооперирование производственной деятельности с социально-бытовым обустройством работающих и их семей, созданием необходимой инфраструктуры для проживания; создание единого архитектурного ансамбля с прилегающими жилыми застройками; защита жилой застройки от экологически неблагоприятных воздействий производственных, вспомогательных и обслуживающих процессов; защита земель и почв от засорения, эрозии, засоления; недопущение загрязнения поверхностных и подземных вод стоками и вредными отходами; предупреждение загрязнения атмосферного воздуха; благоустройство территории.

Строительство, реконструкция предприятий и иных объектов могут осуществляться только по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранными, санитарными и строительными нормами и правилами. Запрещаются строительство и реконструкция объектов до утверждения проекта, отвода земельного участка в натуре, получения положительного заключения экспертизы. Не допускается изменение утвержденного проекта в ущерб требованиям экологической безопасности.

Экологические требования при проектировании железных дорог и объектов могут быть сформулированы следующим образом: под новые железные дороги и объекты следует изымать строго обоснованное количество земель с учетом минимального ущерба для сельскохозяйственных угодий; плодородный слой почв должен сниматься, храниться и использоваться для восстановления нарушенных земель; нарушенные земли при размещении и строительстве должны подвергаться технической и биологической рекультивации; недопустимы разрушение достопримечательных памятников природы, исторических памятников и охраняемых ландшафтов, вырубка лесов.

Нарушение экологических требований влечет за собой приостановку строительства до устранения выявленных недостатков по предписанию органов по охране окружающей среды, санитарно-

эпидемиологического надзора с одновременным прекращением финансирования строительных работ соответствующим банком.

Ввод объектов в эксплуатацию производится при условии выполнения в полном объеме экологических требований, предусмотренных проектом по актам приемной комиссии, в которую входят представители местной администрации, органов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора. Запрещается вводить в эксплуатацию объекты, не обеспеченные современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и стоков до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды; без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, благоустройству территории, оздоровлению природных комплексов.

При эксплуатации объектов железнодорожного транспорта используются определенные виды природных ресурсов — топливно-энергетические, земельные, продовольственные и др. При всем разнообразии объектов (станции и узлы, локомотивные и вагонные депо, железнодорожные пути, электрические и контактные сети, средства сигнализации и связи и др.) можно сформулировать общие экологические требования к их функционированию.

Работающие на объекте железнодорожного транспорта люди обязаны принимать эффективные меры по предупреждению выхода на аварийные режимы эксплуатации объекта, грозящие авариями и катастрофами; выполнять требования законов и нормативных актов по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Загрязнение окружающей среды в районе расположения объекта регламентируется установленными для него органами охраны окружающей среды нормами предельно допустимых выбросов, предельно допустимых стоков, предельно допустимых нагрузок на почву отходов производства. Допускается использовать временно согласованные нормы выбросов, стоков и отходов

от объектов при условии компенсации вреда дополнительными платежами в фонд охраны природы и доведения этих норм до предельно допустимых в срок не более чем 5 лет.

Нарушение установленных нормативов выбросов, сбросов, захоронения вредных веществ и других условий охраны окружающей среды, а также возникновение угрозы здоровью населения влечет за собой ограничение, приостановление или прекращение деятельности объекта на срок, необходимый для проведения технических, технологических и организационных мероприятий по восстановлению окружающей среды. Приостанавливают деятельность объекта или его части при нарушении требований охраны окружающей среды письменным предписанием органы охраны природы или санитарного надзора. При этом прекращается финансирование деятельности объекта учреждениями банка. Не допускается перепрофилирование деятельности экологически вредных объектов без согласования с органами санитарного надзора и региональными комитетами по охране окружающей среды.

При использовании и транспортировке химических и взрывоопасных веществ следует строго соблюдать утвержденные правила и нормы перевозки этих веществ.

На таких объектах железнодорожного транспорта, как вокзалы, пункты обработки составов для перевозки животных, прачечные и других, необходимо соблюдать нормативы предельно допустимой концентрации в среде обитания микробов, грибков, вирусов и иных видов биологических веществ, установленные санитарно-эпидемиологическим надзором.

К основным направлениям экологизации объектов транспорта следует отнести:

— разработку и применение технологических процессов и производственного оборудования, оказывающих минимальное вредное влияние на природу, сберегающих природные ресурсы;

— создание замкнутых систем водопользования, систем рекуперации воздуха, рациональных форм сбора, хранения и обезвреживания токсичных отходов;

— оптимизация потребления ресурсов путем создания безотходных и малоотходных технологий и комплексного использования материальных ресурсов и энергии;

— рациональное использование земли, водных бассейнов, ландшафтов, сбережение растительного и животного мира; рациональное использование природных топливных ресурсов;

— энергия солнца, ветра, термальных подземных вод; • — создание на каждом производстве средств защиты окружающей среды (воды, воздуха, почв) от различных видов загрязнений;

— вторичное использование отходов для нужд производства, а также их переработка для использования населением в хозяйственно-бытовой деятельности;

— создание зон озеленения для нормализации атмосферного воздуха.

Создание пунктов экологического контроля с целью мониторинга экологического состояния подвижного состава и предприятий, разработки обратной информации от экологов к станцион-никам для наладки оборудования.

Для повышения экологической безопасности функционирующих объектов железнодорожного транспорта ужесточаются требования к обеспечению достоверности проектных решений как предприятия в целом, так и его подразделений; обеспечивается строгое выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, транспортных, газовых и других видов магистралей, предупредительного и аварийно-восстановительного оборудования; совершенствуется структура сбора и обработки информации о функционировании производственных и транспортных систем; внедряются автоматизированные системы контроля технического состояния объектов и экологической обстановки; в процессе испытаний производственного и энергетического оборудования, а также строительных конструкций ужесточаются режимы нагрузок с целью выявления докритических дефектов.

Аварии на объектах железнодорожного транспорта чаще всего происходят по следующим причинам: низкое качество изысканий и ошибки при проектировании — 8 %; низкое качество производства строительных работ — 15 %; нарушение правил эксплуатации оборудования и сооружений — 64 %; прочие причины — 13 %.

К наиболее частым сочетаниям опасных факторов, приводящих к экологическому риску и авариям, относятся различные виды перегрузок, температурные воздействия, неудачные проектные решения, нарушение правил и режимов эксплуатации оборудования, усталость и старение материала. Факторами экологического риска при функционировании объектов железнодорожного транспорта являются пожары, взрывы, разгерметизация емкостей и магистралей с ядовитыми и взрывчатыми веществами.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *