Экспертиза автодорожная

Автодорожная экспертиза

Автодорожная экспертиза, или исследование дороги и дорожных условий на месте ДТП.

Очень часто, попадая в неприятные ситуации на дороге, водители не знают, как защитить свои права. А ведь бывают случаи, и они достаточно нередки, когда именно состояние дорог, дорожного покрытия и автодорожных знаков не позволили водителю действовать по правилам, что, в конечном счете, и привело к возникновению дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Автодорожная экспертиза призвана установить все причины и условия, способствующие исследуемому ДТП, включая не обеспечивающую безопасность движения геометрию участка автомобильной дороги.

При производстве автодорожной экспертизы решаются следующие задачи:

— исследование обстановки на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, участка за пределами дорожного полотна, инженерно-технических сооружений дороги;
— определение значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещению ТС и других объектов по поверхности автомобильной дороги;
— установление условий видимости и обзорности с места водителя, учитывая данные о дорожной обстановке в момент ДТП;
— определение состояния дороги в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;
— установление технической возможности предотвращения ДТП с учетом состояния дороги связанных с особенностями дороги и окружающей среды;
— выяснение, усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке ДТП;
— выявление обстоятельств, связанных с состоянием дорожной обстановки перед ДТП, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП: неблагоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков, их неправильное расположение и другие отрицательные особенности дорожной обстановки.

Цель этих исследований – определить влияния дорожных условий на механизм ДТП посредством вычисления вероятности возникновения ДТП в конкретной обстановке.
Как правило, автодорожная экспертиза, проведенная по всем правилам, доказывает невиновность водителя, и позволяет уйти от привлечения к ответственности на законных основаниях.

Автодорожная экспертиза, или исследование дороги и дорожных условий на месте ДТП

Один из видов инженерно-транспортных экспертиз – диагностическое исследование технического состояния автомобильной дороги, дорожных обустройств, внешних условий на участке ДТП и режим организации движения на рассматриваемом участке дороги.

Общепринятый термин – автодорожная экспертиза .

Автодорожная экспертиза призвана установить все причины и условия, способствующие исследуемому ДТП, включая не обеспечивающую безопасность движения геометрию участка автомобильной дороги.

При производстве автодорожной экспертизы решаются следующие задачи:

— исследование обстановки на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, участка за пределами дорожного полотна;

— определение значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещению ТС и других объектов по поверхности автомобильной дороги;

— установление условий видимости и обзорности с места водителя, учитывая данные о дорожной обстановке в момент ДТП;

— определение состояния дороги в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

— установление технической возможности предотвращения ДТП с учетом состояния дороги связанных с особенностями дороги и окружающей среды;

— выяснение, усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке ДТП;

— выявление обстоятельств, связанных с состоянием дорожной обстановки перед ДТП, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП: неблагоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков, их неправильное расположение и другие отрицательные особенности дорожной обстановки.

Цель этих исследований – определить влияния дорожных условий на механизм ДТП посредством вычисления вероятности возникновения ДТП в конкретной обстановке.

Типичные вопросы на которые отвечает автодорожная экспертиза:

Какова вероятность возникновения ДТП по причине несовершенства дорожных условий?

Какой нормативно-технической документацией регламентированы эксплуатационные свойства участка автомобильной дороги?

Является ли дефектом автомобильной дороги яма в асфальтовой части, обозначенная на схеме ДТП, и находится ли этот дефект в допустимых нормативно-технической документацией пределах?

Если дефект автомобильной дороги на месте ДТП не соответствует нормативно-технической документации, то находится ли это несоответствие, с технической точки зрения, в причинно-следственной связи с фактом ДТП?

Соответствует ли расположение технических средств необходимых для организации дорожного движения на рассматриваемом участке дороги требованиям действующих ГОСТов

Вопросы, которые решают эксперты при производстве автодорожных экспертиз, входят также и в предмет комплексных автотранспортных-трасологических экспертиз.

Пример определения соответствий организации дорожного движения на рассматриваемом участке дороги требованиям действующих ГОСТов

В результате осмотра перекрестка ул. N и ул. M было установлено, что в начале ул. M со стороны ул. N на некотором расстоянии от пересечения проезжих частей установлен знак 3.1 «Въезд запрещен». Знак установлен параллельно ул. N и перпендикулярно ул. M. Высота расположения данного знака по результатам проведенных замеров превышает 5 метров от нижнего края знака до поверхности дорожного покрытия.

Никаких других дорожных знаков информирующих о расположении данного знака, или запрещающих поворот на ул. N с ул. M при осмотре рассматриваемого перекрестка не установлено:

Согласно ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»:

Другие публикации:  Нпб пожарные краны требования

4.3 «Знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения».

5.1.8 «Расстояние от нижнего края знака (без учета знаков 1.4.1-1.4.6 и табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки), кроме случаев, специально оговоренных настоящим стандартом, должно быть:

— от 1,5 до 3,0 м — при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов, от 2,0 до 4,0 м — в населенных пунктах.

Высоту установки знаков, расположенных сбоку от проезжей части, определяют от поверхности дорожного покрытия на краю проезжей части.

На протяжении одной дороги высота установки знаков должна быть по возможности одинаковой».

5.1.9 «Знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, местом разворота, объектом сервиса и т.д., а при необходимости — на расстоянии не более 25 м в населенных пунктах и 50 м — вне населенных пунктов перед ними, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.

Знаки, вводящие ограничения и режимы, устанавливают в начале участков, где это необходимо, а отменяющие ограничения и режимы — в конце, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом».

Согласно ГОСТа 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения»:

1.1. «Дорожные знаки, светофоры, ограждающие и направляющие устройства должны размещаться с учетом их наилучшей видимости участниками дорожного движения как в светлое, так и в темное время суток, удобства эксплуатации и обслуживания, а также исключения возможности их непреднамеренных повреждений. При этом они не должны закрываться от участников дорожного движения какими-либо препятствиями (зелеными насаждениями, мачтами наружного освещения и т.п.).

При размещении дорожных знаков и светофоров должна быть обеспечена направленность передаваемой ими информации только тем участникам движения, для которых она предназначена».

Дорожные знаки согласно ГОСТа 23457-86 должны размещаться с учетом их наилучшей видимости участниками дорожного движения. Под наилучшей видимостью будем понимать такое расположение дорожного знака которое бы попадало в зону видимости водителя, а в ночное время, в виду того, что дорожные знаки обладают световозвращающим эффектом, попадали в зону светового потока передних фар. А направленность передаваемой знаками информации соответствовала расположению участников дорожного движения воспринимающих данную информацию.

При осмотре рассматриваемого перекрестка в темное время суток было установлено, что при движении автомобиля ГАЗ-31029 по ул. M в направлении ул. M с включенным ближним светом фар, знак 3.27 «Остановка запрещена», расположенный за рассматриваемым перекрестком (см фото ниже) за счет световозвращающей способности воспринимается глазом более ярким, чем окружающие его предметы. А знак 3.1 «Въезд запрещен», расположенный в начале ул. N со стороны ул. M, не обладает световозвращающим эффектом, т.к. данный знак располагается от источника света (света фар автомобиля) под острым углом к поверхности дорожного знака.

Следовательно установка знака 3.1 «Въезд запрещен» не соответствует требованиям ГОСТа 23457-86. Дорожные знаки должны размещаться с учетом их наилучшей видимости участниками дорожного движения как в светлое, так и в темное время суток.

Высота расположения знака 3.1 «Въезд запрещен» на перекрестке ул. M и ул. N по результатам проведенных замеров превышает 5 метров от нижнего края знака до поверхности дорожного покрытия, что не соответствует требованиям ГОСТа Р 52289-2004.

С технической точки зрения, на рассматриваемом перекрестке необходима установка предписывающих или запрещающих знаков (таблица 1). Установка данных знаков позволит участникам дорожного движения заблаговременно определить устанавливаемый режим движения или вводимые ограничения на рассматриваемом перекрестке, непосредственно до въезда на сам перекресток.

Согласно требованиям ГОСТа 52289-2004:

5.1.9 . Знаки, вводящие ограничения и режимы, устанавливают в начале участков, где это необходимо, а отменяющие ограничения и режимы — в конце, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом».

Автодорожная экспертиза

  • участок дороги на месте происшествия, непосредственно примыкающие к нему участки движения транспортного средства, элементы транспортного средства, взаимодействующие с дорогой.
  • исследование дорожных условий, в которых произошло ДТП, в целях установления сцепных качеств и ровности проезжей части дороги; соответствия сцепных качеств и ровности проезжей части дороги требованиям нормативно-технической документации; соответствия дислокации дорожных знаков, разметки и обустройства дороги требованиям нормативно-технической документации; причинной связи между неудовлетворительным состоянием дороги и событием ДТП; соответствия объема материала уложенного в покрытие (участка автомобильной дороги, стоянки, площадки и др.), указанного в проектно-сметной документации (в настоящее время с привлечением сторонних организаций).

Вопросы, решаемые автодорожной экспертизой

  • Соответствует ли коэффициент сцепления проезжей части в месте рассматриваемого ДТП требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА)?
  • Соответствует ли ровность проезжей части в месте рассматриваемого ДТП требованиям ТНПА?
  • Соответствуют ли геометрические параметры автомобильной дороги (радиусы кривых в плане, уклоны и др.) в месте рассматриваемого ДТП требованиям ТНПА?
  • Соответствует ли расстановка ТСОДД (технические средства организации дорожного движения) (дорожная разметка, дорожные знаки, дорожные ограждения) в месте рассматриваемого ДТП требованиям ТНПА?
  • Какое количество материала (асфальтобетона, цементобетона, щебня, гравия, песчано-гравийной смеси, песка и др.) было уложено в покрытие участка автомобильной дороги (стоянки, площадки и др.)?
Другие публикации:  Как продать дом недостроенный на материнский капитал

Телефон для связи: 8 (017) 308-61-64

Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

При использовании материалов Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
© Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь

Экспертиза автодорожная

Автодорожная экспертиза призвана установить причины и условия, способствовавшие транспортному происшествию, включая и причины, вызванные некачественной геометрией участка дороги.

При производстве автодорожной экспертизы решаются следующие задачи:

  • исследование обстановки на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, участка за пределами дорожного полотна;
  • определение значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение ТС и других объектов на месте ДТП: коэффициента сцепления, сопротивления перемещению ТС и других объектов на поверхности дороги (обочины), величины замедления при торможении на данном участке, сопротивления качения и т.п.;
  • определение состояния дороги в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройств (дорожных знаков и т.п.) и других обстоятельств, связанных с особенностями дороги и окружающей среды;
  • выявление обстоятельств, связанных с состоянием дорожной обстановки перед ДТП, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП, в том числе неблагоустроенности дороги, отсутствия должных дорожных знаков, их неправильного расположения и других отрицательных особенностей дорожной обстановки.

Цель этих исследований заключается в определении влияния дорожных условий на механизм происшествия посредством вычисления вероятности возникновения ДТП в конкретных дорожных условиях.

К изучаемым дорожным условиям относятся: ширина проезжей части и обочин; радиусы кривых в плане и продольном профиле; ровность, шероховатость и сцепные качества покрытия; воздействие природных и прикромочных полос покрытия; уровень содержания дороги, т.е. имеется или нет полная или частичная очистка покрытия от снега, грязи или обледенения; наличие или отсутствие необходимых дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, светофоров и т.д.

Под обстановкой места происшествия понимают качественное состояние ситуационных факторов и пространственную связь объектов, составляющих в своем комплексе место происшествия.

К обстановке места происшествия в первую очередь относятся: геометрические элементы участка дороги, на котором произошло ДТП, и их соответствие требованиям СНиП; состояние дорожного покрытия и обочин; наличие опор путепроводов, осветительных мачт и их расположение относительно кромки проезжей части; погодно-климатические условия в момент ДТП и уровень содержания участка дороги дорожно-эксплуатационной организацией, а также инженерное обустройство места происшествия светофорами, дорожными знаками и разметкой.

Основные вопросы, ставящиеся перед автодорожной экспертизой:

1. Соответствует ли требованиям проектной документации участок дороги, на котором произошло ДТП?

2. Соответствуют ли требованиям стандартов и нормативов геометрические параметры, состояние дорожного покрытия и обочин участка дороги, на котором произошло ДТП?

3. Имеется ли наличие инженерных сооружений (опор путепроводов, осветительных мачт, ограждений и т.д.) и как они расположены относительно проезжей части?

4. В каком состоянии обустройство места ДТП средствами, регулирующими дорожное движение (светофоры, дорожные знаки, разметка и т.д.)?

5. Как оценивается качество содержания участка дороги, на котором произошло ДТП, дорожно-эксплуатационной организацией?

6. Какой нормативно-технической документацией регламентированы эксплуатационные свойства участка дороги, обозначенном в схеме ДТП?

7. Является ли дефектом дороги яма в асфальтовой ее части, обозначенная в схеме ДТП, и находится ли этот дефект в допустимых нормативно-технической документацией пределах?

8. Если дефект дороги на месте ДТП не соответствует нормативно- технической документации, то находится ли с технической точки зрения в причинной связи с фактом ДТП такое несоответствие?

9. Какими требованиями нормативно-технической документации должны были руководствоваться должностные лица организации, ответственные за эксплуатацию данного участка дороги для обеспечения безопасности движения, и соответствуют ли их действия этим требованиям? и т.д.

Следует отметить, что могут быть поставлены и другие вопросы. Главное, чтобы эти вопросы входили в компетенцию эксперта.

Судебная автодорожная экспертиза

Судебная автодорожная экспертиза — вид судебной автотехнической экспертизы, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС.
Предметом судебно-автодорожной экспертизы являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.

Задачи судебной автодорожной экспертизы

В рамках судебно-автодорожной экспертизы решаются следующие задачи:

  • установление основных квалификационных характеристик дороги;
  • установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;
  • определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой доро¬ги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД);
  • установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;
  • определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП;
  • установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;
  • определение причинной связи между отклонениями квалификацион¬ных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП.
Другие публикации:  Договор долевого участия в строительстве фз 214 образец

Автодорожная экспертиза

Существование участков дорог, требующих движения с пониженными предельными скоростями, обусловлено различными причинами. Помимо выбоин и неровных участков дороги это могут быть узкие места (мосты, трубы, разрушения кромки проезжей части т.п.), участки с ограниченной видимостью в плане и продольном профиле, участки с низкими сцепными свойствами, крутые и затяжные уклоны, конструктивные дефекты, допущенные при строительстве дороги, места производства дорожно-строительных работ, также места, где дальнейшее направление движения воспринимается обманчиво (резко отличается от кажущегося очевидным).

В соответствии с экспертными методиками автодорожной экспертизы рассчитывается предельно допустимая скорость одиночного автомобиля, после чего определяется величина коэффициента сцепления и степень опасности участка, кроме того, устанавливается соответствие величины этой скорости пределу в 90 км/ч, разрешенному правилами дорожного движения.

Коэффициент безопасности дорожных условий на участке ДТП относится к показателям автомобильной дороги, характеризующим ее транспортно-эксплуатационные качества и является одним из основных критериев надежности дороги, т.е. ее способности обеспечивать непрерывное безопасное и удобное движение транспортных средств с соответствующими скоростями. Под соответствующими скоростями подразумеваются скорости, максимально возможные по динамическим характеристикам автомобиля и по условиям безопасности его взаимодействия с дорогой.

Величина коэффициента безопасности определяется отношением допустимой скорости движения по какому-либо участку дороги к максимально возможной скорости въезда на него с предшествующего участка.

При сравнении рассчитанной величины предельно допустимой скорости на конкретном участке дороги с разрешенным пределом (90 км/ч) несоответствие выявляется в случае, когда рассчитанная по фактическим значениям параметров дороги скорость окажется ниже разрешенной. Такие участки считаются опасными и поэтому, должны быть обозначены соответствующими знаками, регламентирующими безопасный режим движения в опасной зоне и на подходах к ней с учетом всех неблагоприятных факторов.

Если ДТП произошло на участке дороги, находящемся в стадии эксплуатации, то на его техническое состояние и на действия должностных и иных лиц распространяются соответствующие требования.

Обязанности по содержанию и эксплуатации дорог должностных и иных лиц дорожных эксплуатационных и дорожных ремонтно-строительных организаций, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, регламентированы нормативно-техническими документами (НТД).

Если ДТП произошло на участке дороги, документально находящемся в стадии ремонтно-восстановительных работ, то на его техническое состояние и на действия должностных и иных лиц также распространяются соответствующие требования.

Экспертной оценке подлежат только те действия (бездействие) вышеуказанных лиц, исследование которых требует применения специальных технических познаний. Для их отделения от всех остальных сначала устанавливают соответствие либо несоответствие нормативно-техническим требованиям по техническому состоянию того участка дороги, на котором произошло ДТП. Оценку технического состояния проводят по тому показателю (транспортно-эксплуатационной характеристике, геометрическому параметру и т.д.) автодороги дорожных условий, которые в данной ситуации могли повлиять на возникновение ДТП.

При наличии нормативного требования в отношении надлежащих действий должностных лиц и иных организаций (дорожно-эксплуатационных, дорожных ремонтно-строительных управлений, ДЭУ, ДРСУ и т.п.) по обеспечению должного уровня технического состояния, определяемого конкретной технической характеристикой дороги (дорожных условий), эксперту следует сделать вывод о несоответствии таких действий действующим нормативным требованиям в случае, если установлено несоответствие установленной норме находящейся в компетенции данной организации технической характеристики дороги.

Если на конкретные действия должностных и иных лиц установлены нормы времени, то эксперту следует ограничиться указанием этих действий и нормативных требований к ним, а их соответствие (несоответствие) друг другу определяется судебными или следственными действиями (установление времени возникновения снежных валов, выбоин, отказа дорожного освещения или снижения характеристики и т.п., времени фактического обнаружения недостатка, обязанности и возможности более раннего обнаружения, возможности устранения и т.д.).

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *