Требования к уголку изо в детском саду

Рекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группах детского сада

Марина Колмакова
Рекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группах детского сада

Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

Современное оформление уголка изобразительного искусства в детском саду может состоять из оформления выставки детских рисунков в раздевалке и уголка с материалами, наглядными пособиями, красочными рисунками и тематическими атрибутами непосредственно в группе.

Самое главное, чтобы уголок изо-деятельности, развивающая среда в детском саду была размещена в наглядном, оптимальном, удобном, доступном для детей месте. Важно, чтобы дети чувствовали себя владельцами игрушек, имели свободный доступ к художественным, творческим материалам.

Обязательное условие — высокая культура оформления и эстетичность, а также гибкое и расширенное использование организованного пространства уголка. С целью знакомства родителей с творчеством своих малышей выставки детских работ следует оформлять в раздевалке или же в непосредственной близости от выхода из группового помещения. Варианты оформления могут быть самыми разнообразными. Например, можно предложить вариант, когда поделки демонстрируются на стенде, возможно с дорожками из лески, на которую при помощи скрепок и других подручных материалов вешаются рисунки.

ИЗО уголки в детском саду помогают создать в группе оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Ребята получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и проектной, творческой деятельности, знакомства с окружающим миром, познания свойств предметов, цветов, соотнесении понятий «предмет-цвет» и т. д.

Рекомендуется, что бы в уголке располагался столик с крышкой или мольберт, всевозможные краски, кисточки, бумага разного формата и текстуры, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, баночки для воды, фартуки, материалы для лепки, в общем все, что будет способствовать художественному развитию ребенка. Материалы, по возможности, лучше разместить в шкафу или специальной тумбочке.

В уголке также для наглядности следует поместить репродукции, картины, портреты художников, изделия декоративно-прикладного, народного искусства (дымка, гжель, хохлома). Там же необходимо расположить различные дидактические игры для знакомства деток с различными направлениями и жанрами — натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; с цветами и их оттенками. В уголке художественного ручного труда важно расположить образцы тканей, швов и др. материал для познания окружающего детьми.

Еще одно отличное предложение — если в уголке или рядом есть место, в котором дети могут по желанию посмотреть диафильмы, видеофильмы, послушать музыкальные произведения или посмотреть, как связаны между собой разные виды искусства.

Воспитателю необходимо познакомить детей с уголком изобразительного искусства:

1. Рассказать о его устройстве и непосредственном назначении;

2. Приучить детей рассматривать картинки, творческие материалы и прочие атрибуты только там;

3. Сообщить детям правила, которые нужно соблюдать, относительно изо-уголка:

— брать альбомы, репродукции, портреты только чистыми руками;

— не рвать, не мять, не использовать для игр;

— после того как посмотрел, всегда класть книгу, картину на место.

Прежде, чем приступать к оформлению, продумайте, что и где вы поместите, без какой составляющей вам не обойтись. Добивайтесь эстетичности и актуальности в оформлении. Итак, основными и важными условиями оформления изо-уголков для всех групп детского сада являются:

1. Оптимальное расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность, безопасность;

2. Использование ноток «детской руки» в оформлении;

3. Наличие произведений искусства, соблюдение возрастных требований;

4. Наличие изобразительного материала: разнообразие, возрастные требования, доступность;

5. Наличие оборудования для рисования, лепки, аппликации;

6. Не пренебрегайте работой с цветом, с линиями;

7. Использование различных техник изобразительного творчества, композиций;

8. Присутствие народно-прикладного искусства;

9. Демонстрация различных жанров живописи, образцов из глины; предметов художественного ручного труда;

10. Организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития — перспективные планы.

Оформление уголка может быть разным у каждого воспитателя. Главное – индивидуальный подход, наглядность, соответствие возрастной норме. Остальное — зависит от творческих способностей и фантазии педагога дошкольного образования.

Успехов!

Методические рекомендации по оформлению детского сада к праздникам Выбор художественно-выразительных средств оформления, его художественной формы для создания образа праздника зависит от многого. Во-первых.

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по оформлению информационного уголка безопасности МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО УГОЛКА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Работа.

Требования к уголку ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС ДОО

Данная консультация помогает воспитателям организовать предметно-развивающую среду для изобразительной деятельности (рисование) в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Требования к уголку ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС ДОО»

ТРЕБОВАНИЯ К УГОЛКУ ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОО

воспитатель МБУ Д/С №139 «Облачко»

Тематические зоны в группе — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать большой опыт во время пребывания в детском саду. Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является рисование, которое способствуют творческому развитию дошкольников. А найти себе подходящее занятие ребёнок сможет в уголке ИЗО, который специально для этой цели оборудует воспитатель.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Требования к созданию и оформлению уголка ИЗО

Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление зоны ИЗО в группе должно отвечать следующим требования.

Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте. Мебель должна соответствовать росту детей

Оборудование соответствует потребностям данного возраста. Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление. Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок изо должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения. Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.

Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы), творческих работ воспитанников.

Полифункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. Ведь группы — это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).

Вариативность. Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, дидактические игры).

Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, опасные предметы должны храниться в коробках с крышкой).

Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке ИЗО (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.)

Содержание уголка ИЗО в группе

Важнейший компонент зоны ИЗО в группе — её наполняемость.

Прежде всего, это непосредственно материалы для творчества как традиционные так и нетрадиционные

Бумага различной текстуры и формата (А3, А4, А5).

Бумага, тонированная в тёплые и холодные тона, двухцветная (голубой верх листа — небо и зелёный — трава).

Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелиевые ручки, маркеры, уголь, сангина.

Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей.

Небольшие магнитные доски для рисования.

Природный материал для декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и пр.).

Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.).

Другие публикации:  Приказ учебники 2012-2019

Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.

Фартучки и нарукавники для дошкольников.

При наполняемости уголка материалами обязательно учитывается возраст воспитанников.

Так, в младшем возрасте достаточно цветных карандашей и фломастеров основных цветов: чёрный, красный, жёлтый, синий и зелёный. Далее цветовая гамма расширяется по мере взросления детей. Новые материалы добавляются по мере их освоения (например, акварельные краски, сангина и уголь в старшей группе). То же самое относится и к материалам для нетрадиционных изобразительных техник (например, после того как воспитанники младшей группы освоили на занятии рисование ватными палочками, педагог выкладывает их в зону ИЗО).

Большое значение в уголке ИЗО имеют и наглядные материалы. То есть в уголке должны присутствовать

Репродукции картин известных художников, демонстрирующие различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), портреты живописцев.

Альбомы по декоративно-прикладному искусству («Гжель», «Хохлома», «Дымка» и др.). Если данная тема рассматривалась на занятии, по ней выкладывается дополнительным материал.

Образцы игрушек и предметов народного промысла. Для детей младшего дошкольного возраста – 2 – 3 вида народных игрушек (богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резная игрушка (лошадки) и т.п.).
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства (дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п.).

Папка с лучшими детскими работами.

Альбом с работами в нетрадиционных изобразительных техниках.

Коллекции красивых открыток по разным темам: Новый год, Восьмое марта, День Победы, День Космонавтики. Ребята могут использовать их как образцы для создания рисунков, плакатов.

Пошаговые схемы рисования популярных объектов (человек в разных позах, кошка, собака, лошадь и другие животные, птицы, цветы).

Плакаты на тему изобразительной деятельности.

Неотъемлемая часть уголка ИЗО — дидактические игры данной направленности.

Для младших дошкольников это простые пособия на закрепление основных цветов. Задача ребёнка — определить, какие цвета используются в каждом конкретном рисунке. Для малышей подойдут также игры типа «Укрась сарафан Матрёшки»: необходимо соотнести по цвету сарафан и цветочки

В средней группе усложняются игры предыдущего возраста и уже можно вводить игры на развитие композиционных навыков и игры по декоративно-прикладному искусству. Вначале они простые, например, «Разложи конфеты по вазочкам». Ребята должны внешне научиться отличать друг от друга изделия разных промыслов (соотнести конфеты и вазочки)

В старшем дошкольном возрасте эти игры усложняются. Например, в играх по декоративно-прикладному искусству целью становится углубление знаний. Детям предлагается с помощью карточек воссоздать последовательность выполнения элементов народной росписи. Пособие может быть направлено на более детальное изучение какой-то определённой росписи, например, хохломы. Кроме этого добавляются игры на закрепление знаний о жанрах живописи; о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

Ещё одна важная составляющая (хотя и не обязательная) уголка ИЗО в группе — стенд для детских работ. Ребёнок может повесить туда свой рисунок, чтобы воспитатель и остальные ребята на него полюбовались.

Организованный таким образом уголок ИЗО в группе поможет дошкольникам в полной мере раскрыть свои изобразительные способности, закрепить материал, пройденный на занятии, реализовать свои собственные фантазии. Главное, чтобы материалы и наглядные пособия всегда были в свободном доступе. Также важно яркое и оригинальное оформление этой зоны: ведь художественный вкус нужно развивать с самого раннего возраста.

Методическая разработка по рисованию на тему:
Методические рекомендации по оформлению уголка по изобразительной деятельности в ДОУ

В данных рекомендациях представлен перечень необходимого материала для уголков по изобразительной деятельности в детском саду

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №90»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ УГОЛКОВ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ

Ст.воспитатель Яковкина Н.Г.

Цель: Создать в группе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

УСЛОВИЯ ОФОРМЛЕНИЯ УГОЛКОВ:

1.Расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность.

2. Использование детского дизайна и творческого подхода в оформлении. 3. Соблюдение возрастных требований.

4.Разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т.ч. наличие материала инновационного характера.

5.Расположение материала на уровне детей.

1-я и 2-МЛАДШАЯ ГРУППА.

Шесть карандашей в коробке, бумага цветная и белая, целый альбомный лист и половина, бумага цветная — голубая, серая, розовая, зеленая, синяя, желтая.

Гуашь в наборе, кисти №9,10, 12. Подставка для кистей, баночки, салфетки, глина, пластилин, стеки 3-4 видов, салфетки, для вытирания рук, дощечки, силуэты и трафареты предметов округлых форм: грибы, неваляшки, яблоко, ягоды, овощи и т.д., трафареты одежды, альбомы с фото соответствующие тематике недели.

Шесть карандашей в коробке, бумага цветная и белая, целый альбомный лист и половина, бумага цветная — голубая, серая, розовая, зеленая, синяя, желтая.

Гуашь в наборе, кисти №9,10, 12. Подставка для кистей, баночки, салфетки, глина, пластилин, стеки 3-4 видов, салфетки, для вытирания рук, дощечки, силуэты и трафареты предметов округлых форм: грибы, неваляшки, яблоко, ягоды, овощи и т.д., трафареты одежды,контуры домиков, кукол разного размера, овощи, фрукты, трафареты листьев, одежды, игрушек, дымковские игрушки с элементами росписи. Иллюстрации по сказкам в соответствии с тематикой данной группы, книжки раскраски предметные, муляжи овощей, фруктов, дидактические игры на закрепление цвета и формы.

Материал по нетрадиционной технике рисования: тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампики.

Материал по жанрам живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учётом возраста детей.

Наличие игрового персонажа.

Альбомы с фото соответствующие тематике недели.

СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ

Бумага разного размера, формы, фактуры и цвета. Цветные карандаши от 12 до 24 шт., гуашь, акварель, сангина, цветные восковые мелки, фломастеры, кисти № 12-14, планшеты 35×25см, пластилин, стеки, шариковые ручки ,баночки для промывания ворса кисти от краски, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти, губки из поролона, салфетки для рук; пластилин, глина, доски для лепки, клеёнки для покрытия столов, навесные валики с рулонами бумаги, школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.

Трафареты посуды, овощей, фруктов и др. Силуэты животных, птиц и человека.

Предметы декоративно-прикладного искусства с элементами росписи (дымка, городецкая и др. по программе)

Скульптуры малых форм.

Муляжи овощей, фруктов, ягод, образцы воспитателей на занятии.

Раскраски для девочек и мальчиков.

Иллюстрации по сказкам, по временам года, выполненные в разной манере исполнения.

Тематические папки с работами детей в самостоятельной деятельности.
Макеты декораций.
Эстампы по временам года.

Материал по нетрадиционной технике рисования: тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампики.

Образцы смешивания красок (напр. белый + красный = розовый и др.)

Наличие игрового персонажа.

Различная техника изобразительного творчества (образцы);

Развитие композиционных умений, ритма (учебно-наглядный материал, дидактические игры).

Материал по жанрам живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учётом возраста детей.

Альбомы с фото соответствующие тематике недели.

Уголок художественного ручного труда.

Наличие технологических карт, схем последовательности рисования, лепки, аппликации с учётом возрастной и гендерной специфики.

Мольберт или пюпитр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для того чтобы в дальнейшем строить свои взаимоотношения с людьми на основе взаимопонимания и взаимоприятия с пониманием права каждого человека на индивидуальность, детям необходимо познать мир во все.

Методические рекомендации по составлению плана самообразовательной работы, подбору темы самообразования, систематизации результатов.

Методические рекомендации разработаны для педагогов Веневского муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 комбинированного вида для продуктивной работы по внедрению в .

Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ. Представляет собой обобщенный материал по организации экспериментальной и познавательно — исследовательской деятельности воспитанников в разных групп.

Цель: Создать в группе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста. УСЛОВИЯ ОФОРМЛ.

Данные рекомендации разработаны на основе парциальной программы интегрированного курса краеведения «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста авторов-составителей Т.М.Стручаевой, Н.

Методические рекомендации педагогам для оформления уголков изодеятельности в ДОУ по всем возрастным группам.

Методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:
Организация зоны продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

Создание условий для художественно – творческого развития дошкольников.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Уголок изобразительной деятельности мы рассматриваем как своеобразно-художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Другие публикации:  Страховой стаж расчет по трудовой книжке

Организация зоны продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

Предварительный просмотр:

Создание условий для художественно – творческого развития дошкольников.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Уголок изобразительной деятельности мы рассматриваем как своеобразно-художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Г.Г. Григорьева на основе положения «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» В.А. Петровского, раскрыла основные принципы построения предметно-развивающей среды для самостоятельной изобразительной деятельности.

1 . Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. То есть предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению.

В то же время размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможные желания детей уединиться в творчестве.

2 . Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

В размещении оборудования необходима вариативность. В младших группах необходимо организовать рисование на длинной полосе бумаги (типа обоев), размещенной на вертикальной плоскости. В старшей группе столы нужно разместить так, чтобы одним делом (рисованием), объединялось несколько детей.

3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. Применительно к изобразительной деятельности данный принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке. Для самостоятельных занятий изобразительной деятельностью. Г.Г. Григорьева предлагала выделять хорошо освещенное место. Для размещения изобразительного материала необходимы шкафы или полки, к которым дети имеют свободный доступ. В распоряжении ребят должна быть бумага разного цвета и формата, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, сангина, мел, краски, природный и «бросовый» материал, глина, пластилин. Качество и количество материалов меняются в зависимости от возрастной группы. В группе должно быть место для демонстрации детских работ.

4 . Принцип комплексного и гибкого зонирования, то есть определенность места и расположение материала по изобразительной деятельности.

Таким образом, уголок изобразительной деятельности — это зона, максимальной свободы и выражения детей дошкольного возраста.

Организация уголка изобразительной деятельности моделируется на принципах предметно — развивающей среды.

1 . Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта.

2 . Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

3 . Принцип стабильности и динамичности развивающей среды.

4 . Принцип комплексного и гибкого зонирования.

Организация уголка изобразительной деятельности должна соответствовать требованиям предметно — развивающей среды: гибкость, непрерывность, вариативность, открытость, интегрированность, эстетичность .

Психологические требования к предметно-развивающий организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала С.Л. Новоселова .

— должна быть современной, отвечающей основным положениям эргономики, удобной для детской деятельности;

— должна обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;

— базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых;

— должна удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, развития творческих способностей на основе амплификации предметной основы конкретных видов деятельности;

— должна учитывать возрастные особенности детей детского сада.

Следующее психологическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагала Н.А. Ветлугина. Красивый внешний вид : это значит, что все предметы должны быть сделаны из красивых, ярких, современных материалов, в отделке их возможно использование национального колорита.

Несколько другое психологическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала Н.А. Рыжова. Среда должна быть целесообразна и информативна, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.

Последующие психологические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагала Т.С. Комарова. Среда должна выступать не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога.

Другое психологическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала Т.М. Бабунова. Среда должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании .

Последующие психологические требования к организации пространства уголка изобразительной деятельности предлагали М.Н. Поляков .

Работая по программе «Детство» М.Н. Поляков утверждал, что стремление к самостоятельной деятельности формируется у младшего дошкольного возраста в сотрудничестве с взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый.

В среднем дошкольном возрасте предметно — пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка).

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Поэтому уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам.

В последующие работе необходимо рассмотреть гигиенические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности.

Н.А. Ветлугина предлагала следующие гигиенические требования:

— соответствие оборудования возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо-физиология восприятия цвета, формы, величины);

— отсутствие острых и режущих углов и граней, вращающихся деталей и зажимов, учет климатических условий, в которых используется оборудование.

Организация уголка изобразительной деятельности детей должна быть оборудована в специальном месте, утверждала Т.Н. Доронова . Оно должно быть хорошо освещено и быть относительно спокойным.

В организации уголка изобразительной деятельности, утверждала М. Степанова, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди.

Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды.

В.Н. Касаткин предлагал, что для детей 2-4 лет высота стола должна быть 43 см, высота стула 24 см, с 4 до 6 лет высота стола 48 см, высота стула 28 см, с 6 до 7 лет высота стола 54 см, высота стула 32 см. М. Степанова утверждала, что расстояние от столов до светонесущей стены должно быть один метр.

Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.

Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адизию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет, иметь антибликовое или матовое покрытие.

Т.Н. Доронова рекомендовала размещать полки на стене, на уровне глаз ребенка.

Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала организации уголка изобразительной деятельности рекомендовали Г.Г. Григорьева, Е.И. Булкова, З.А. Боброва :

— наличие уголка изобразительной деятельности, его правильное расположение;

— оформление уголка, его привлекательность для детей;

— оборудование, его соответствие виду деятельности, возрасту детей;

— наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;

— доступность материала для детей, удобное расположение.

Следующие педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагал М. Поляков :

— комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;

— соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;

— учет всех направлений развития ребенка;

— обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

— обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

— обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

— доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

— создание условий для изменения среды.

Несколько другие педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала Е. Смирнова — единый стиль в оформлении;

— наличие соответствующих декоративных моментов.

— обеспечивать ребенку ощущения постоянства, устойчивости;

— создавать эмоциональное благополучие ребенка и взрослого; учитывать возрастные и половые особенности детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.

— количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);

— соответствие данного материала возрасту детей в группе.

Последующее педагогическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагала Н.А. Ветлугина :

— педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);

— комплектность в решении архитектурно-художественных и конструктивных задач, то есть единство стиля, цвета, формы, конструкции, материала в комплектах оборудования.

Другие педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовали Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, М.Г. Смирнова.

Г.Г. Григорьева предлагала в группе иметь удобные, стационарные рабочие места для рисования и лепки; все пособия и оборудования должны храниться в удобном для детей месте, так как каждый ребенок должен сам осуществлять их подготовку для свободной самостоятельной деятельности; постоянно следить за состоянием пособий и своевременно затачивает карандаши, подготавливает краску и так далее.

Другие публикации:  Заявление в банк ренессанс

Все материалы, используемые в уголке изобразительной деятельности, рекомендовала М.Г. Смирнова вносить в уголок по мере прохождения программы, постоянно обновляются, варьируются.

Т.С. Комарова дополнила, что материалы и оборудование в уголке изобразительной деятельности педагог время от времени должен менять, дополнять, пересматривать.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста М.Н. Поляков предлагал материал и оборудование в уголке изобразительной деятельности размещать на открытых полках. Для детей старшего дошкольного возраста М.Н. Поляков рекомендовал большую часть оборудования и изобразительных материалов хранить в коробках с картинками и надписью.

Материально — технические особенности педагогических требований в каждой возрастной группе имеют специфические особенности, обусловленные возрастом детей, программными требованиями.

Н.А. Ветлугина рекомендовала организовывать уголок изобразительной деятельности специальной мебелью и оборудованием, пособием и материалами. Прежде всего это различные столы общего и функционального назначения (четырех — или двух местные, трапецевидные, подоконно-ленточные), шкафы для хранения пособий и материалов, витрины, полочки и стенды для выставок детских работ; доски и планшеты, мольберты и подставки, ширмы, и экспозиционные стойки, фланеграфы и магнитные доски, ванночки для красок и другой раздаточный материала. Кроме того, к оборудованию занятий по изобразительной деятельности относятся и специальные пособия, активизирующие восприятие произведений изобразительного искусства: картины и таблицы, натуральные предметы, модели и макеты.

Т.С. Комарова предлагала несколько советов, как организовать уголок изобразительной деятельности. Для этого необходимо выделить место для его развертывания (особенно удобен ленточный стол), шкаф для хранения материалов.

Необходимо иметь произведения изобразительного искусства, а также изделия декоративно-прикладного искусства: городецкая роспись, хохлома, дымковские игрушки. Эти произведения могут оформить уголок изобразительной деятельности.

В уголке изобразительной деятельности должны быть коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети творчески используют в своих работах.

Т.С. Комарова в проекте организации уголка изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении рекомендовала воспитателю организовать выставки в комнате или зале. Все репродукции с картин, вставляются под стекло или картинные паспарту и красиво размещаются на стенах.

Другая выставка может быть посвящена декоративно-прикладному искусству: размещается на столах городецкая роспись, хохлома, дымковская игрушка. Возможно выставка, составленная из работ детей. На некоторое время подобные выставки могут оставаться в групповой комнате.

Г.Н. Пантелеев утверждал, что для детей среднего дошкольного возраста нужно внести конструкцию — «домик художника»: напольный односторонний мольберт с линолеумом для рисования цветными мелками. С противоположной стороны мольберта устроены полки различной ширины, где располагается необходимый материал, а также нужно поместить низкий ленточный стол, за которым дети могут самостоятельно заниматься различными видами работ. Дополнить уголок по изобразительной деятельности можно экспозиционным стендом для демонстрации демонстративных, иллюстративных пособий, изделий народных мастеров и работ детей — рисунков, лепки, аппликации.

В старшей группе уголок изобразительной деятельности может быть организован в виде приставного ленточного стола с полками хохломской росписи для изделий народного искусства, художественно-дидактических пособий к демонстрационным стендам для иллюстративных пособий и рисунков детей. В ассортимент доступно размещенных материалов входит бумага различного формата, размера и цвета, краски (гуашь), карандаши, пластилин, а также керамическая глина и цветные фломастеры.

Г.Н Пантелеев рекомендовал уголок изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста оборудовать самостирающимися или восковыми досками с полочками для рисования. Уголок для детей старшего дошкольного возраста необходимо оборудовать наклонным мольбертом.

Г.Г. Григорьева считала, что для размещения изобразительного материала в каждой возрастной группе нужны шкафы и полки, к которым дети имеют свободный доступ, а также должно быть место для демонстрации детских работ. Нужно иметь рамки, в которые оформляются детские работы и используются для украшения интерьеров, спален, прихожих. Целесообразно иметь тематические и индивидуальные папки с рисунками одного ребенка. В каждой возрастной группе можно использовать дидактический материал (альбомы, папки с репродукциями картин известных художников: предметных и малосюжетных рисунков.

В программе «Детство» Т.Н. Доронова рекомендовала, что для самостоятельной изобразительной деятельности детей в группе должно быть отведено и оборудовано специальное место. Оно должно быть хорошо освещено и быть относительно спокойным. Рабочих мест должно быть столько, сколько детей в группе. Для этой цели предлагала использовать столы для приема пищи, создавая в группе обстановку «мастерской». Столы нужно составить полукругом, или в виде буквы «П», в этой обстановке ребенок сам выбирает себе рабочее место и вправе расположиться рядом со своим другом. По ее мнению, после полдника, или ужина столы нужно покрывать клеенкой, на них необходимо расположить все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а также коробки с природным материалом (средняя, старшая и подготовительная группа).

Т.Н. Доронова утверждала, что изобразительные материалы должны храниться в удобном и безопасном месте. Это может быть нижняя полка шкафа для пособий или двух-трех-ярусные полочки на колесиках. Необходимо поместить произведения народного изобразительного творчества.

Р.С. Буре, Л.Ф. Островская предлагали в специальном шкафу на полках хранить материалы для рисования, лепки, аппликации. На верхней полке необходимо расставить работы детей.

Несколько другие педагогические требования к эстетике оформления уголка изобразительной деятельности рекомендовали М.Н. Поляков . Он утверждал, что в группе необходимо отвести место для демонстрации детских работ (их можно крепить на стенах, подвешивать к потолку).

Для систематической работы пол знакомству детей с произведениями изобразительного искусства, считала Т.Н. Доронова , целесообразно отвести в группе специальное место. Для этого подойдет хорошо освещенное и относительно спокойное место. На стене необходимо разместить деревянную полочку «Красоты». Под ней расставляются стол и стулья.

Для рисования идеальным рабочим местом является мольберт и специальный пюпитр. В сложенном виде пюпитр занимает очень мало места. Для индивидуальной работы с детьми достаточно иметь в группе 2-3 мольберта или пюпитра. Хороший эффект дают обычные школьные доски, на которых дети рисуют мелом. Для лепки самым удобным приспособлением является станок с поворным кругом. Станки должны храниться в доступном для детей месте, чтобы по мере возникновения желания что-то вылепить малыши могли самостоятельно пользоваться ими.

Следующая особенность педагогических требований — эстетическое оформление уголка изобразительной деятельности. Эстетическое оформление уголка изобразительной деятельности в разных возрастных группах имеет специфические особенности, обусловленные возрастом детей, программными требованиями и эстетическими представлениями педагога.

Эстетическая насыщенность уголка изобразительной деятельности, утверждала Т.С. Комарова заключается в хорошо продуманном содержании, подлежащим усвоению. Оно должно быть интересным, доступным детям, логически построенным, вызывать положительные эмоции, творческую активность.

В эстетическую оформления уголка изобразительной деятельности входят и изобразительные материалы. Все это должно быть красивым, вызывать у детей не только эстетические чувства, но и воспитывать эстетический вкус, желание заниматься, бережно относиться к тому, что их окружает, создавать красивые изображения. Выставки произведений изобразительной деятельности детей могут быть расположены в групповом помещении детского сада. Они должны быть эстетически оформлены.

Уголок изобразительной деятельности рекомендуется оформлять произведениями изобразительного искусства включая и народное искусство во всех его видах. Произведения искусства: живопись, графика, скульптура, народное декоративно-прикладное искусство.

Организация зоны продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *