Требования ифнс по проверке контрагентов

Если налоговая требует документы о вашем контрагенте: новые правила ответственности с 1 января 2014 года

Налоговый контроль – это очень важная и в то же время самая конфликтная часть работы налоговых органов. Прежде всего это касается проверок самого налогоплательщика, но некоторые обязанности, за неисполнение которых предусмотрена налоговая ответственность, могут возникать при этом и у их контрагентов.

Речь идет об обязанности налогоплательщика предоставить по требованию налогового органа документы и информацию о его контрагенте (ст. 93.1 НК РФ). Это правило появилось в НК РФ летом 2006 года и вступило в силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»), однако почти семилетний срок его применения не избавил от некоторых двусмысленностей при толковании положений ст. 93.1 НК РФ.

Суть вопроса

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо инспекции при проведении налоговой проверки вправе истребовать документы или информацию, касающиеся деятельности налогоплательщика, у его контрагента или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией). Кроме того, налоговые органы обладают аналогичным правом вне рамок налоговой проверки в отношении документов или информации относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

В действующей редакции ст. 93.1 НК РФ за неисполнение обязанности по предоставлению документов (информации) или нарушение установленных сроков наступает ответственность по ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Проблем на практике несколько, но все их можно объединить в две группы. Первая касается выяснения вопроса о наличии правонарушения в действиях контрагента проверяемого налогоплательщика, а вторая – в квалификации нарушения и определении подлежащей применению нормы, и здесь есть некоторые нюансы.

Дело в том, что ст. 129.1 НК РФ («Неправомерное несообщение сведений налоговому органу») содержит оговорку: ее правила применяются при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ («Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»). Практическая разница заключается в том, что штраф, предусмотренный ст. 129.1 НК РФ, составляет 5 тыс. руб. при первоначальном правонарушении и 20 тыс. руб. – при повторном в течение календарного года, а в соответствии с п. 2 ст. 126 НК РФ размер штрафа, налагаемого на контрагента налогоплательщика, составляет 10 тыс. руб.

Перекликающиеся формулировки обеих статей позволяли налоговым органам (а впоследствии и судам) по-разному подходить к решению вопроса о том, какая именно статья подлежит применению – ст. 129.1 НК РФ или ст. 126 НК РФ. По этому поводу суды выработали две противоположные точки зрения:

  • В случае неисполнения контрагентом проверяемого налогоплательщика обязанности предоставить запрашиваемые информацию или документы подлежат применению положения ст. 126 НК РФ (постановление ФАС МО от 22 июля 2011 г. № Ф05-6788/11 по делу №А40-129131/2010). Суды в таких случаях указывали, что имеет место отказ контрагента предоставить имеющиеся у него документы или иное уклонение от исполнения этой обязанности, что как раз подлежит квалификации по п. 2 ст. 126 НК РФ. Некоторые эксперты подчеркивают также, что ст. 126 НК РФ является специальной по отношению к ст. 129.1 НК РФ, и поэтому подлежит применению именно она.
  • Статья 126 НК РФ не подлежит применению, а ответственность налагается в соответствии со ст. 129.1 НК РФ (постановление ФАС УО от 13 августа 2009 г. № Ф09-5766/09-С2 по делу А07-20611/2008-А-БЛВ). При этом суды признают, что по объективной стороне правонарушения, предусмотренные п. 1 ст. 129.1 НК РФ и п. 2 ст. 126 НК РФ тождественны, поскольку непредставление сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа (п. 2 ст. 126 НК РФ) одновременно означает неправомерное несообщение сведений, которое лицо должно сообщить налоговому органу в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Аргументы в пользу применения ст. 129.1 НК РФ суды выдвигают следующие:

  • поскольку налоговой инспекцией совершались действия в рамках предоставленных ст. 93.1 НК РФ полномочий по истребованию у контрагента документов, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика, ответственность за их неправомерное несообщение наступает по ст. 129.1 НК РФ, о чем в п. 6 ст. 93.1 НК РФ имеется специальная правовая оговорка (постановление ФАС СКО от 18 мая 2009 г. № А20-957/2008, постановление ФАС ЗСО от 26 января 2009 г. № Ф04-556/2009(20507-А67-49);
  • пунктом 6 ст. 93.1 НК РФ прямо предусмотрено, что за непредставление контрагентом сведений о проверяемом налогоплательщике наступает ответственность, предусмотренная ст. 129.1 НК РФ, санкция которой меньше по сравнению с п. 2 ст. 126 НК РФ. В силу п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, нарушение следует квалифицировать по п. 1 ст. 129.1 НК РФ (постановление ФАС МО от 4 июня 2013 г. № Ф05-5397/13 по делу № А40-91503/2012);
  • поскольку налоговая проверка в отношении контрагента проверяемого налогоплательщика не проводилась, документы были запрошены не в отношении контрагента как налогоплательщика, а отношении третьего лица-контрагента проверяемого налогоплательщика, п. 1 ст. 126 НК РФ применению не подлежит, так как данная норма регулирует отношения между налоговым органом и налогоплательщиком (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2012 г. № 05АП-5303/12);
  • с 1 января 2007 года из НК РФ исключено понятие встречной налоговой проверки, в рамках которой на контрагента налогоплательщика накладывалось наказание по п. 2 ст. 126 НК РФ (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2007 г. № 12АП-797/07).

Иногда на основании неверной классификации правонарушения судами нижестоящих инстанций их решения отменялись, даже если фактические обстоятельства при их принятии были установлены верно (постановление ФАС ЗСО от 2 марта 2009 г. № Ф04-622/2009(1275-А75-49)).

Вносим ясность

23 июля 2013 года был принят Федеральный закон № 248-ФЗ, который призван закрепить новые правила привлечения к налоговой ответственности и внести ясность в сложившуюся ситуацию. Положения этого закона, касающиеся истребования документов и сведений у контрагента проверяемого налогоплательщика, вступают в силу с 1 января 2014 года.

Таблица. Правила ответственности за непредоставление информации и документов о контрагенте по требованию налогового органа (с 1 января 2014 года)

Как ответить на требование ИФНС предоставить документы в рамках проведения проверки контрагента?

Здравствуйте!
подскажите пожалуйста, правомерность и что все таки нужно предоставить налоговой.
Пришло требование от местной ифнс созданное по поручению ифнс москвы, которая проверяет контрагента моего контрагента
Сфера — торговля запчастями (купи-продай) (Клиент — торговая организация, взаимоотношения между клиентом и его клиентом неизвестны)
«Клиент Клиента» с москвы, Клиент с востока, Мы с сибири.
Дословно:
ТРЕБОВАНИЕ о представлении документов (информации)
В соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации Вам необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня получения настоящего требования.
1) Документы:
1.01 Товарно-транспортная накладная за 2015-2017гг. Примечание: по взаимоотношениям с ООО «Клиент»
1.02 Налоговый регистр по налогу на прибыль по формированию расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации с расшифровками по каждому виду расходов за за 2015-2017гг. Примечание: по взаимоотношениям с поставщиками товаров (работ, услуг), отгруженных впоследствии в адрес ООО «Клиент»
1.03 Товарная накладная за за 2015-2017гг. Примечание: по взаимоотношениям с поставщиками товаров (работ, услуг), отгруженных впоследствии в адрес ООО «Клиент»
1.04 Товарно-транспортная накладная за 2015-2017гг. Примечание: по взаимоотношениям с поставщиками товаров (работ, услуг), отгруженных впоследствии в адрес ООО «Клиент»
1.05 Договор (контракт, соглашение) за 2015-2017гг. Примечание: со всеми изменениями, приложениями и дополнениями по взаимоотношениям с поставщиками товаров (работ, услуг), отгруженных впоследствии в адрес ООО «Клиент»
1.06 Счет-фактура за за 2015-2017гг. Примечание: по взаимоотношениям с поставщиками товаров (работ, услуг), отгруженных впоследствии в адрес ООО «Клиент»
1.07 Карточки бухгалтерских счетов за 2015-2017гг. Примечание: 76, 60, 19 по взаимоотношениям с поставщиками товаров (работ, услуг), отгруженных впоследствии в адрес ООО «Клиент»
1.08 Акт о приемке выполненных работ за 2015-2017гг. Примечание: по взаимоотношениям с поставщиками товаров (работ, услуг), отгруженных впоследствии в адрес ООО «Клиент»
1.09 Пояснительная записка за 2015-2017гг. Примечание: всю деловую переписку с ООО «Клиент» и с контрагентами, у которых приобретались товары (работы, услуги) поставленные в дальнейшем в адрес ООО «Клиент»
1.10 Сертификат происхождения за 2015-2017гг. Примечание: сертификаты на товары, поставленные в адрес ООО «Клиент»
1.11 Штатное расписание за 2015-2017гг. Примечание: ООО «НАШЕ»
1.12 Пояснительная записка за 2015-2017гг. Примечание: пояснение о том, каким образом (откуда, кем и куда) осуществлялась перевозка товаров в адрес ООО «Клиент»
1.13 Договор (контракт, соглашение) за 2015-2017гг. Примечание: по взаимоотношениям с ООО «Клиент»
2)
Информация: Лицо, деятельности которого касаются истребуемые документы (информация) ООО «Клиент», которое является контрагентом — ООО «Клиент клиента». ООО «Клиент клиента» проверяется выездной проверкой.

не понимаю зачем им эта информация, кроме ТН и СФ
Договора с Клиентом не было, за два года около 10 отгрузок

наша организация сейчас деятельность не ведет, с бухгалтерией не особо дружу чтобы бух карточки сделать и т.п.

добрый день
ответить на требование вы должны. Налоговая проверяет цепочку.
предоставить нужно те документы, которые прописаны в требовании, если что-то отсутствует напишите пояснение

Проверка контрагентов ФНС

Можно ли компании оптимизировать процесс проверки своих контрагентов таким образом, чтобы не испортить отношения с поставщиками, избежать претензий налоговиков и суметь доказать свою законопослушность в суде? Практика показывает, что такие надежные официальные источники информации, как бесплатные сервисы ФНС России, помогут справиться с задачей лишь частично. Что еще следует предпринять?

На сетования предпринимателей, что, мол, для изучения всей подноготной своих поставщиков им нужно обладать, как минимум, функциями полицейских, и что подобные проверки отнимают у них слишком много времени, налоговики традиционно возражают, что методов – хоть отбавляй, было бы желание.

Другие публикации:  Приказ мпр рф 868

Способы проверки контрагентов

Так, в письме от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104 ФНС России снова напомнила о способах проверки добросовестности контрагентов. Налоговые ведомства советует налогоплательщикам руководствоваться:

  • пунктом 12 Критериев, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007
    № ММ-3-06/333@;
  • информацией, которая размещена на официальном сайте ФНС России в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков» («Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»);
  • сведениями об адресах «массовой» регистрации и наименованиях юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Эти сведения также размещены на сайте ФНС России.

Проверка регистрации в ЕГРЮЛ

Для проверки можно воспользоваться элект­ронными сервисами на сайте ФНС России:

  • «Сведения о государственной регистрации юридических лиц». Достаточно ввести ОГРН, ИНН или наименование контрагента, чтобы узнать, зарегистрирован ли он в ЕГРЮЛ. Если контрагент существует, то будут предоставлены сведения о его ОГРН, ИНН, юридическом адресе, Ф.И.О. руководителя и учредителей, видах деятельности по ОКВЭД;
  • «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. Такое решение налоговый орган может принять, если контрагент в течение 12 месяцев не представлял налоговую отчетность и не проводил операций хотя бы по одному банковскому счету. Недействующая организация не может заключать и исполнять договоры (п. п. 1, 2 ст. 64.2, ст. 419 ГК РФ).

Альтернативный вариант – получить выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента в бумажной или в электронной форме (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ).

Проверка иной информации

Для получения прочей информации о контрагенте предназначены следующие сервисы на сайте ФНС России:

Кроме того, необходимо запросить у контрагента следующие документы или их заверенные копии:

  • устав организации;
  • свидетельство о государственной регистрации организации;
  • свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе;
  • решение об избрании (назначении) руководителя организации;
  • вторую и третью страницы паспорта руководителя организации.

Действительность паспорта можно проверить по его серии и номеру, воспользовавшись сервисом «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте ФМС России.

Рекомендуется также попытаться про­анализировать бухгалтерскую отчетность контрагента за год, предшествующий году заключения сделки. Данные бухгалтерской отчетности организации за любой период также можно бесплатно получить в Росстате (при условии, что организация представляла бух­отчетность в органы статистики). Для этого нужно направить в любой территориальный орган статистики запрос по утвержденной форме.

Как доказать факт проверки

Чтобы доказать, что проверка добросовестности контрагента действительно проводилась, следует:

  • сделать копии интернет-страниц (скриншоты) с информацией о контрагенте с электронных сервисов на сайте ФНС России;
  • оформить справку с приложением к ней полученных или распечатанных документов (скриншотов).

Спасут ли от обвинений сервисы ФНС

Всегда ли пользование «проверочными» электронными ресурсами налоговиков является панацеей от обвинений и стоит ли полагаться только на них?

Итак, на официальном сайте ФНС России функционирует онлайн-сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контр­агента». Он включает в себя несколько блоков информации, которые можно использовать для получения достоверных сведений о факте регистрации юрлица.

В ходе судебных разбирательств порой случаются казусы. Так, АС Центрального округа в своем постановлении от 05.08.2016 Ф10-2578/2016 вынужден был указать налоговикам, что отсутствие контрагентов компании по месту регистрации через три года после осуществления сделки не является проявлением неосмотрительности и поводом для доначислений.

Воспользоваться этими ресурсами может любая компания. Однако стоит помнить, что применение этих ресурсов для подтверждения добросовестности контрагента в налоговом законодательстве прямо не установлено.

Некоторые суды принимают факт проверки контрагента через сайт налоговиков и не требуют предоставления других доказательств добросовестности. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 11.07.2011 № КА-А41/6979-11) содержится вывод о том, что у фирмы, отследившей добросовестность контрагентов через официальные информационные источники, отсутствует обязанность проверять их налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также принимать иные меры для выявления благонадежности в качестве налогоплательщиков.

Контрагенты зарегистрированы в ЕГРЮЛ с теми же юридическими адресами и ИНН, которые подтверждены на официальном сайте ФНС России. Фирмой были приняты все зависящие от нее меры, проявлена должная осмотрительность. Поэтому она не может быть лишена по формальным основаниям права на уменьшение базы по налогу на прибыль на расходы и на вычет по НДС.

В постановлении все того же ФАС Московского округа от 15.02.2012 № А40-128151/2010 судьи признали, что компания проявила должную осмотрительность и осторожность с помощью:

  • истребования учредительных документов, лицензий на проведение работ, документов о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • доказательств ведения деловой переписки, в том числе по вопросу назначения ответственных лиц;
  • проверки правоспособности контрагентов путем обращения к открытым источникам информации (СМИ, Интернет);
  • получения в инспекции выписок из ЕГРЮЛ.

Однако в иных ситуациях судьи могут решить, что данные интернет-сервисов не являются доказательством достаточности проверки контрагента. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 13.12.2011 № А40-21233/2011 служители Фемиды встали на сторону ИФНС. В решении было указано, что фирма не представила доказательства истребования документов у контрагентов в спорный период, а сведения о спорных контрагентах, имеющиеся в ЕГРЮЛ и на интернет-сервисах, не свидетельствуют о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов и не позволяют сделать вывод о реальности ведения ими финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, судебная практика довольно противоречива. Безусловно, компании могут использовать электронные сервисы ФНС России для проверки контрагентов, но лишь как вспомогательные средства. Изменится ли что-то в ближайшее время? Обе­щают, что да…

Разглашение налоговой тайны

С 1 июня в России все сведения о компаниях, которые не составляют налоговую тайну, стали общедоступными. Такие изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ. В связи с этим, ФНС России выпустила Информацию, где говорится о том, что публикация открытых сведений о компаниях будет проходить в течение года – до 1 июля 2017 года.

Речь идет о размещении таких сведений, как: среднесписочная численность работников организации за календарный год, о доходах и расходах компании, об уплаченных налогах и сборах, о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Данные будут размещаться в бесплатном открытом доступе на официальном сайте ФНС России.

По задумке разработчиков документа, закон должен был дать бизнесу инструмент проверки будущих бизнес-партнеров. При этом авторы поправок полагали, что сам факт публикации данных должен мотивировать коммерсантов заботиться о репутации компании. Но, по мнению экспертов, ситуация со снятием налоговой тайны похожа на применение лекарства с массой побочных эффектов.

Выписка из ЕГРЮЛ не может рассматриваться судом как единственное доказательство того, что компания была осмотрительна при выборе партнера (постановление Четырнадцатого арбитражного суда от 27.10.2014 по делу №А05-3286/14).

Во взаимодействии налогоплательщика и инспекций нововведение об отмене тайны будет иметь свои последствия. Например, фискалам будет проще предъявить претензии к компании относительно недостаточной осмотрительности при выборе контрагента.

При этом некоторые открытые показатели – как, например, численность сотрудников – могут быть необъективными критериями при определении того, что компания надежна и с ней можно иметь дело.

На практике случается так, что даже если у организации мало работников, это не мешает ей найти хороших, толковых субподрядчиков и выполнить все качественно и в срок. Граж­данское законодательство такую форму решения бизнес-задач не запрещает.

Еще одно уязвимое место нового закона – это желание властей сделать открытыми данные о недоимках компании. На практике может случиться так, что организация оспаривает и «отбивает» доначисления инспекции, а споры с налоговой – процесс не быстрый. Разрешение конфликта может занять год и более, а недоимка в открытых данных о компании будет отражена, и этот факт может влиять на конечное решение клиентов фирмы.

Проявление должной осмотрительности: ТОП-7

Необходимые меры, свидетельствующие о проявлении должной осмотрительности, выработаны на основе арбитражной практики. Однако их перечень не является исчерпывающим. Приведем основные.

  1. На момент заключения сделки фирма обязана проверить у своего контрагента наличие государственной регистрации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
  2. Для выполнения обязательств по договору у контрагента в некоторых случаях должна быть соответствующая лицензия. Копию лицензии необходимо запросить у компании-контрагента. При получении данного документа стоит обратить внимание на срок его действия. Информацию о лицензиях, выданных контрагенту, можно также проверить на сайтах лицензирующих органов.
  3. Одним из признаков проявления организацией должной осмотрительности является истребование у контрагента учредительных документов (устава, копии устава), а также копии свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции.
  4. При оформлении договора следует удостовериться в личности лица, действующего
    от имени контрагента, а также в наличии у него соответствующих полномочий.
  5. При заключении сделки убедитесь в наличии у контрагента действующего расчетного счета.
  6. Необходимо удостовериться в том, что контрагент занимается реальной предпринимательской деятельностью. Важно убедиться, что у него есть все возможности, в том числе материальные и кадровые, для выполнения тех обязательств, которые он хочет взять на себя по договору. Поэтому целесообразно запросить у контрагента справки о материально-технических ресурсах, наличии квалифицированных специалистов и годовых объемах выполнения аналогичных договоров. Не поленитесь потратить время на выяснение того, как проявил себя контрагент при работе с другими компаниями.
  7. Не «разбрасывайтесь» деловыми партнерами. Длительные отношения с поставщиком, в отношении которого ранее у проверяющих не было претензий, также свидетельствуют о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности.

Электронная версия журнала
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

Лучшее предложение для тех, кому нужен минимальный бюджет и практическая информация по учету и налогам.

Как правильно проверить контрагента на добросовестность?

Сотрудничество с недобросовестным контрагентом значительно повышает налоговые риски.

Налоговая проверка контрагента включает в себя запросы и анализ документации, а также сбор информации из открытых источников.

Проверка контрагента на добросовестность до начала сотрудничества может сэкономить компании время и деньги, потраченные на налоговые споры.

Современные консалтинговые агентства оказывают широкий перечень услуг по налоговому консалтингу.

Налоговый консалтинг может помочь снизить финансовые риски, которые угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке.

Критерии удачного выбора консалтинговой компании: репутация, опыт, надежность.

Как избежать санкций со стороны налоговой службы и доказать проявление должной осмотрительности? Как не заключить невыгодную сделку? Как не допустить неисполнения заказа контрагентом? Решение есть: следует перед подписанием договора провести проверку контрагента для подтверждения его деловой репутации, правоспособности и финансово-материального обеспечения.

В каких случаях требуется проверка

В деятельности практически каждой компании может возникнуть неприятная ситуация, когда налоговые органы отказывают в вычете налога на добавленную стоимость или признают сделку сомнительной, расходы неподтвержденными, а налоговую выгоду необоснованной. Это может быть вызвано тем, что контрагент, казавшийся при заключении сделки вполне надежным, был признан налоговой службой недобросовестным. При этом компания или предприниматель не потрудились его проверить.

Другие публикации:  Доверенность для ржд образец

Российское законодательство не содержит требований об обязательном проведении проверки контрагента, но контролирующие организации немалое внимание уделяют проявлению налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента. Основным документом, которым руководствуются в этом случае налоговые и другие контролирующие органы, является постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Оно определяет основные критерии должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Другими рекомендательными документами являются письма Минфина РФ от 6 июля 2009 года № 03-02-07/1-340 и от 10 апреля 2009 года № 03-02-07/1-177, письмо ФНС России от 24 июля 2015 года № ЕД-4-2/13005@.

Проводить проверку контрагента рекомендуется перед любой сделкой, но особого внимания требуют следующие случаи:

  • заключение сделки с новым партнером;
  • заключение договора с предоплатой;
  • заключение договора с отсрочкой или рассрочкой платежа;
  • заключение договора с контрагентом, зарегистрированным в другом регионе.

На недобросовестность компании могут указывать некоторые признаки:

  • организация-контрагент зарегистрирована по адресу, по которому находится большое количество компаний;
  • обязанности директора и главного бухгалтера исполняет одно и то же лицо;
  • компания постоянно меняет виды деятельности;
  • у фирмы имеется крупная задолженность или кредитные обязательства;
  • государственная регистрация фирмы-контрагента проводится прямо перед процедурой заключения сделки.

Наличие хотя бы одного из этих признаков уже должно вызвать обоснованные подозрения. Хотя сама по себе проверка контрагентов и не может гарантировать отсутствия претензий к налогоплательщику со стороны налоговых органов, она все же снижает риски предъявления претензий и повышает вероятность их успешного обжалования в суде.

Чем грозит сотрудничество с непроверенным контрагентом

Существует несколько основных групп рисков, которыми чревато сотрудничество с непроверенными контрагентами:

  1. Законодательные риски. В результате признания контрагента недобросовестным, налогоплательщику обязательно доначислят налоговые обязательства и штрафы по налогу на прибыль, НДС, единому налогу при УСН и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей). Кроме того, его включат в план проведения выездных налоговых проверок, а в случае особо крупного нарушения против него могут возбудить административное или даже уголовное дело.
  2. Финансовые риски. В этом случае компании грозит неисполнение обязательств со стороны контрагента. Оно может быть полным — непоставка продукции, неоплата, невозврат предоплаты, или частичным — нарушение сроков поставок или исполнения других обязательств, требований к качеству продукции или работ.
  3. Риски претензий к должностным лицам компании. В результате заключения сделки с недобросовестным контрагентом с лица, ответственного за ее заключение, могут быть взысканы убытки как самой компанией, так и ее акционерами.
  4. Репутационные риски. Сотрудничество с недобросовестными контрагентами отрицательно скажется на имидже фирмы в глазах партнеров и клиентов.

Проверка при выборе контрагента должна стать нормой, ведь в большинстве случаев сегодня суды принимают сторону налоговых органов и доказать, что деятельность компании велась с должной осмотрительностью, бывает очень непросто. Специалисты рекомендуют закрепить процедуру проведения проверки во внутреннем документе компании.

Этапы и способы налоговой проверки контрагента

Чтобы обезопасить себя от всех возможных рисков при ведении хозяйственной деятельности и претензий со стороны налоговых органов, компании следует совершить несколько действий для проведения проверки контрагента. Проверку обычно проводят в четыре этапа:

Этап 1. Анализ данных с интернет-ресурсов официальных органов

С помощью интернет-сайтов официальных государственных структур можно получить всю основную информацию о потенциальном контрагенте.

  1. Прежде всего, нужно обратиться к сайту Федеральной налоговой службы России (https://www.nalog.ru/rn22/about_fts/el_usl/). С помощью специальных сервисов можно получить следующую информацию обо всех субъектах хозяйственной деятельности:
    • краткие сведения из Единого государственного реестра регистрации юридических лиц (ЕГРЮЛ) в онлайн-режиме: числится ли контрагент в ЕГРЮЛ, дата и место его регистрации, юридический адрес, сведения об уставном капитале, учредителях и о внесении в реестр изменений с указанием даты, а также коды ОКВЭД;
    • не имеется ли в отношении контрагента решения о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала, опубликованного в «Вестнике государственной регистрации»;
    • не принято ли в отношении него решение об исключении из ЕГРЮЛ как недействующего предпринимателя;
    • получить подтверждение того, что в состав руководства компании-контрагента не входят дисквалифицированные лица;
    • выяснить, не зарегистрирована ли она по адресу «массовой регистрации» и есть ли возможность с ней связаться по указанному в ЕГРЮЛ адресу;
    • проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя компании в реестре лиц, отказавшихся от участия в организации;
    • получить сведения о наличии или отсутствии задолженности по обязательным платежам;
    • получить информацию о том, имеется ли приостановка операций по счетам компании;
    • проверить контрагента по ИНН.
  2. Сайт Главного управления по вопросам миграции МВД России (http://сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000). С его помощью можно получить сведения о том, не включен ли паспорт индивидуального предпринимателя или руководителя контрагента в список недействительных паспортов Российской Федерации.
  3. Реестр недобросовестных поставщиков системы закупок для государственных и муниципальных нужд, который ведется Федеральной антимонопольной службой России (http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html). Конечно, потенциальный контрагент не обязательно будет участником этой системы, но для минимизации рисков следует провести проверку и в этом реестре тоже.
  4. Сайт Федеральной службы судебных приставов (http://fssprus.ru/iss/ip). Здесь находится банк данных исполнительных производств, обратившись к которому, можно узнать, не открыто ли в отношении контрагента исполнительное производство, вне зависимости от того является контрагент индивидуальным предпринимателем или организацией.
  5. Картотека арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ (http://kad.arbitr.ru/) предоставляет возможность узнать, не участвует ли контрагент в судебных разбирательствах. Содержит информацию о судебных тяжбах и их содержании.
  6. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (http://www.fedresurs.ru/#/) предоставляет информацию о том, не находится ли контрагент на какой-либо стадии банкротства, а также о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.
  7. Сайты лицензирующих органов. На них можно проверить, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту (если его деятельность предполагает наличие такой лицензии). Для каждого вида деятельности существует свой лицензирующий орган, а, следовательно, и сайт.

После завершения проверки надежности контрагента с помощью интернет-ресурсов можно переходить ко второму этапу.

Этап 2. Анализ пакета документов

На этом этапе у потенциального контрагента нужно запросить пакет документов, заверенных надлежащим образом:

  1. Копии страниц устава организации, содержащие ее полное и сокращенное наименование, место нахождения, структуру и компетенцию органов управления организации и принятия ими решений.
  2. Копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица и копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ, статистические коды (ОКПО, ОКАТО, ОКВЭД и другие).
  4. Справки об отсутствии задолженности по обязательным налоговым платежам.
  5. Документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договоры, — нотариально заверенные доверенности, приказ о назначении директора или другие документы.
  6. Копии бухгалтерской отчетности. Годовая бухгалтерская отчетность всех организаций является открытой и получить ее можно либо в самой компании, либо в Росстате (http://www.gks.ru/accounting_report).
  7. Карточки фирм-контрагентов.
  8. Договоры аренды или права собственности на офисные и производственные помещения.

К сожалению, законодательно перечень необходимых бумаг для проверки не утвержден, поэтому контрагент вправе отказать в предоставлении данных. Такой отказ должен немедленно вызвать настороженность, поскольку у добросовестных компаний вся документация, как правило, находится в полном порядке.

Дополнительно рекомендуется сделать письменный запрос в налоговую инспекцию по месту нахождения контрагента. Судами такое обращение расценивается как проявление должной осмотрительности, кроме того, они обязывают налоговые органы предоставлять запрашиваемую информацию в пределах, ограниченных налоговой тайной.

Этап 3. Анализ неформальной информации о деятельности контрагента

Определенное представление о деловой репутации контрагента и его добросовестности дает и анализ неформальной информации. Ее источником может стать прежде всего сайт компании, сайты ее партнеров и сайты отраслевых союзов и ассоциаций, членом которых контрагент является. Минимум информации на этих сайтах может свидетельствовать о том, что компания не просто является недобросовестной, но и принадлежит к так называемым фирмам-однодневкам.

Хорошие результаты дает изучение отзывов о деятельности компании (если такие имеются в интернете) или личные беседы с партнерами контрагента. На сайтах серьезных компаний всегда можно найти список их клиентов.

Этап 4. Личная встреча с руководством контрагента

Для принятия окончательного решения о сотрудничестве, так же как и для подписания контракта или заключения сделки, лучше встретиться с руководством лично. Во-первых, это поможет убедиться в том, что руководитель компании реально существует и именно тот, который указан в документах, а во-вторых, сделки, заключенные заочно или по почте, взывают у налоговой службы обоснованные подозрения.

Оценка результатов проверки и возможные решения

После проведения проверки контрагента на добросовестность компания должна проанализировать полученную информацию. На основе анализа может быть принято три типа решений:

  • решение о заключении сделки (в случае получения сведений о добросовестности контрагента);
  • отказ в заключении сделки при наличии информации, которая свидетельствует о высоком риске неисполнения обязательств;
  • решение об изменении условий сделки для снижения рисков.

Проверка добросовестности контрагентов способна снизать риск возникновения просроченных долговых обязательств, уменьшить риск подписания договора с недобросовестными компаниями или компаниями-однодневками, сократить количество отказов налоговой инспекции по поводу возмещения НДС. Кроме этого, она минимизирует риск проведения встречных налоговых проверок и улучшает репутацию и имидж компании.

Услуги по налоговой проверке контрагентов

О том, где и как можно максимально эффективно и быстро проверить контрагента мы поинтересовались у Шишкина Романа, руководителя налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«В интернете существует множество ресурсов, на которых компания может самостоятельно провести необходимую проверку. Какие-то из них предоставляют один или несколько параметров, какие-то — обобщают информацию, например, «СПАРК», но все они имеют существенный недостаток — клиенту приходится самому решать, что он хочет получить, а потом и анализировать полученные сведения. Нередко на такую проверку уходит немало времени, а поскольку специальные подразделения есть далеко не во всех компаниях, то привлеченные к проверке сотрудники могут не обладать нужной компетентностью. К тому же общие параметры не всегда дают объективную картину по контрагенту, существует риск собрать данные по другому контрагенту с таким же названием. В результате принимается неправильное решение, чреватое санкциями со стороны налоговой инспекции и проблемами в деятельности организации.

При обращении в специализированную компанию клиент экономит свое время, поскольку все запросы и обработку информации берет на себя компания-исполнитель. КСК групп имеет разработанные механизмы проверки добросовестности контрагентов, включающие запросы и анализ необходимой документации, а также исследование интернет-среды. Мы гарантируем достоверность и точность собранной информации. В случае возникновения ситуаций, когда компании необходимо доказать, что при заключении сделки она проявила должную осмотрительность, мы предоставим полный комплект документов по проведенной проверке.

Отдельной услугой в КСК групп является разработка внутреннего Регламента по работе с новыми контрагентами — документа, содержащего полный алгоритм проверочных действий, которые необходимо совершить перед заключением, а также перечень документов и информации, запрашиваемых у контрагента в рамках проявления должной степени осмотрительности».

Проверка контрагента: какие документы потребуют у вас

Получение писем из налоговой инспекции нельзя назвать приятным сюрпризом, особенно, если речь идет о требовании представить пояснения или какие-то документы. Такое требование может прийти в любой момент, даже если в отношении организации не проходит ни камеральная, ни выездная проверка.

Другие публикации:  Алименты на одного ребенка в рк

Налоговики имеют право запросить информацию и документы не только в отношении проверяемого лица, но и в отношении его контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Это значит, что если один из ваших контрагентов подвергся выездной проверке, то под прицелом может оказаться и ваша организация.

Шпаргалка про статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Налоговики имеют право запросить информацию и документы не только в отношении проверяемого лица, но и в отношении его контрагентов.

2. Проверяя компанию, налоговый орган имеет право затребовать у его контрагентов документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого лица. Другие документы требовать нельзя.

3. Конкретный перечень документов, которые вправе истребовать налоговая инспекция в рамках проверки контрагента компании, НК РФ не содержит.

4. Суды считают, что если запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то неисполнение такого требования ответственности не влечет.

5. Документы, которые запросила налоговая инспекция, должны быть представлены в течение 5 рабочих дней, следующих за днем получения требования. Если таких документов нет, то об этом нужно сообщить в инспекцию также в пятидневный срок.

6. По уважительным причинам можно просить о продлении срока для подготовки и представления запрошенных документов. Инспекция может и отказать.

7. За непредставление запрошенных документов (равно как и за несообщение об их отсутствии) фирме грозит штраф.

Какие документы запрашивают при проверке контрагента

Самый частый вопрос, который возникает у бухгалтеров: какие документы инспекторы вправе потребовать? И является ли законным требование предоставить документы, никак не связанные с контрагентом, у которого проводится проверка?

Из пункта 1 статьи 93.1 НК РФ следует, что затребованы могут быть документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого лица. Минфин РФ в письме от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 пишет о том же самом.

Ключевая фраза здесь — «касающиеся деятельности проверяемого лица». Потребовать у компании, например, все договоры, заключенные в 2017 году или книгу покупок за определенный период (при том, что сделка с контрагентом, у которого идет проверка, там не отражена), налоговая инспекция не вправе.

Но вышеупомянутый пункт не содержит конкретного перечня документов, которые может истребовать налоговая инспекция. Это могут быть договор, акты, накладные, счета-фактуры по сделкам с проверяемым контрагентом. Но также могут потребовать, например, приказ о направлении в командировку сотрудников к месту выполнения работ на территории контрагента.

Практика показывает, что проверяющие на местах не всегда соблюдают нормы закона. Рассчитывая, по всей видимости, на неосведомленность бухгалтеров, они запрашивают и документы, которые не имеют ничего общего с деятельностью проверяемого лица.

В этом случае организация может не выполнять требования инспекции. Действия ИФНС незаконными можно признать в суде. Например, ВАС РФ в определении от 15.10.2013 № ВАС-14062/13 по делу № А43-18174/2012 отметил, что если запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то неисполнение такого требования ответственности не влечет. Аналогичные выводы есть и в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.04.2015 № Ф02-1184/2015).

Есть еще один важный момент: в требовании о представлении документов налоговики не обязаны писать реквизиты запрашиваемых документов. В форме требования, утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189, сказано, что реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов указываются «при наличии».

В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.10.2016 № Ф02-5483/2016 подтверждается, что достаточно ограничиться наименованиями (договор, акты, счета-фактуры и т.д.). Тем не менее, содержащиеся в требовании данные должны в полной мере позволить идентифицировать конкретную сделку, по которой запрашиваются документы. В противном случае компания имеет хорошие шансы «отбиться» от налоговых требований в суде (см., например, спор, рассматриваемый Арбитражным судом Дальневосточного округа в постановлении от 21.03.2017 № Ф03-712/2017).

Интересен и вопрос относительно периода, за который могут быть запрошены документы. Ограничение в три года, которое действует для проверяемых лиц, тут не работает. Налоговая инспекция может потребовать документы за любой период, поскольку ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не установлено. На это обратил внимание Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519.

Срок исполнения требования налоговиков

Документы, которые запросила налоговая инспекция, должны быть представлены в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если компания не располагает запрашиваемыми документами, то об этом нужно сообщить в инспекцию также в пятидневный срок. В этом случае факт непредставления документов освободит фирму от санкций (фирма не проигнорировала требование ИФНС, а добросовестно сообщила, что запрашиваемых документов у нее нет).

Нередко компания не имеет возможности подготовить документы в отведенный налоговым законодательством пятидневный срок. Например, если организация небольшая, и единственный бухгалтер, который ведет учет, попал в больницу. На этот случай положения НК РФ дают возможность просить о продлении срока для подготовки и представления запрошенных документов. Сделать это нужно достаточно быстро — на следующий или в этот же день после получения требования (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Для сообщения составляется специальное уведомление по форме, утв. приказом ФНС России от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34. Если вы написали письмо с просьбой об отсрочке в произвольной форме, а ФНС вам отказала по причине неправильного уведомления – можем вас порадовать. Отказ в продлении срока по уведомлению, составленному в произвольной форме, считается незаконным. Это отмечает ФНС России в письме от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216. В любом случае в уведомлении обязательно должны быть причины, объясняющие невозможность представления документов в положенный срок, а также срок, в который документы могут быть представлены. При этом ограничений по сроку продления не установлено (письмо Минфина РФ от 18.12.2015 № 03-02-08/74563).

Стоит отметить, что направление такого уведомления не гарантирует автоматического продления инспекцией отведенного изначально срока. Инспекция может и отказать в продлении. Причем она вовсе не обязана объяснять и аргументировать причины своего отказа (письмо ФНС от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304).

Что будет, если документы не представить

За непредставление запрошенных документов (равно как и за несообщение об их отсутствии — в случае, когда они действительно отсутствуют) фирме грозит штраф. Причем если руководствоваться пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ, то это может быть штраф либо по статье 126 НК РФ, либо по статье 129.1 НК РФ. В первом случае размер штрафа составляет 10 000 рублей, во втором – 5 000 рублей.

Так на какую конкретно сумму оштрафуют компанию, которая не представила запрашиваемые документы налоговой инспекции (или не сообщила об их отсутствии)? Практика показывает, что сами налоговики не знают точного ответа на этот вопрос. Одни штрафуют на 10 000 рублей, другие — на 5 000 рублей. Более того, ясности не дает и анализ судебной практики, поскольку в суде обычно оспаривают сам факт привлечения фирмы к ответственности, а не рассматривают, по какой конкретно статье инспекция должна была оштрафовать компанию.

Однако свет на этот вопрос пролила в прошлом году ФНС России. В письме от 27.06.2017 № СА-4-9/12220 ведомство объяснило, как правильно штрафовать налогоплательщиков:

  • по статье 126 НК РФ — «при истребовании документов на основании пункта 1 статьи 93.1 Кодекса при проведении налоговой проверки»,
  • по статье 129.1 НК РФ – «в случае истребования документов (информации) на основании пункта 2 статьи 93.1 Кодекса относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок».

В чем разница? В том, что в первом случае необходимость запроса документов возникает в связи с проведением налоговой проверки у контрагента, а во втором инспекция запрашивает документы организации вне рамок проведения проверок.

Поскольку мы рассматриваем ситуацию, когда причиной запроса документов фирмы является проведение проверки у ее контрагента, то в случае непредставления документов правильным будет штраф по пункту 2 статьи 126 НК РФ на сумму 10 000 рублей. Но налоговая инспекция может этого не знать и оштрафовать по статье 129.1 НК РФ. Впрочем, спорить тут не стоит, поскольку по данной статье размер штрафа вдвое меньше.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *