Косвенный налог казахстан

НДС при ввозе товаров из Казахстана и Белоруссии: уплата, вычет, оформление документов

Мы продолжаем серию мастер-классов по учету операций в рамках Таможенного союза. В прошлый раз в этой рубрике мы рассказывали про экспорт. Теперь на примерах, схемах и пояснениях покажем, как платить НДС по товарам, импортируемым из Республики Беларусь или Казахстана. Главное отличие такого импорта — НДС контролируют налоговики, а не таможенники. Соответственно, компании платят НДС и отчитываются в инспекции. Остальные отличия вы найдете в специальной таблице, представленной в статье. А на схеме ниже показано, какие документы надо сдать в инспекцию, таможню и банк, чтобы не было проблем ни с НДС, ни с валютным контролем.

Основные правила уплаты НДС в Таможенном союзе

Как платить НДС при ввозе товаров

При импорте товаров из Белоруссии и Казахстана компания должна перечислить в бюджет ввозной НДС (ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»). Налог нужно заплатить в налоговую инспекцию по месту учета компании (ст. 2 Протокола от 11 декабря 2009 года «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее — Протокол о порядке взимания косвенных налогов).

Такие правила действуют независимо от того, в какой стране произведены импортируемые товары — в Белоруссии, Казахстане или каком-то другом государстве (письмо Минфина России от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260). То есть если из Республики Беларусь вы ввозите норвежские товары, то будут действовать правила уплаты НДС в рамках Таможенного союза.

Примечание. Если ваша компания на упрощенке
Компании на упрощенке, как и на общем режиме, одинаково платят НДС при импорте товаров из Таможенного союза и сдают налоговикам специальную декларацию. Никакой разницы нет.

При этом платить налог должны организации не только на общей системе налогообложения, но и применяющие специальные налоговые режимы (п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов). В то же время есть перечень продукции, ввоз которой в Россию освобожден от НДС. Это, к примеру, технологическое оборудование. Полный перечень такой продукции приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ.

Как рассчитать стоимость товаров

Рассчитывать сумму НДС нужно со стоимости товаров, которую компания оплачивает поставщику по условиям договора. Для подакцизных товаров их стоимость нужно увеличить на сумму акцизов. Расходы, которые по условиям договора не входят в стоимость товаров (например, по транспортировке), при расчете НДС не учитывают (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-07-14/33). Налог надо рассчитать на дату, когда товары приняты на учет (п. 2 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов). Порядок расчета будет зависеть от того, в какой валюте составлен договор и в какой валюте покупатель оплачивает товар.

Договор и оплата в рублях. Налог рассчитывают исходя из договорной стоимости товаров, которую поставщик указывает также в отгрузочных документах (накладных).

Договор и оплата в валюте. При расчете НДС стоимость нужно пересчитать в рубли по курсу на дату принятия товаров на учет.

Договор — в валюте или у. е., оплата в рублях. Если в отгрузочных документах цена указана в валюте или у. е., то стоимость надо пересчитать в рубли по курсу на дату принятия товаров на учет. Такой вывод следует из правил заполнения заявления о ввозе продукции (п. 3 приложения № 2 к Протоколу от 11 декабря 2009 года «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов» (далее — Протокол об обмене информацией).

По договору, заключенному в валюте или у. е., компания может перечислить поставщику из Белоруссии или Казахстана предоплату. В этом случае не ясно, на какую дату пересчитывать стоимость товара в рубли в целях НДС — на дату уплаты аванса или на дату принятия товаров на учет. Как мы выяснили, в Минфине России считают правильным второй вариант.

Так как в налоговом учете в такой ситуации стоимость товаров пересчитывают в рубли на дату предоплаты, налоговая база для НДС и для налога на прибыль, а также бухучета будет разной.

Пример 1: Как рассчитать ввозной НДС при перечислении аванса поставщику
Компания приобретает у белорусского поставщика товары на сумму 50 000 евро. Согласно договору компания перечисляет аванс в рублях по курсу на дату оплаты. Курс Банка России на дату перечисления аванса составляет (условно) 47,5759 руб/EUR, на дату получения товаров — 47,8279 руб/EUR. В первичке поставщик указал стоимость в евро.
Сумма аванса составляет 2 378 795 руб. (50 000 EUR x 47,5759 руб/EUR). По этой стоимости бухгалтер отразил товары в налоговом и бухгалтерском учете. Ввозной НДС равен 430 451,10 руб. ((50 000 EUR x 47,8279 руб/EUR) x 18%).

Если в счетах-фактурах и первичке стоимость приведена в российских рублях, то с нее и нужно рассчитывать сумму НДС.

По какой ставке считать налог

Импортный НДС, как и обычный, надо рассчитать по ставке 18 или 10 процентов — в зависимости от вида продукции (п. 5 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов). Пониженную 10-процентную ставку можно применить при ввозе товаров, которые входят в один из перечней, утвержденных Правительством РФ по Общероссийскому классификатору продукции или Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33, письмо Минфина России от 4 августа 2014 г. № 03-07-07/38358). Например, по продовольственным товарам и продукции для детей ориентируйтесь на перечни, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908. Для ввоза остальной продукции действует ставка 18 процентов.

В какие сроки перечислить налог в бюджет

Перечислить НДС в инспекцию надо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров на учет (п. 7 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов). В то же время компания, у которой в бюджете есть переплата по федеральным налогам, ввозной НДС вправе не перечислять (подп. 2 п. 8 ст. 2 Протокола). Но тогда нужно заранее сдать инспекторам заявление с просьбой зачесть переплату. Ведь на то, чтобы принять решение о зачете, у инспекторов есть 10 рабочих дней с даты получения заявления (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если компания сдаст заявление позже, то инспекторы проведут зачет уже после срока уплаты налога и начислят пени.

Декларация по косвенным налогам 2018: пример заполнения

Косвенные налоги уплачивают импортеры товаров из стран — участников ЕАЭС. Понятие косвенных налогов включает в себя НДС и акцизы. По импортным операциям налогоплательщики обязаны отчитываться путем сдачи декларации по косвенным налогам. Когда сдавать «импортную» отчетность, как заполнить декларацию, расскажем ниже.

НДС при импорте товаров

Если импортируемый товар из стран ЕАЭС облагается НДС, то применяются ставки НДС, действующие и для товара российского производства. То есть уплата косвенных налогов (НДС) при импорте из Белоруссии, Казахстана или другой страны ЕАЭС осуществляется по ставкам 10 % и 18 %.

НДС платят все импортеры, даже упрощенцы.

Если ввоз товаров осуществляется нерегулярно, декларация сдается только за тот месяц, в котором был осуществлен импорт.

Декларация по косвенным налогам 2018: сроки сдачи

Сроки отчетности по косвенным налогам зафиксированы в п. 20 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Данный протокол говорит, что сдавать декларацию нужно до 20-го числа месяца, наступающего за отчетным. При этом под отчетным месяцем следует понимать:

  • месяц оприходования импортированных товаров;
  • месяц, в котором нужно заплатить лизинговый платеж согласно условиям договора.

Помимо декларации налогоплательщики обязаны представить ряд документов. В Договоре о ЕАЭС зафиксировано восемь видов таких документов (п. 20).

Как заполнить декларацию

Декларация по косвенным налогам включает стандартный титульный лист и три раздела.

Первый раздел собирает информацию об НДС по импортируемым товарам. Разделы 2 и 3 содержат информацию об акцизах и заполняются только при необходимости. То есть если акцизы компания не платит, сдать нужно только титульный лист и раздел 1.

Раздел 1 содержит суммы НДС к уплате. При этом весь НДС делится в зависимости от вида товаров. Для отражения общей суммы налога предназначена строка 030. Строки 031–035 — это расшифровка строки 030. Так, строка 032 отражает налог по продуктам переработки давальческого сырья, а строка 035 — налог с товаров, ввезенных в РФ по договору лизинга.

Существуют и такие импортные товары, которые не облагаются НДС (гл. 21 НК РФ), — их следует отразить в строке 040 раздела 1.

Раздел 2 фиксирует информацию обо всех подакцизных товарах, кроме этилового спирта различного происхождения. Акцизы так же, как и НДС, отражаются по видам подакцизных товаров. Также в данном разделе по каждому виду товаров указывается страна, из которой доставлен товар.

При заполнении второго раздела потребуется учесть ряд нюансов. Все особенности подробно изложены в Порядке заполнения декларации.

Раздел 3 отражает информацию о спирте.

Коды видов подакцизных товаров содержатся в приложениях к порядку заполнения декларации.

Пример заполнения. ООО «Сила» прошло все таможенные процедуры и импортировало товар из Казахстана. НДС по импорту составил 56 000 рублей. Эту сумму нужно уплатить в бюджет. Товар принят к учету ООО «Сила» 17.05.2018. Значит, декларацию ООО «Сила» должно сдать до 20.06.2018. Бухгалтер компании заполнил титульный лист и раздел 1. Налоговым периодом считается май, ему соответствует код 05, который следует указать в предназначенной для этого ячейке. Компания сдает декларацию в составе титульного листа и раздела 1.

Другие публикации:  Картинка административный штраф

Косвенный налог казахстан

В настоящее время в действующем Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) отсутствуют понятия и определения терминов «прямые и косвенные налоги», однако и в теории налогообложения, и в налоговой терминологии эти понятия применяются.

В действовавшем до 1 января 2002 года Законе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Закон о налогах) все налоги делились на прямые и косвенные.

Согласно подпункту 32 статьи 5 Закона о налогах прямые налоги — это налоги, уплачиваемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Важнейшими преимуществами данных налогов являются следующие:

1. Прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог. Действительно, если в стране экономическая стабильность, отсутствуют промышленные кризисы и нет войны, то доходы населения в таком обществе увеличиваются, а значит, размеры налогов в абсолютном отношении возрастают. В равномерно развивающемся обществе прямые налоги являются твердым и постоянным источником доходов.

2. Прямые налоги могут точнее учитывать реальную платежеспособность налогоплательщика, чем все другие. Так, в подоходном налоге устанавливается шкала прогрессивности от необлагаемого минимума до максимальной ставки, тем самым существует возможность реализации принципа социальной справедливости.

При платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить его обязанности как гражданина. Носитель налога ощущает, какая доля дохода изымается государством, и может контролировать это изъятие. Он сам заинтересован в правильном ведении своих финансовых дел. Косвенные же налоги зачастую могут оставаться неизвестными большинству плательщиков, уплата их производится незаметно.

3. Прямые налоги в основном взимаются с личного дохода, при этом они не могут повлиять на экономику в целом. Косвенные налоги же взимаются повсеместно, перекладываются, и в силу этого опасны непредсказуемостью своего влияния на различные сферы экономики.

Однако прямые налоги не всегда могут отразить динамику и специфику некоторых экономических явлений. В силу этого использование косвенных налогов также обеспечивает ряд определенных выгод. Каково же содержание косвенных налогов?

Согласно подпункту 18 статьи 5 Закона о налогах косвенные налоги это налоги (налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы) на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно не связанные с доходами или имуществом налогоплательщика. В теоретическом плане помимо НДС и акцизов к косвенным налогам относятся также и таможенные пошлины. При покупке подакцизного импортного товара, например, пачки сигарет зарубежного производства, продавец вкладывает в цену товара уплаченные на таможне НДС, акциз и таможенные пошлины. Покупатель, приобретая этот товар, тем самым оплачивает все косвенные налоги, которые в государственный бюджет попадают через продавца.

Какие же преимущества косвенных налогов перед прямыми обусловливают их широкое применение? К ним можно отнести следующие:

1. Косвенные налоги, если рационально и эффективно их применять, могут приносить очень большие финансовые поступления государству. Показательный пример — налог на добавленную стоимость, который в настоящее время стал одним из основных источников бюджетных поступлений.

2. Косвенные налоги взимаются малыми, незначительными долями, а потому менее чувствительны для плательщиков, чем прямые, которые сразу требуют уплаты более или менее значительной суммы.

3. Уплата косвенных налогов, если только они падают не на предметы первой необходимости, производится лишь в те моменты, когда у плательщика есть деньги, так как на этот факт указывает приобретение предмета второстепенной важности, с которым и соединяется взимание налога. При прямых же налогах могут потребовать уплаты именно в тот момент, когда плательщик нахо-дится в затруднительном положении, отчего возникает соблазн уклониться от налога.

Косвенные налоги предпочтительнее для государства тем, что налогоплательщик практически не может от них уклониться.

Прямые, как бы тщательно они не были продуманы, всегда создают возможность для уклонения от их уплаты. Косвенные налоги собираются гораздо легче, чем прямые, ведь носителями налога является большое количество людей, а выплачивает его, как правило, производитель или покупатель, число которых значительно меньше.

Такие преимущества косвенных налогов зачастую приводят к их очень широкому, можно сказать, повсеместному использованию, а это может привести к ряду негативных последствий. Поэтому важно найти рациональное соотношение между прямыми и косвенными налогами.

В частности, косвенному обложению должны подлежать главным образом предметы второстепенной необходимости. Как уже отмечалось, косвенные налоги приводят к увеличению цены, а государство во избежание обнищания населения, голода, увеличения заболеваемости населения из-за хронического недополучения необходимых продуктов питания должно поддерживать достаточно низкие цены на товары первой необходимости. Поэтому эти товары не должны облагаться налогами, иначе начнет стремительно падать уровень жизни, особенно малоимущих, что в конечном счете приведет к социальному взрыву.

Не следует злоупотреблять распространением косвенных налогов, а также их величиной, так как повсеместное их применение и увеличение приводит к удорожанию товаров, тем самым сокращая рост доходов населения, а значит, снижая и доходы от уплаты налогов. Налоги не должны переходить той границы, за которой из-за чрезмерного уменьшения потребления доход от обложения начинает падать.

Необходимо дифференцировать косвенные налоги в зависимости от качественных характеристик и ценовых параметров. Здесь целесообразно вводить прогрессивное косвенное налогообложение, которое способствовало бы удовлетворению той или иной потребности независимо от платежеспособного спроса. В то же время качественный уровень удовлетворения потребности в данном товаре зависит от платежеспособного уровня — чем он выше, тем более качественный товар может приобрести потребитель, естественно, по более высокой цене.

В силу вышеперечисленных преимуществ именно косвенные налоги выступают одним из эффективных методов государственного регулирования.

Влияние налогов на экономику рыночного типа изучается сравнительно недавно и до сих пор представляет собой сложную задачу для экономистов. Общепризнанным на сегодняшний день является то, что налоги выступают активным инструментом государственного регулирования экономики. Возрастание роли государственного регулирования в целом и посредством налогов в частности обусловлено тем, что уже во второй половине XX века была установлена объективная необходимость сочетания саморегулирующихся механизмов экономики с регулирующими функциями государства. Как показал опыт функционирования саморегулирующейся экономики, она не в состоянии решить ряд проблем, в частности, предотвратить тяжелейшие кризисы, отбрасывающие экономику назад и приносящие с собой колоссальные потери всех видов ресурсов; обеспечить осуществление социальной политики и т.п. В силу этого государство берет на себя регулирующие функции на макроуровне в области экономики, социальной сферы и политики. Прогресс всех развитых стран в значительной мере объясняется рациональным сочетанием саморегулирующихся механизмов и государственного регулирования в экономике. Воздействуя на экономику посредством налогов, государство в первую очередь способствует сбалансированности экономики, решению социальных проблем.

В частности, политика налогообложения изменяет поведение производителей и потребителей в том или ином направлении.

Нередко на рынке возникают ситуации, отрицательно влияющие на всех членов общества или сам рынок, который оказывается не в состоянии выделить необходимые ресурсы на выпуск товаров и услуг, экономически и социально оправданных для общества. И тогда, естественно, необходимо вмешательство государства. Такая ситуация в экономической литературе получила название внешних эффектов. Само понятие «внешний эффект» отражает такое экономическое явление (как отрицательного, так и положительного характера), которое возникает при невозможности оказать какое-либо воздействие на процесс через рынок, его саморегулирующиеся механизмы.

Рассмотрев общие принципы применения и воздействия на экономику косвенных налогов, перейдем к конкретному рассмотрению каждого из них.

1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налог на добавленную стоимость — это налог, который взимается со стоимости, добавленной предприятиями в ходе своей деятельности к стоимости товаров и услуг, приобретенных им у других предприятий.

Налог на добавленную стоимость возник сравнительно недавно. Французский экономист М. Лоре в 1954 г. предложил ввести совершенно новый вид налога — НДС — в качестве альтернативы налогу с оборота. НДС быстро перешел из теории в практику, и уже в 1967 г. была разработана специальная директива Европейского экономического сообщества (ЕЭС) по поэтапному введению НДС странами — членами ЕЭС. Более того, за счет отчислений от поступлений НДС предполагалось финансировать общий бюджет ЕЭС. Вскоре наличие в налоговой системе страны НДС стало одним из обязательных условий членства в ЕЭС. К примеру, присоединение к Европейскому союзу Финляндии потребовало введения Финляндией с июля 1994 г. НДС, хотя ранее НДС в этой стране отсутствовал, его роль выполнял налог с производителей в обрабатывающей промышленности.

Основными задачами гармонизации косвенных налогов в ЕС стали: устранение фискальных границ внутри сообщества и сближение ставок НДС. До 1997 г. предполагалась отмена НДС при экспорте-импорте внутри ЕС. Для преодоления заинтересованности стран ЕС в поступлениях от НДС в свой национальный бюджет основной акцент должен быть сделан на ликвидации диспропорций в налоговых ставках и введении клиринга по НДС.

Чтобы сблизить ставки НДС, с января 1993 г. в ЕС была введена минимальная стандартная ставка налога в 15%. Кроме того, в ряде стран применяются для определенных продуктов пониженная и повышенная ставки. Экспорт из ЕС в третьи страны и экспорт из одной страны — члена ЕС в другую свободен от обложения НДС. Реальную картину состояния гармонизации ставок НДС в странах ЕС видно из таблицы — средняя стандартная ставка налога, составляя 19,3%, в принципе, соответствует изначальным установкам (14-20%).

Для дальнейшего развития интеграционных процессов внутри ЕС, специализации каждой страны в какой-либо конкретной отрасли экономики, предполагается ввести систему клиринга по НДС внутри сообщества. Клиринг должен возместить избыток доходов от НДС стран-импортеров перед странами-экспортерами, которые при экспортно-импортных операциях несут определенные бюджетные потери (экспорт освобождается от обложения НДС). Каждая страна должна вести сбор информации об уплате НДС по всем своим экспортно-импортным операциям, а избыток поступлений от НДС согласно системе клиринговых расчетов подлежит перераспределению между странами членами сообщества, получившими отрицательные сальдо НДС по внешнеэкономическим операциям. Компенсации должны проводиться ежемесячно через центральный счет ЕС по НДС.

Другие публикации:  Приставы удомля

Этот налог очень быстро получил свое широкое распространение и является важной составной частью налогово-бюджетных систем стран, принявших НДС. В 1977 году ЕЭС приняло специальную директиву об унификации правовых норм, регулирующих взимание НДС в странах — членах сообщества (шестая директива), в которой НДС утверждался в качестве основного вида косвенного налога и устанавливалось его обязательное введение для всех стран — членов ЕЭС. В 80-е годы НДС начинают включать в свои налоговые системы государства Азии, Америки и Африки.

В начале 90-х годов НДС начал применяться в восточноевропейских странах, включая государства СНГ.

У нас в Казахстане НДС заменил ранее применявшиеся налог с оборота и налог с продаж. Закон Республики Казахстан «О налоге на добавленную стоимость» № 1041-XII был принят 24 декабря 1991 года и в виде общегосударственного налога был включен в налоговую систему Республики Казахстан Законом Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года № 1072-XII «О налоговой системе в Республике Казахстан». Ставка НДС, установленная этим законом, была довольно высокой — в статье 6 закона первоначально было записано, что уплата налога на добавленную стоимость производится по единой ставке, действующей на территории государств — членов Содружества Независимых Государств, в размере 28 процентов.

Первоначально Закон «О налоге на добавленную стоимость» состоял всего лишь из 12 статей и представлял собой документ объемом в 6 страниц. Также относительно небольшой была и инструкция по его применению. По мере накопления опыта независимого самостоятельного существования все законодательство Республики Казахстан совершенствовалось, в какой-то мере усложнялось, соответственно, увеличиваясь в размерах. Эта тенденция не обошла стороной и Закон «О налоге на добавленную стоимость», который со всеми дополнениями и изменениями, внесенными в него, был включен в виде раздела III «Налог на добавленную стоимость» в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года № 2235 (далее — Указ о налогах), введенный в действие с 1 июля 1995 года. В первоначальной редакции Указа о налогах (статья 66) ставка налога была установлена в размере 20 процентов, затем с 1 июля 2001 г. была установлена в размере 16 процентов.

Раздел по НДС, как и весь Указ о налогах, подвергался различным изменениям и дополнениям, и в виде раздела 8 «Налог на добавленную стоимость» включен в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), принятый 12 июня 2001 года и вступивший в действие с 1 января 2002 года. В Налоговом кодексе ставка НДС сохранена в размере 16 процентов. Раздел по НДС в Налоговом кодексе существенным образом как по объему, так и по содержанию отличается как от Закона «О налоге на добавленную стоимость» 1991 года, так и от соответствующего раздела Указа о налогах. Это связано как с изменениями и дополнениями, внесенными в него за прошедшие 10 лет, а также с включением в Налоговый кодекс ряда положений, существовавших ранее в инструкциях по применению НДС (N№ 37 и 117).

Республики бывшего Советского Союза и стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в различное время ввели у себя налог на добавленную стоимость.

Грузия ввела НДС в 1993 г., заменив им налог с оборота и налог с продаж. Базовая ставка НДС составляет 20% и применяется ко всем предприятиям с годовым оборотом не менее 20000 лари. На муку и хлебобулочные изделия НДС установлен в размере 10%. Товары, произведенные за пределами СНГ и предназначенные для реэкспорта, облагаются по нулевой ставке. Для импортируемых товаров ставка НДС составляет 20%, однако детское питание и оборудование для компаний, выпускающих товары на экспорт, освобождены от обложения НДС. Товары, импортируемые из стран СНГ, за исключением бензина, также освобождены от обложения НДС.

В течение 1996-1997 гг. большинство освобождений от обложения НДС было ликвидировано, и в настоящее время они распространяются лишь на ограниченное число товаров и услуг. Вместе с тем система сбора налогов в Грузии весьма несовершенна, а нарушения налогового законодательства широко распространены.

В Кыргызстане ставка НДС составляет 20 процентов и применяется ко всем юридическим лицам с годовым оборотом, превышающим уровень, устанавливаемый правительством. Некоторые виды деятельности освобождены от обложения НДС. К таким видам деятельности, например, относятся: сдача в аренду земельных участков (за исключением участков, предназначенных под автомобильные стоянки), сдача в аренду недвижимости (за исключением случаев его использования под гостиницы, мотели или автостоянки), производство сельскохозяйственной продукции, оказание финансовых услуг (управление инвестиционными фондами, операции с иностранной валютой, операции с облигациями и ценными бумагами, операции, связанные с переводом денежных средств, страхование жизни и пенсионное страхование), транспортные услуги (за исключением такси), услуги, предоставляемые почтовыми учреждениями и коммунальные услуги (энерго-, водоснабжение и т.п.) Помимо того, от обложения НДС освобождаются услуги, предоставляемые некоммерческими организациями, и услуги, предоставляемые таким организациям.

Существует также несколько изъятий от обложения НДС, связанных с импортом товаров. Это относится к гуманитарной помощи, импорту товаров, подлежащих реэкспорту в течение 12 месяцев, транзитным товарам, товарам, которые были ранее экспортированы и теперь импортируются той же компанией, к импорту учебных пособий, детского питания, медикаментов.

Экспортируемые товары облагаются по нулевой ставке за исключением товаров, экспортируемых в страны — члены СНГ.

В России Закон о налоге на добавленную стоимость был принят в декабре 1991 г. Плательщиками НДС первоначально являлись все юридические лица и предприниматели, если их выручка от реализации товаров (услуг) превышала установленный предел. Стандартная ставка НДС составляла 28%, а пониженная — 15%. Финансовые, образовательные и религиозные услуги были освобождены от обложения НДС. Помимо того, от обложения НДС освобождались экспорт товаров и услуг, городской транспорт, квартирная плата, услуги в области НИОКР, предоставляемые по государственному заказу, производство некоторых видов продовольствия, а также производство товаров на предприятиях, где свыше 50 процентов занятых составляют инвалиды.

В конце 1992 г. были приняты новые законы. С 1 января 1993 г. ставки обложения НДС были снижены: до 10% — на товары для детей и продовольствие и до 20% — на все остальные товары. Начиная с февраля 1993 г. обложению НДС подлежали также импортируемые товары (за исключением продовольствия, медицинского и научного оборудования); при этом НДС рассчитывался на основе таможенной стоимости товара, увеличенной на размер таможенной пошлины и акцизного сбора. Был составлен новый перечень товаров и услуг, освобождаемых от обложения НДС (этот перечень сохранялся в неизменном виде до начала 1995 г.) В него включались: экспортируемые товары и услуги, стоимость имущества государственных предприятий, которое было приобретено в ходе приватизации, стоимость квартир и домов, принадлежащих населению, операции с иностранной валютой и денежными средствами (за исключением брокерских и посреднических услуг), услуги в области жилищного строительства, образования и в научно-исследовательской сфере, спортивные, театральные и развлекательные мероприятия, оборот казино и игровых автоматов, стоимость культурно- и социально-значимого имущества, медицина и медицинские услуги, а также товары и услуги, производимые на предприятиях, где свыше 50 процентов занятых составляют инвалиды.

В 1994 г. произошли два важных изменения. Во-первых, в налоговую базу НДС были включены все финансовые средства, получаемые от других предприятий (за исключением взносов в уставной капитал и в фонды совместной деятельности). Во-вторых, от уплаты НДС были освобождены физические лица, зарегистрированные как предприниматели. Кроме того, с 1 января 1994 г. был введен специальный налог для финансирования различных отраслей экономики. Доходы от поступлений данного налога использовались в соответствии с решениями правительства. Ставка этого налога составляла 3%.

В начале 1995 г. ставка этого налога была сокращена с 3% до 1,5%, а с 1996 г. данный налог был отменен. Некоторые изменения произошли и в перечне изъятий из налогообложения. От обложения НДС более не освобождались услуги в области жилищного строительства.

В соответствии с новым указом президента Российской Федерации (май 1997 г.), от обложения НДС освобождаются следующие товары и услуги: товары, импортируемые в Россию в качестве взноса в уставной капитал компаний с участием иностранного капитала; техническое оборудование, импортированное для целей медицинского производства; товары, поступающие в порядке технической помощи; экспортируемые товары; услуги по транспортировке иностранных товаров через территорию России.

На Украине НДС был введен довольно рано, в 1992 г., но его введение не сопровождалось соответствующей административной подготовкой. НДС заменил налог с оборота и налог с продаж. Первоначально ставка НДС составляла 28%, а число изъятий было весьма невелико. Однако постепенно число освобождений от уплаты НДС возрастало. Импортируемые товары подлежали обложению НДС лишь в случае их продажи. В 1994 г. ставка НДС была снижена до 20%, однако существенные налоговые льготы были предоставлены угольной промышленности, топливно-энергетическому сектору, операциям с ценными бумагами, сделкам с иностранной валютой, услугам по страхованию и другим видам услуг.

Венгрия ввела НДС еще раньше -в январе 1988 г. Первоначально применялись три различные ставки НДС: стандартная ставка в 25% и две пониженные ставки (15% и нулевая). Впоследствии пониженная ставка была уменьшена до 12%. Плательщиками НДС являются предприятия с годовым оборотом, превышающим 2 млн форинтов (около 9 тыс. долл. США). Как и в других странах, в Венгрии существуют определенные изъятия из обложения НДС: не облагаются сельскохозяйственное производство, образование, почтовые услуги, теле- и радиовещание, сфера культуры.

Нулевая ставка НДС применяется к вывозимым товарам, медикаментам и продуктам диетического питания. Пониженная ставка применяется в отношении электро-, газо- и водоснабжения, медицинских инструментов, книг, газет, молочных продуктов, мяса, растительного масла и гостиничных услуг. Реализация остальных товаров и услуг облагается НДС по стандартной ставке в 25%.

В Польше новый закон о НДС и акцизных сборах был принят в июле 1993 г. Он заменил собой старые законодательные акты от 1972 г. (закон о налоге с оборота) и от 1982 г. (закон о налогообложении государственных предприятий). Налоговая база НДС определяется на основе стоимости товаров и услуг, реализованных на территории Польши. Предприятия и физические лица — индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДС, если их годовой оборот не превышает 80 тыс. новых злотых (примерно 23 тыс. долларов США). Ставки налога составляют 22%, 7% и 0%. Пониженная ставка (7 процентов) применяется к следующим товарам и услугам: оборудование для инвалидов, медицинское оборудование, товары для детей, большинство продовольственных товаров, товары, связанные с охраной здоровья, издание книг и газет, строительство, телекоммуникации, транспортные услуги (за исключением городского общественного транспорта и такси). Нулевая ставка применяется к товарам сельскохозяйственного назначения и к экспортируемым товарам. Исключение составляют сельскохозяйственные продукты, не подвергавшиеся переработке, изделия ремесленного производства, банковские, страховые и почтовые услуги, теле- и радиовещание, городской общественный транспорт, такси, образование, здравоохранение и социальное обеспечение, водоснабжение, услуги в сфере НИОКР, а также услуги, связанные с культурой, спортом и рекреацией.

Другие публикации:  Лицензия vbulletin купить

К числу товаров, облагаемых акцизным сбором, в частности, относятся: сырая нефть и бензин, оружие, автомобили, алкогольные напитки, пиво, вино, соль, ювелирные изделия, яхты, жевательная резинка, табак и табачные изделия, шубы, электронное оборудование и видеокамеры. Ставки акцизов могут варьироваться от 25% до 95% для производителей и от 40% до 1900% — для импортеров.

НДС был введен в Чехии в январе 1993 г. Первоначально применялись три налоговых ставки: 23%, 5% и 0%. Стандартная ставка была впоследствии снижена до 22%, и в настоящее время действуют три ставки: стандартная ставка в 22% и две пониженные ставки (5% и нулевая). В Чехии также действует ряд изъятий из обложения НДС. Плательщиками НДС являются фирмы с годовым оборотом, превышающим 750 000 крон (несколько более 22 000 долл. США). Ниже приведены ставки НДС, применяемые к различным видам товаров и услуг.

Следующие товары и услуги облагаются по стандартной ставке (22%):

все товары за немногими исключениями;

услуги в области оптовой и розничной торговли, гостиничного сервиса, общественного питания, автомобильного грузового транспорта и коммерческие услуги.

Пониженная (5%) ставка НДС применяется: к живому скоту, мясу, рыбе, молоку и молочным продуктам, растительному маслу, сахару, книгам, медикаментам, газетам, медицинским инструментам, оборудованию для инвалидов и к видам услуг, не перечисленным выше.

Нулевая ставка применяется к вывозимым товарам.

Следующие виды услуг не подлежат обложению НДС: банковские, страховые и почтовые услуги, теле- и радиовещание, продажа и аренда зданий (за исключением вновь построенных), услуги в сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Ставка НДС в Казахстане в 2019 году

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, входящий в состав цены товаров и услуг, взимаемый в бюджет государства.

Осуществляя реализацию продукции в странах ЕАЭС, в частности в Казахстане, российские организации получают большую экономическую выгоду за счет того, что компания-экспортер не начисляет НДС с данной реализации. При экспорте в Казахстан НДС возмещается и необходимо лишь подтвердить нулевую ставку налога. Однако подтверждение нулевого НДС при экспорте — сложный процесс, требующий знаний в области таможенного и налогового регулирования. Специалисты компании «Агапас» имеют огромный опыт в решении всех организационных вопросов, связанных с экспортом товаров по нулевой ставке НДС в Казахстан, подтверждением и возмещением налогов в кратчайшие сроки.

Особенности экспорта в Казахстан: НДС при реализации товаров

В соответствии с законодательством плательщиками НДС являются:

  1. Лица, которые встали или обязаны встать на учет НДС в Казахстане:
    • Индивидуальные предприниматели;
    • Юридические лица (кроме госучреждений и организаций);
    • Нерезиденты, осуществляющие коммерческую деятельность и имеющие в стране филиалы и отделения, работающие на постоянной основе;
    • Структурные подразделения юридического лица, признанные самостоятельными налогоплательщиками.
  2. Лица, импортирующие товары в Республику Казахстан.

В случае если размер оборота по реализации товаров, услуг в течение налогового периода (не более года) не превышает минимальный оборот, то на учет по налогу на добавленную стоимость можно не вставать. Минимальный оборот составляет 30 000-кратную величину месячного расчетного показателя (МРП), использующегося для исчисления социальных выплат, размера штрафных санкций, налогов и других платежей в Республике Казахстан. При превышении минимального показателя оборота, следует незамедлительно подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по НДС, иначе могут последовать жесткие штрафы.

Декларация по НДС в Казахстане представляется ежеквартально до 15 числа следующего месяца после отчетного. Срок уплаты НДС — до 25 числа того же месяца.

Какой НДС в Казахстане в 2019 году?

Ставка НДС в Казахстане может быть следующей:

12% — по облагаемому обороту и по облагаемому импорту;

0% — оборот по реализации товаров на экспорт (кроме лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, услуг, связанными с международными перевозками.

Для ввоза товаров в Казахстан без НДС российскому экспортеру достаточно предоставить правильно оформленные:

  • контракт с казахским контрагентом;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
  • транспортные или товаросопроводительные документы.

Какая ставка НДС была Казахстане в 2018 году?

Ставка НДС была точно такая же как в 2019 году:

12% — по облагаемому обороту и по облагаемому импорту;

0% — оборот по реализации товаров на экспорт (кроме лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, услуг, связанными с международными перевозками.

Преимущества сотрудничества с компанией «Агапас»

Для осуществления экспорта по нулевой ставке НДС на товары в Казахстан необходимы знания законодательства и опыт работы с таможенными и налоговыми органами.

Компания «Агапас» возьмет на себя все, что связано со сбором всех необходимых документов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте в Казахстан. Наша команда высококвалифицированных специалистов имеет огромный опыт в решении всех организационных вопросов, связанных с подтверждением нулевого НДС при экспорте в Казахстан и в кратчайшие сроки обеспечит возврат уплаченного налога.

Для консультации по интересующим вопросам звоните по телефону +7 (499) 703-18-15 или оформите заявку на сайте.

Косвенные налоги при деятельности в таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана

Таможенный союз трех государств России, Белоруссии и Казахстана — это форма торгово-экономической интеграции с единой таможенной территорией, без таможенных пошлин и других экономических ограничений.

Государства, являющиеся членами таможенного союза, при импорте и экспорте товаров взимают косвенные налоги. Таким образом они контролируют экспорт и импорт, своевременное поступление налогов в бюджет своей страны и оказывают содействие друг другу.

Применение косвенных налогов при экспорте

При экспорте товаров из одного государства в другое косвенные налоги не взимаются (при условии, что оба государства являются членами таможенного союза). Т.е. применяется нулевая ставка НДС или освобождение от уплаты акцизов. Необходимо подтвердить экспорт предоставлением ряда документов:

  • выписка с расчетного счета, которая подтверждает поступление выручки от реализации экспортируемых товаров на счет налогоплательщика-экспортера.
  • контракты или договоры с учетом дополнений, изменений, приложений к ним. Например, в случае товарного кредита — договор на изготовление товаров, в случае лизинга — договор лизинга и т. д.
  • Транспортные и товаросопроводительные документы
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по специальной форме
  • Другие документы, подтверждающие право применения нулевой процентной ставки НДС и\или освобождение от уплаты акцизов.

Документы необходимо предоставить в течение 180 дней с даты отгрузки. Дата отгрузки — дата первого составленного учетного документа, оформленного на получателя товара.

Мы оказываем бухгалтерское сопровождение ООО. Получить консультацию по любому вопросу вы можете по телефону +7(812)385-55-46.

Применение косвенных налогов при импорте

При импорте внутри стран Таможенного союза взимаются косвенные налоги.

1.Взимание налогов производится налоговым органом государства, на территорию которого осуществлен импорт.

2.Импортер обязан уплачивать НДС, и, в определенных случаях, акцизы.

3.Если товар бракованный, и он был возвращен в течение месяца с даты учета, то начисление налогов и отражение их в налоговой декларации не производится. Налоговая декларация предоставляется, если товары были возвращены по истечении месяца

4.Суммы косвенных налогов установлены законодательством государства, на территорию которого производится ввоз товаров.

5.Налоговая декларация предоставляется в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, который следует за месяцем принятия товара на учет. Также в налоговый орган необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление в 4-х экземплярах в бумажном виде, а также в электронном виде
  • выписку банка, подтверждающую уплату косвенных налогов
  • договоры, на основании которых приобретены импортируемые товары
  • транспортные/товаросопроводительные документы

Помимо основных документов, предоставляемых всегда, существует ряд дополнительных документов, которые необходимы в тех или иных случаях.

Если срок уплаты косвенных налогов истек, а налоги не уплачены или уплачены не полностью — взыскиваются суммы налогов, штрафы и пени, установленные законодательством государства.

Также штрафы и пени взыскиваются если предоставляются ложные сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов.

Разобраться во всех нюансах вам поможет грамотный специалист. Вы можете обратиться в нашу фирму, мы оказываем услуги бухгалтерского сопровождения на протяжении длительного времени и успели накопить достаточно опыта в данной сфере.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *