Социальное пособие в рб

Размер пособия при рождении ребенка

Актуальная информация о размере пособия в связи с рождением ребенка в Беларуси.

С единовременное пособие в связи с рождением ребенка составляет:

  • при рождении первого ребенка –
  • при рождении второго и последующих детей –

Размер пособия устанавливается на дату рождения ребенка исходя из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в размере наибольшей его величины за два последних квартала:

  • на первого ребенка — в размере 10 бюджетов прожиточного минимума;
  • на второго и последующих детей — в размере 14 бюджетов прожиточного минимума.

При определении размера пособия учитываются дети, в том числе усыновленные (удочеренные), а также воспитываемые в семье пасынки и падчерицы в возрасте до 18 лет и не учитываются дети:

  • в отношении которых родители (единственный родитель) лишены родительских прав;
  • отобранные из семьи;
  • рожденные мертвыми;
  • воспитываемые в приемных семьях, детских домах семейного типа.

Более подробная информация о пособии в связи с рождением ребенка указана здесь.

Детское пособие в Беларуси

В Республике Беларусь действуют программы для выплаты пособия семьям, в которых родился ребенок. Детское пособие в Беларуси – это финансовые выплаты, относящиеся к алиментам. На получение таких льгот могут рассчитывать матери при рождении ребенка, получать можно денежные выплаты пока чадо не дорастет до 3 лет, после чего будет возможность получать другие социальные надбавки, в зависимости от ситуации.

На пособия по беременности и родам могут в 2019 году рассчитывать абсолютно все семьи, воспитывающие детей. В зависимости от ситуации в каждом случае, сумма может отличаться, это зависит от даты постановки на учет, семейного состава и других факторов, каждый из которых будет рассматриваться уполномоченными органами в индивидуальном порядке.

Выплаты беременным и роженицам

Пособие по беременности и родам – это право каждой беременной женщины в Беларуси, которое позволяет ей взять декретный отпуск после медицинского обоснования. Он делается на 30 неделе вынашивания плода. Иными словами, декрет начинается за семьдесят дней до предполагаемых родов и продолжается еще порядка 56 дней после них, но может быть и дольше, в зависимости от ситуации.

Схема расчета пособий

Например, на двойню или большее количество новорожденных или же если возникнут проблемы со здоровьем, декрет может быть продлен после родов на 70 дней. Если женщина официально трудоустроена, то может выйти в декрет после оформления больничного документа, который выступит подтверждением нетрудоспособности.

А также для правильного оформления необходимого отпуска потребуется:

  • зарегистрироваться в женской консультации не позже 12 недели с начала беременности;
  • к 30 неделе течения беременности получить документы, подтверждающие нетрудоспособность;
  • отправить документы в бухгалтерию организации, в которой работаете или в социальные учреждения, если это предусматривает закон.

Бланк заявления на декретный отпуск

Когда рассчитывается размер пособия, во внимание берется средний заработок за 1 день на протяжении последних полгода и умножается сумма на количество декретных дней, например, 126. А также нужно знать, какие выплаты учтены при расчете, а какие не рассматривались. Например, непроизводственные выплаты, социальные и т. д.

Единовременное пособие платят по месту учебы, работы, несения службы, регистрации в котором выдается пособие по безработице в Беларуси.

Пособия при рождении

На пособие при рождении малыша имеют право мать, отец или лицо, взявшее малыша на свое попечительство, прежде чем ребенок достиг шестимесячного возраста.

Диаграмма опроса белорусских пап, «Почему папы не стремятся в декретный отпуск»

Сумма детского пособия, в связи с рождением нового человека, составляет:

  • на первого родившегося ребенка размер пособия равен десяти прожиточным минимумам по РБ, который был актуален перед его рождением;
  • на второго и последующих детей декретные деньги равны 14 прожиточным минимумам, действовавшим на момент рождения;
  • когда ведутся исчисления, учитывают также усыновленных детей, падчериц и пасынков которые еще не достигли 18 лет;
  • женщины, вставшие на учет до 12-недель, получают полную выплату белорусского прожиточного минимума.

Вернуться к оглавлению

Рождение близнецов

Права на получение компенсации остаются и за лицами, оформившими опекунство за близнецами, прежде чем они достигли 6-месячного возраста.

Выплачивать пособие по уходу за ребенком должны органы социальной защиты по месту проживания матери, лица получившего права опекунства или же отца, в случае, если у матери отсутствует постоянное место проживания с момента рождения близнецов. А также причитается 100% БПМ компенсации на каждого близнеца.

Документы необходимые для получения государственной финансовой поддержки

Как гласит белорусский закон о начислении выплат и 20-я статья законодательства республики Беларусь, государственное пособие начисляется по месту работы или учебы матери, если она учится на дневном отделении. Если является безработной и не проходит обучение, тогда начисляют социальное пособие по месту работы или учебы отца. Семьям, в которых отец не работает или его нет, по месту жительства в органах по занятости или по социальной защите населения.

Где получить единовременное пособие при рождении ребенка

В соответствии с президентским указом, изданным 6 апреля 2010 года, требуется представить такие документы, как:

  • заявление;
  • гражданский паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • выписки из трудовых книжек или копии других документов, способных подтвердить, что человек работает, и это нужно, чтобы определить место, в котором будет начисляться пособие.

Пособие на ребенка до трех лет с 1 ноября 2019года

  • на первого ребенка возрастом до 3 лет, размер пособия равен 35% от средней зарплаты за текущий квартал;
  • на 2, на 3 и большее количество детей размер выплат равен 40% от средней зарплаты за квартал;
  • на малыша с ограниченными возможностями до 3 лет, 45% от средней заработной платы;
  • для детей, возрастом до 3 лет, живущим на территории пораженной радиацией с последующим переселением и правом на это, 150% от установленной суммы пособия;
  • пособие на второго и последующих детей до 3 лет, проживающих на территории, загрязненной радиацией тоже 150% от установленной суммы по уходу за детьми до 3 лет;
  • пособие на детей старше 3 лет равно 50% прожиточного минимума по стране ежемесячно.

Право на получение пособия для содержания ребенка до 3 лет имеют право:

Что касательно других представителей ребенка, таких как, бабушки, дедушки, тети, дяди, то они могут рассчитывать на эти выплаты, если, например, мать вышла на работу и тем самым ей больше не выплачивается пособие на ребенка, а воспитывающий родственник должен взять отпуск по уходу за малышом.

Выплаты пособий сокращаются вполовину, если лицом, воспитывающим детей, было сделано следующее:

  • работает полный или неполный рабочий день (в общей сложности работает более половины месячного трудового времени);
  • осуществляет трудовую деятельность неполный рабочий день (половина полного рабочего времени и дополнительно выполняет работу на дому);
  • работает на дому более чем у одного работодателя;
  • выполняет работу по гражданскому договору, оказывает услуги, связанные с интеллектуальной собственностью;
  • работает индивидуальным предпринимателем;
  • частный нотариус или осуществляет адвокатские услуги;
  • ремесленник;
  • занят получением послевузовского образования и имеет стипендию (для тех, кто на дневной форме обучения);
  • постигает клиническую ординатуру (на очном отделении).

Для лиц, производящих уход за ребенком, сохраняется полный расчет пособия:

  • для работающих граждан на полставки (рабочее время не превышает половины полного рабочего времени в месяц);
  • лицо, взявшее на себя обязанности воспитания и временно приостановившее свою нотариальную, адвокатскую, ремесленническую деятельность или индивидуальное предпринимательство;
  • учится на дневном отделении (наличие стипендии или отсутствие не играет роли);
  • занято получением образования по окончанию вуза, не имеет стипендии;
  • имеет пособие по беременности и родам;
  • оформило ребенка в дошкольное учреждение.

Чтобы получать пособие на ребенка, не достигшего трех лет, нужно предоставить такой перечень документов:

Следует помнить, что обратиться за пособием нужно с момента получения права на такие выплаты, иначе оно будет назначаться с момента обращения за ним.

Дополнительное семейное пособие на детей от 3 до 18 лет

С начала 2015 года в Беларуси пособие на детей от трех до восемнадцати лет составляет половину от самого большого показателя прожиточного минимума из усредненных показателей, которые утверждены Министерством Труда и Социальной защиты граждан.

Детское пособие на детей от 3-х лет

Право на такую госпомощь имеет отец или мать ребенка, или другой представитель подопечного, который взял на себя обязательство воспитания ребенка до того, как малышу исполнилось 3 года. Пособие на детей старше 3 лет должно быть выплачено, если ребенок не был отдан в интернат или заведение, в котором содержится круглосуточно.

Чтобы получать пособие на детей старше 3 лет, требуется подача следующих документов:

  • заявление по форме о назначении выплат государственных пособий семьям, которые растят детей установленного Советом Министров Беларуси 6 июня 2013 года;
  • паспорт;
  • свидетельство о рождении (для семей, в которых есть дети до 3 лет и свидетельства на детей старше этого возраста, а также для иностранцев, у которых статус беженцев — если имеется подобный документ);
  • справка про обучающийся статус гражданина (нужно предоставить на 1 ребенка, который старше 3 лет, так можно получить учебные пособия Беларуси);
  • документы по месту жительства и семейном составе.

На получение пособия на воспитываемых детей старше 3 лет больше не влияет уровень доходов его опекунов.

Социальные выплаты положены только семьям из числа отдельных категорий:

  • ребенок с инвалидностью до 18 лет;
  • семьям, в которых ребенок с ВИЧ;
  • для семей, в которых отец, отчим или усыновитель/удочеритель является военным на срочной службе;
  • оба родителя (мать, мачеха, отец, отчим в полной семье или 1 родитель в неполной семье, усыновитель/удочеритель являются инвалидами 1 или второй группы, если 1 из родителей в полной семье является инвалидом первой группы, а второй заботится и ухаживает за ним, получает государственные выплаты).

Пособие на детей из отдельных категорий семей составляет половину от прожиточного минимума, а на детей с ограниченными возможностями 70% от самого большого БПМ.

Данная таблица даст более четкое представление о выплатах на ребёнка в Республике Беларусь в текущем году, на примере февральских показателей:

Социальное пособие в рб

§ 21.2. Виды пособий по праву социального обеспечения

Принятые в последние годы нормативно-правовые акты в сфе­ре социального обеспечения привели к изменению в содержании правового регулирования общественных отношений по социально­му обеспечению пособиями. Вступление в силу Закона Республики Беларусь от 31 января 1995 г. «Об основах государственного соци­ального страхования» 263 , Закона Республики Беларусь «О государ­ственных пособиях семьям, воспитывающим детей» 264 , Закона Рес­публики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» 265 , Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности 266 и других нормативно-правовых актов коренным об­разом повлияло на систему правовых видов социального обеспече­ния, важную роль среди которых играют пособия.

Многообразие видов пособий, предусмотренных в действую­щем законодательстве, широта охвата круга лиц, подлежащих обес­печению пособиями, свидетельствуют о большой социальной значи­мости пособий в поддержании уровня жизни населения Республики Беларусь. Охвачены практически все социально значимые случаи нуждаемости граждан в материальной помощи.

Действующее законодательство предусматривает следующие виды пособий:

— по беременности и родам;

— в связи с рождением ребенка;

— женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;

— по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

— на детей старше 3 лет;

— по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;

— по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инва­лидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;

— по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

— при санаторно-курортном лечении ребенка-инвалида в возра­сте до 18 лет;

— на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом им­мунодефицита человека.

— по временной нетрудоспособности.

Совокупность пособий представляет собой целостную систему с присущей ей структурой, требующей разграничения составных элементов между собой по отдельным частям этой системы, осно­вываясь на их общих признаках. Это значит: с помощью критериев классификации необходимо разбить пособия на группы, выявляя различия и отмечая черты сходства.

В настоящее время нет единой точки зрения в части выбора оснований классификации пособий.

Рассмотрим существующие подходы в части выбора группи­ровки пособий. А.Е. Козлов классифицирует пособия по источникам финансирования 267 .

В предложенной А.Е. Козловым классификации пособия делят­ся на две группы. Первую составляют пособия по социальному обес­печению, вторую — по социальному страхованию. Данная класси­фикация строится на принципе финансирования социальных выплат (пособий) как со стороны государства (за счет средств бюджета) — сюда включаются пособия по социальному обеспечению, так и со стороны самих получателей (нанимателя) — пособия через систему страховых взносов в соответствующие страховые фонды (Фонд со­циальной защиты населения, Государственный фонд содействия за­нятости). С такой классификацией можно согласиться, но тогда за­родившаяся в последние годы практика предоставления пособий за счет средств нанимателя, строящаяся на договорных началах, теря­ет всякое значение. А оно, несомненно, есть.

Закон «Об основах государственного социального страхова­ния» закрепил создание в республике единой системы социального страхования для всех слоев населения, включая рабочих, служащих государственных предприятий, предприятий и обществ иных форм собственности, в том числе и сельскохозяйственных предприятий, колхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Статья 12 этого Закона предоставляет возможность заключать договоры на добровольное социальное страхование: «Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополни­тельное социальное страхование своих работников».

Таким образом, государство в лице законодателя предостав­ляет возможность и рекомендует нанимателю использовать допол­нительные меры по страхованию своих работников, которые имеют право получать пособия из дополнительного (договорного) источни­ка. К тому же предприятие самостоятельно определяет направление использования чистой прибыли. В условиях хозяйственной само­стоятельности предприятий резко возрастает возможность допол­нительного обеспечения своих работников за счет средств, отчисля­емых от прибыли предприятий в фонды социального развития и ма­териальной помощи.

Обеспечение работников и их семей пособиями за счет средств нанимателя регламентируется коллективными договорами, которые могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях.

Статья 364 Трудового кодекса Республики Беларусь конкрети­зирует, какие именно вопросы могут быть отражены в содержании коллективного договора. Среди прочих коллективный договор мо­жет содержать положения: «о гарантиях социального страхования работников и их семей, предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитываю­щим детей-инвалидов, организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей; обеспечении занятости».

Итак, такая классификация (пособия по социальному обеспе­чению и пособия по социальному страхованию) была обоснованной и вытекала из характера единой государственной системы социаль­ного обеспечения пособиями. В настоящее время этой классифика­ции придерживаться явно невозможно, назрела необходимость в новой, основанной на ином дополнительном критерии — социально-экономическом.

Исходя из сказанного, пособия по социально-экономической сущности, основанной на источнике финансирования, можно клас­сифицировать на три вида (группы):

  • пособия, входящие в систему государственного социального страхования;
  • пособия по социальному обеспечению (финансируемые из госбюджета);
  • пособия, предоставляемые за счет средств нанимателя (на договорной основе).

К первой группе относятся пособия:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • в связи с рождением ребенка;
  • матери, ставшей на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;
  • по уходу за ребенком до 3 лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осу­ществляющего уход за ребенком;
  • при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов в возра­сте до 18 лет;
  • пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • пособие по безработице.

Источником финансирования перечисленных выше пособий яв­ляется Фонд социальной защиты населения и средства Государствен­ного фонда содействия занятости 268 .

Ко второй группе пособий по социальному обеспечению, фи­нансируемых из государственного и местных бюджетов, относятся пособия:

  • на детей старше 3 лет;
  • одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.

Третью группу составляют пособия, выступающие основным источником средств существования для некоторых категорий граж­дан. А это означает, что пособия этого вида выдаются в качестве помощи в связи с тем, что у получающих отсутствуют или могут отсутствовать такие источники средств к существованию, как оплата по труду, пенсии и иные источники. До реформы пенсионного зако­нодательства к этой группе относили социальные пенсии инвалидам с детства, ранее называвшиеся «пособия инвалидам и престарелым, не имеющим права на пенсию и не обладающим самостоятельным источником дохода» 269 .

Первую группу составляют пособия, заменяющие временно ут­раченный по уважительной причине заработок, выплачиваемые в раз­мере, равном или приближающемся к утраченному заработку. К пер­вому виду относятся пособия по беременности и по временной нетру­доспособности, которые выплачиваются в случаях: утраты трудоспо­собности вследствие болезни (травмы); беременности и родов (у ра­ботающей женщины); санаторно-курортном лечении; ухода за боль­ным членом семьи; ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребен­ком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, и т.д.

Этот вид пособий имеет общую цель — оказать помощь, вос­полнить заработок, утраченный работником по причине, признан­ной государством уважительной, причем эта помощь предоставля­ется непродолжительное время, но в сумме, равной или приближа­ющейся к размеру утраченного заработка. Условия назначения та­ких пособий исключают возможность их получения одновременно с оплатой по труду. Пособия первого вида различаются между собой по юридическим признакам, что сказывается и на их названии. Так, пособия по временной нетрудоспособности отличаются от пособий по беременности и родам спецификой юридических фактов, при наступлении которых они назначаются 270 .

Ко второму виду относятся пособия, дополняющие основной источник средств существования (оплата за труд, пенсия). Эта по­мощь покрывает дополнительные расходы, на которые основных источников у гражданина, по мнению законодателя, недостаточно.

К этому виду по действующему законодательству следует от­нести пособия:

  • в связи с рождением ребенка;
  • матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беремен­ности;
  • пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • надбавки к государственным пособиям на детей одиноким матерям из числа детей-сирот, на детей одиноким матерям, разве­денным мужчинам и женщинам, если один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, на детей военнослужащих срочной службы.

К третьей группе пособий, предоставляемых за счет средств нанимателя, относятся пособия:

  • дополнительный свободный от работы день (работающим матерям, воспитывающим двоих, троих и более детей в возрасте до 16 лет, а также одиноким матерям, имеющим двоих и более детей такого же возраста);
  • пособие на детей;
  • пособие семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрас­те до 18 лет.

За счет средств нанимателя может выплачиваться любой из вышеперечисленных видов пособий, отнесенных и к первой, и ко второй группе приведенной классификации.

Очевидно, что по своему целевому назначению пособия явля­ются помощью гражданам в предусмотренных законодателем слу­чаях. При этом помощь в одних случаях восполняет заработок, ут­раченный лицом по причине, признанной обществом уважительной, в других случаях пособия выплачиваются гражданам с целью предо­ставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования.

На наш взгляд, представляет наибольший интерес классифика­ция пособий по видам, предложенная В.С. Андреевым. В основу группировки положена конкретная цель их предоставления. Она позволяет объединить сходные по назначению пособия в самостоя­тельные группы, обеспечивает единство и дифференциацию их в общей системе пособий. Исходя из данной классификации, все по­собия можно разделить на три большие группы (вида):

  • на детей старше 3 лет;
  • по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • на погребение.

Несмотря на общую цель, все пособия, входящие в данный вид, различаются между собой спецификой юридических фактов, при наступлении которых они назначаются, фондами, из которых выплачиваются. При этом специфика каждого юридического факта предопределила и само название конкретного пособия.

На наш взгляд, в нынешних условиях развития социального обес­печения к третьей группе можно отнести пособие по безработице.

Теоретическая и практическая ценность классификации посо­бий, введенной В.С. Андреевым, состоит в том, что впервые им были раскрыты роль и значение пособий как самостоятельного вида социального обеспечения.

Все пособия не однородны по структуре и по целевому назна­чению. Поэтому классифицирующим признаком для группировки пособий по видам может использоваться критерий периодичности выплаты пособий.

На базе современного законодательства пособия по праву со­циального обеспечения предоставляются ежемесячно, единовремен­но и периодически. Так, по Закону Республики Беларусь «О госу­дарственных пособиях семьям, воспитывающим детей» семья (лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком) вправе претендо­вать: на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на единовременное пособие в связи с рождением ребенка; на периодические — по уходу за больным ребенком, при санатор­но-курортном лечении детей-инвалидов.

Следуя этой схеме, разграничим все пособия на:

  • ежемесячные, выплачиваемые регулярно в течение длитель­ного срока, таковыми являются пособия семьям, воспитывающим детей (по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на детей в возра­сте от 3 до 16 (18) лет, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и т.д.);
  • единовременные, выплачивающиеся при наличии соответству­ющих правовых оснований однократно, к ним относятся: пособие матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности, пособие в связи с рождением ребенка, на погребение;
  • периодические выплачиваются при наступлении соответству­ющих правовых оснований в течение сравнительно непродолжитель­ного срока (относительная длительность выплаты таких пособий не превращает их в ежемесячные); к этому виду пособий следует от­нести пособия по временной нетрудоспособности, по беременнос­ти и родам, по безработице.

Общепризнано, что в праве социального обеспечения не суще­ствует универсального критерия классификации пособий по видам.

Нами предлагаются следующие социально-правовые основа­ния классификации:

— семья (основным признаком отнесения отдельных видов по­собий к семейным выплатам является их функциональная направ­ленность на материальное обеспечение как детей в составе семьи, так и одновременно семьи в целом, поскольку она обременена уходом за ними. Здесь можно поставить знак равенства, поскольку выплаты, производимые в связи с наличием в семье несовершенно­летнего ребенка (детей), поступают в общий семейный бюджет, практического их обособления не происходит и уже из этого обще­го бюджета удовлетворяются потребности детей.

Таким образом, по социально-правовым основаниям обеспе­чения пособия можно разделить на следующие важнейшие виды:

  • первый — пособия по временной нетрудоспособности;
  • второй — семейные пособия (в том числе и пособие на по­гребение);
  • третий — пособие по безработице.

Социальное обеспечение населения пособиями представляет собой комплекс денежных выплат, направленных на оказание ад­ресной дифференцированной помощи нуждающимся гражданам. Адресность включает в себя дифференцированный подход к соци­альному обеспечению пособиями в зависимости от социального статуса нуждающихся и их демографических характеристик. Со­вершенно очевидно, что потребности различны у одиноких и се­мейных граждан, у многодетных семей и семей, имеющих одного ребенка и т.д.

Одним из критериев для дифференциации пособий по видам необходимо избрать круг лиц, имеющих право на тот или иной вид пособия. Совершенствование законодательства в сфере социально­го обеспечения граждан Республики Беларусь пособиями свидетель­ствует о расширении круга лиц, имеющих право на пособия 271 .

Проявляя заботу о семье, о детях, государство до 1992 г. оп­ределяло только один вид пособия, на который имела право «се­мья» — пособие на погребение. Данную проблему разрешил Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

Исходя из названного правового акта, субъектом, имеющим право на различные виды пособий, стала семья с детьми.

Следует, однако, отметить, что в ст. 1 Закона «О государствен­ных пособиях семьям, воспитывающим детей» указано: «. семьи, воспитывающие детей, имеют право на государственные пособия в случаях, определенных данным Законом» 272 . Возникает вопрос: что собой представляет семья, как определить круг лиц, входящих в семью, имеющих право на пособия на данном этапе развития социаль­ного обеспечения?

Статья 35 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспе­чении» определяет круг лиц, включаемых в состав семьи для назна­чения пенсии по случаю потери кормильца, — дети, братья, сестры, внуки, родители, супруг (супруга), дед, бабушка, отчим, мачеха, усыновитель, усыновленный. В других же случаях законодатель упот­ребляет термин «семья», закрепляя ее права и гарантии в сфере социального обеспечения пособиями, не раскрывая его. Статья 17 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим де­тей», закрепляя право на пособие по уходу за больным ребенком, за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери (пособие по уходу за заболев­шим членом семьи), не раскрывает, кто на него имеет право.

В понятии семьи с детьми необходимо выделить три основных характеризующих критерия: первый — это наличие детей; второй — определенная правовая связь ребенка с лицами, осуществляющими заботу о нем; третий критерий — совместное проживание ребенка с лицом, осуществляющим заботу о нем, воспитывающим его.

К семейным пособиям относятся пособия:

  • в связи с рождением ребенка;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • на детей старше 3 лет;
  • по уходу за больным ребенком;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери;
  • по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • надбавки к государственным пособиям.

Вторым субъектом при классификации пособий по кругу лиц следует выделить женщину-мать. Несомненно, только женщина­мать имеет право на следующие пособия: матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности, по беременности и родам, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года.

Уровень жизни населения рассматривается в качестве обобща­ющего показателя, и он является одним из важнейших критериев эффективной социальной политики государства. Одним из важней­ших показателей социальной ситуации являются трудовые ресурсы и занятость населения 273 .

Учитывая специфику экономических и социальных реалий раз­вития нашего общества, особенность действующего законодатель­ства о пособиях, пособия по видам следует классифицировать так:

— социально-экономические (1 — пособия, входящие в систему государственного социального страхования; 2 — пособия по соци­альному обеспечению (финансируемые из госбюджета); 3 — посо­бия, предоставляемые за счет средств нанимателя (на договорной основе));

— целевые (1 — пособия, заменяющие временно утраченный по уважительной причине заработок; 2 — пособия, дополняющие ос­новной источник средств существования; 3 — пособия, выступающие основным источником средств существования); социально-правовые (1 — семейные пособия; 2 — пособия по временной нетрудоспособ­ности; 3 — пособия по безработице);

— периодичность выплат (1 — ежемесячные; 2 — единовремен­ные; 3 — периодические);

— по кругу лиц (1 — пособия семьям с детьми; 2 — пособия женщине-матери; 3 — пособия работнику).

263 Об основах государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь, 31.01.1995 г., № 3563-XII (в ред. от 06.01.2009 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. — 1995. — № 14. — Ст. 138.

264 О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Респ. Бела русь, 30.10.1992 г., № 1898-XII (в ред. от 09.11.2009 г., с изм. от 29.12.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 305. — 2/1403.

265 О занятости населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15.06.2006 г., № 125-З (в ред. от 04.01.2010 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — № 94. — 2/1222.

266 Об утверждении Положения о порядке обеспечения пособиями по вре менной нетрудоспособности и по беременности и родам: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30.09.1997 г., № 1290 (в ред. от 30.03.2010 г.) // Рэспубл1ка. — 1997. — № 224.

267 Советское право социального обеспечения: учебник / под ред. А.Д. Зай кина. — М., 1982.

268 О Фонде социальной защиты населения Министерства социальной защиты: Указ Президента Респ. Беларусь, 16.01.2009 г., № 40 (в ред. от 13.02.2010 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2009. — № 17. — 1/10419.

269 Абрамчик, Л.Я. Сущность права граждан на обеспечение государственны ми пособиями / Л.Я. Абрамчик / / Прававая рэформа у Рэспублщы Беларусь: вопыт, праблемы, перспектывы: тэз. дакл. рэсп. навук.-практыч. канф., Гродна, 24- 25 крас. 1997 г. — Гродна: ГрДУ, 1997. — Ч. 1. — С. 171 — 173.

270 Абрамчик, Л.Я. Права пособия по беременности, родам и воспитанию детей /Л.Я. Абрамчик // Вестник молодежного научного общества. — Минск: Молодежное научное общество, 2000. — № 3. — С. 83—91.

271 Абрамчик, Л.Я. Пути совершенствования законодательства в сфере со­циального обеспечения пособиями граждан Республики Беларусь / Л.Я. Абрамчик // Система прав и законодательства Республики Беларусь: состояние, перспективы развития: материалы респ. науч.-практич. конф., Гродно, 26-27 апр. 1999 г. — Грод­но: ГрГУ. — 1999. — Ч. 1. — С. 322—327.

272 О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Респ. Беларусь, 30 окт. 1992 г. (в ред. от 09.11.2009 г., с изм. от 29.12.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 305. — 2/1403.

273 Абрамчик, Л.Я. Проблемы социальной защиты на современном этапе и возможные пути выхода / Л.Я. Абрамчик / / Юридическая наука и образование в Республике Беларусь на рубеже XX-XXI веков: материалы междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 22-23 апр. 1998 г. — Гродно: ГрГУ, 1998. — С. 142—144.

Социальное пособие в рб

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОСОБИЯ И (ИЛИ) ЕДИНОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОСОБИЯ.

Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам) при условии, что их среднедушевой доход по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь, за два последних квартала (далее – критерий нуждаемости).

Среднедушевой доход семьи (гражданина) для предоставления государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий определяется исходя из доходов, полученных членами семьи (гражданином) в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, за исключением семей (граждан), в которой член семьи (гражданин) уволен с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, сокращением численности или штата работников, определяется исходя из доходов, полученных членами семьи (гражданином) за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения.

Размер ежемесячного социального пособия на каждого члена семьи (гражданина):

составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом семьи (гражданина);

пересчитывается при увеличении критерия нуждаемости в период предоставления ежемесячного социального пособия.

Ежемесячное социальное пособие семьям (гражданам) предоставляется с месяца подачи заявления с учетом принимаемых семьей (гражданином) мер по улучшению своего материального положения, при повторных обращениях — с учетом выполнения трудоспособным членом семьи (гражданином) мероприятий, указанных в плане по самостоятельному улучшению материального положения для трудоспособных членов семьи (граждан), если такой план разработан комиссией, на период от 1 до 6 месяцев.

По решению комиссии ежемесячное социальное пособие может быть предоставлено на период более 6 месяцев (но не более 12 месяцев):

одиноким инвалидам I и II группы;

одиноким гражданам, достигшим возраста 70 лет;

неполным семьям, в которых родитель осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей (ребенка), в которых оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.

ЕЖЕМЕСЯЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОСОБИЯ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ СЕМЬЕ (ГРАЖДАНИНУ), ЕСЛИ:

— семья (гражданин) в целом имеет в Республике Беларусь в собственности более одного жилого помещения (квартиры, жилого дома), за исключением многодетных семей, а также семей, в собственности которых находятся одно жилое помещение (квартира, жилой дом) и доля общей площади жилого помещения;

— член семьи (гражданин) сдает по договору найма (поднайма) жилое помещение;

— член семьи (гражданин) получает образование на платной основе, за исключением случаев получения такого образования с привлечением кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования или за счет средств юридических лиц, а также физических лиц, ведущих с ним раздельное хозяйство;

— член семьи (гражданин) является собственником транспортного средства (кроме мопедов, велосипедов), приобретенного в течение последних 12 месяцев перед датой обращения, за исключением семей, в составе которых имеются дети-инвалиды, инвалиды I, II группы, многодетных семей;

— трудоспособный член семьи (гражданин) не выполнил план по самостоятельному улучшению материального положения для трудоспособных членов семьи (граждан), разработанный постоянно действующей комиссией, за исключением случаев невыполнения такого плана по объективным причинам.

Ежемесячное социальное пособие выплачивается в каждом месяце в течение периода его предоставления. Выплата ежемесячного социального пособия, приходящегося на месяц обращения, может быть произведена в месяце, следующем за месяцем обращения.

Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход составляет не более 1,5 величины критерия нуждаемости.

Размер единовременного социального пособия устанавливается в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится семья (гражданин), в сумме, не превышающей 10-кратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату принятия решения.

Единовременное социальное пособие выплачивается не позднее 10 рабочих дней после принятия комиссией соответствующего решения.

Заявление о предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий подается гражданином в орган по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания).

ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ НА ОКАЗАНИЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО И (ИЛИ) ЕДИНОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ.

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи (для несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет – при его наличии), справка об освобождении – для лиц, освобожденных из мест лишения свободы

свидетельство о рождении ребенка – для лиц, имеющих детей в возрасте до 18 лет (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при его наличии)

свидетельство об установлении отцовства – для женщин, родивших детей вне брака, в случае, если отцовство установлено

свидетельство о заключении брака – для лиц, состоящих в браке (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при его наличии)

копия решения суда о расторжении брака или свидетельство о расторжении брака – для лиц, расторгнувших брак

копия решения суда об усыновлении (удочерении) – для семей, усыновивших (удочеривших) детей

копия решения местного исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки – для лиц, назначенных опекунами ребенка

удостоверение инвалида – для инвалидов

удостоверение ребенка-инвалида – для детей-инвалидов

свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя – для индивидуальных предпринимателей

трудовая книжка (при ее наличии) — для неработающих граждан и неработающих членов семьи (выписка (копия) из трудовой книжки или иные документы, подтверждающие занятость, — для трудоспособных граждан)

сведения о полученных доходах каждого члена семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для семей (граждан), в которых член семьи (гражданин) уволен с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, прекращением деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности , сокращением численности или штата работников, – за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения), кроме сведений о размерах пенсий с учетом надбавок, доплат и повышений, пособий по уходу за инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста, пособий, выплачиваемых согласно Закону Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (за исключением пособия женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и пособия в связи с рождением ребенка), Указу Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей», которые выплачиваются и приобщаются к материалам дела органами по труду, занятости и социальной защите

справки о реализации продукции животного происхождения (за исключением молока), плодов и продукции личного подсобного хозяйства, продуктов промысловой деятельности – в случае реализации указанной продукции

договор о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе – для студентов, получающих образование на платной основе с привлечением кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования или за счет средств юридических лиц, а также физических лиц, ведущих с ними раздельное хозяйство

договор ренты и (или) пожизненного содержания с иждивением – для граждан, заключивших указанный договор

договор найма (поднайма) жилого помещения – для граждан, сдававших по договору найма (поднайма) жилое помещение в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для граждан, уволенных с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, прекращением деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности , сокращением численности или штата работников, – в течение 3 месяцев, предшествующих месяцу обращения)

Для принятия решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий орган по труду, занятости и социальной защите в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной адресной социальной помощи направляет в государственные органы, иные организации запрос о представлении документов, необходимых для предоставления данного вида помощи.:

справки, содержащей сведения из записи акта о рождении, если запись о родителях ребенка произведена в соответствии со статьей 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье;

справки о месте жительства и составе семьи, а в случае, если члены семьи не зарегистрированы по адресу заявителя, – справки о месте их жительства;

справок о принадлежащих гражданину и членам его семьи правах на объекты недвижимого имущества либо об отсутствии таких прав;

документов, подтверждающих получение льгот по оплате питания детей в учреждениях дошкольного образования в размере их денежного эквивалента;

других документов, необходимых для предоставления государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий.

Комиссия принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной адресной социальной помощи:

в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении государственной адресной социальной помощи и представления заявителем всех документов, необходимых для предоставления государственной адресной социальной помощи;

в течение 5 рабочих дней после получения последнего необходимого для предоставления государственной адресной социальной помощи документа в случае, если требуемые документы запрашиваются органом по труду, занятости и социальной защите.

При вынесении решения о предоставлении ГАСП в виде ежемесячного пособия и (или) обеспечения продуктами питания детей первых двух лет при необходимости разрабатывается ПЛАН по самостоятельному улучшению материального положения для трудоспособных членов семьи (граждан). В случае невыполнения ПЛАНА гражданин лишается права на предоставление ГАСП.

В случае сокрытия или представления недостоверных сведений о доходах и принадлежащем членам семьи (гражданину) имуществе на праве собственности, составе семьи, проживании, иных сведений, необходимых для предоставления государственной адресной социальной помощи, определения ее видов, форм, размеров и периода предоставления, и в случае несвоевременного информирования об изменении состава семьи, регистрации по месту жительства (месту пребывания), комиссией принимается решение об отказе в предоставлении государственной адресной социальной помощи, а также по решению комиссии семьи (граждане) могут быть лишены права на обращение за такой помощью в течение 12 месяцев, следующих за месяцем принятия данного решения.

Другие публикации:  Образец доверенность на провоз ребенка по россии

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *