Современные наглядные пособия по математике

Наглядные пособия для начальной школы по ФГОС

Дидактические пособия, демонстрационные и раздаточные материалы, музыкальные инструменты, учебные стенды, плакаты и таблицы для кабинетов начальной школы.

Рекомендуем пользоваться расширенным поиском на сайте или подразделами в главном меню слева.

Оплата возможна только по безналичному рассчету от физических и юридических лиц в системе онлайн платежей или по выставленному счету. Минимальная сумма покупки 1000 рублей.

Прайс-лист Начальная школа

Учебное оборудование для начальной школы

Начальная школа — особый мир, со своей спецификой.

Учитывая возраст учащихся, обучение носит не только традиционный, но и игровой характер. Преподавание большинства предметов осуществляется одним учителем в одном и том же кабинете.

Дети, не посещавшие дошкольные учреждения могут испытывать большой стресс и трудности в адаптации. Поэтому очень важно в оформлении кабинетов классов начальной школы руководствоваться не только предписанными требованиями, нужно стремиться к созданию гармоничного, комфортного и эстетичного помещения с созданием небольшой зоны для игры и отдыха. В комфортных условиях дети лучше адаптируются, проявляют большую заинтересованность, меньше устают и сохраняют лучшее здоровье.

В настоящее время создано и разработано много дидактического материала, способного заинтересовать маленького школьника, привлечь и удержать его внимание, сделать учебный процесс увлекательным.
Постоянные и сменные стенды и таблицы — необходимая составляющая кабинета начальной школы. Наглядные пособия, муляжи, гербарии, красочный счетный материал, наборы для творчества — в наше время не роскошь, а необходимость, чтобы каждый конкретный ребенок занимался увлеченно, забыв о лежащем в кармане смартфоне.

DVD-фильмы, интерактивные пособия, новейшие технологии очень нужны современным детям, не страдающим «информационным голодом», позволяют педагогу направлять внимание учеников в изучение того или иного предмета.
Именно в начальной школе закладывается фундаментальная база формирующая будущего гражданина Земли.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643)

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

А вы знаете о том, что двум выдающимся писателям — Марку Твену и Чарльзу Диккенсу не удалось закончить начальную школу?

* Томас Эдисон, который за всю свою жизнь запатентовал более двух тысяч самых разнообразных изобретений, не закончил даже начальной школы. А всё потому, что учителей злили постоянные вопросы мальчика «Почему?» – и он был выгнан домой с запиской родителям, в которой сообщалось, что их сын попросту «ограниченный». Мать по этому поводу в школе устроила скандал, но из учебного заведения мальчика забрала и дала ему первое образование дома.

* Выражение «всыпать по первое число» пошло от школьных субботников в царской России, которые представляли из себя коллективную порку учеников. Их пороли как за совершенные провинности, так и впрок. Иногда педагог проявлял излишнее рвение и порол ребенка слишком сильно. В этом случае, пострадавший ученик освобождался от порки до 1 числа следующего месяца.

* Полюбившаяся многим игра паззлы возникла благодаря педагогам 18-го века. Экзамен по географии в начальной школе включал в себя собирание разрезанной на крупные фигурные фрагменты карты.

Интерактивные наглядные пособия. Начальная математика. Программно-методический комплекс

Программно-методический комплекс с печатным пособием для учителя
Многопользовательская лицензия на образовательное учреждение
Разработано для использования с интерактивной доской

Программно-методический комплекс «Начальная математика» серии «Интерактивные наглядные пособия» — современный гибкий инструмент учителя с широким спектром новых возможностей для работы с классом. Комплекс ориентирован на учащихся начальной школы, а также может использоваться при изучении некоторых тем в средней школе.

Пособие включает в себя набор интерактивных учебных материалов по четырем тематическим разделам: Числа; Алгебра; Форма, пространство, измерения; Управление данными. Учебные модули разделов содержат богатый иллюстративный материал (анимированные ролики, диаграммы и таблицы, графики и др.), интерактивные задания в игровой форме, тесты для закрепления материала, а также комплекты упражнений к каждой из тем раздела. Программу можно эффективно использовать на всех этапах обучения: объяснение нового, актуализация знаний, обобщение и систематизация, контроль. Разнообразие методик и технологические решения, заложенные в программу, позволят учителю вариативно планировать учебный процесс и педагогические сценарии уроков.

Другие публикации:  Требования fifa 2019

Наглядные пособия

Как известно, у человека существует пять каналов восприятия. Первый – осязательный, основывающийся на том, что мы ощущаем руками и телом. Второй – обонятельный, опирающийся на запахи. Третий – вкусовой. Четвертый – визуальный. Пятый – аудиальный. Все эти пять каналов в совокупности дают нам понять и анализировать картину мира. Убери один – и информация, поступающая в мозг не будет полноценной.

К чему же был этот небольшой экскурс в биологию? А к тому, что из всех этих пяти каналов в учебном процессе задействовано только два. Это аудиальный и визуальный. Именно поэтому очень важно, чтобы в процессе обучения преподаватель по максимуму использовал все способы эффективного донесения до учеников информации. С аудиальным каналом все понятно – голос и рассказ учителя передает знания, а вот с визуальным возникают проблемы. Что если преподаватель не может преподнести весь объем информации на доске? Именно в таких ситуациях на помощь приходят наглядные учебные пособия.

Они позволят вам:

— Повысить эффективность учебного процесса

— В игровой форме объяснить им материал

— Облегчить усвоение знаний

Приобретение наглядных пособий в классы и школы – необходимая мера, если вас действительно волнует качество образования в вашем учебном заведении. Существует множество авторов, которые занимаются написанием подобного материала. Вы сможете найти необходимые наглядные пособия в библиотеках или интернет-магазинах, откуда сможете заказать нужные вам книги отдельно или партией

Давайте рассмотри каждый вид учебных пособий отдельно.

Учебно-наглядные пособия

Данный тип пособий предназначается для визуализации информации, поступающей в процессе обучения. Чаще всего они представляют из себя рабочие тетради, таблицы, журналы, которые дают подробную информацию относительно темы изучения. Наглядные учебные пособия выпускаются для учеников младших и средних классов, где полностью раскрывают свой потенциал.

Особняком стоят наглядные пособия для младших классов. Они представляют из себя игровые книжки, которые в доступной форме объясняют обычные правила русского языка, математики и других предметов. Это позволяет увлечь ребенка в процесс обучения и эффективно донести до него информацию без риска попадания в стрессовую ситуацию. Красочные картинки сделают весь учебный процесс интересным и захватывающим. Кроме того, внутри каждого наглядного пособия имеется методическая книжка для учителя с рекомендациями по работе.

В целом, наглядные учебные пособия показали себя с очень хорошей стороны и зарекомендовали себя как эффективное дополнение к учебникам и учебному плану. Мы рекомендуем приобрести партию данных материалов по предметам хотя в классы начальной школы.

Наглядно дидактические пособия

Данный вид пособий также используется в начальных и средник классах. Они представляют из себя отдельные тематические книги, отдельные игровые комплекты, которые направлены на усвоение определенной темы. Скажем, в наглядном пособии по животным будут различные картинки зверей и описание их среды обитания, образа жизни и питания.

Наглядно-дидактические пособия эффективны тем, что доносят до ребенка конкретную информацию относительно определенной темы. Если наглядные учебные материалы созданы для усвоения и оттачивания полученных знаний, то дидактические пособия дают конкретную информацию по конкретному предмету.

Использование наглядно-дидактических пособий в учебном процессе поможет вам:

— Правильно донести информацию до ребенка

— В игровой форме создать ситуацию, когда ученик сам приходит к определенным выводам

— Повысить усвояемость знаний

— Полностью вовлечь ребенка в учебный процесс

Какой-либо конкретной формы для наглядно-дидактического пособия не существует, по сути, учитель можно самостоятельно изготовить подобное из подручных средств. Стоит также отметить, что в некоторых ситуациях использование наглядного пособия гораздо эффективнее, чем обычное донесение информации.

Наглядные пособия для школ

Мы предлагаем вам заказать партию наглядных пособий для школ в нашем интернет-магазине. Наша компания долгое время ведет сотрудничество с различными российскими издательствами и может ручаться за эффективность и качество нашей продукции. В каталоге вы сможете найти множество наглядных учебных пособий для средних классов по всем возможном предметам. Наш ассортимент вобрал в себя большое количество серий как учебно-наглядных, так и наглядно-дидактических.

Все пособия изготавливаются из плотной, прочной бумаги и надежно сшиты между собой. Качество поставляемого нами товара вас однозначно не разочарует, и им сможет пользоваться не одно поколение учеников. Все пособия имеют в себе яркие и красочные иллюстрации и качественный уровень печати. Вместе с этими наглядными материалами учеба станет гораздо веселее и интереснее!

Цены на нашу продукцию также отличаются своей демократичностью и доступностью. Вы сможете приобрести партию наглядных пособий для вашей школы и обеспечить учеников высоким уровнем образования без удара по бюджету школы.

Наглядные пособия для начальной школы

Разумеется, мы не забываем про начальные классы. Именно для них у нас существует линейка наглядных пособий для начальной школы, в которую вошли книги множества известных издательств. Вы сможете полностью оценить ассортимент пособий в нашем специальном каталоге для начальной школы.

Пособия для учеников младших классов отличаются исключительно игровой формой подачи материала, а также богатое разнообразия дизайна и исполнения. Вместе с этими материалам процесс обучения с ранних лет заинтересует ребенка и сделает его гораздо эффективнее, чем простая «зубрежка» учебников.

Виды наглядных пособий

Помимо описанных выше, существует еще масса видов наглядных пособий, так или иначе помогающих донести до учеников информацию.

  1. Доска.
    Самый элементарный тип наглядного пособия. Учитель чертит мелом схемы и буквы, демонстрируя решение задачи. Это самый распространенный способ визуального воздействия на детей, и вместе с тем один из самых неэффективных. Отсутствие интеракции, какого-либо «цепляющего» элемента приводит к быстрой потере интереса и ухудшению внимания.
  2. Панели.
    Этот тип интеракции гораздо эффективнее, чем доска. Обычно их делают самостоятельно из картона или бумаги, либо же покупают готовые. На панелях изображаются диаграммы и графики, химические элементы или физические законы. Нередко такие панели вывешиваются в специальных кабинетах, что позволяет лучше усваивать многочисленные формулы и законы.
  3. Картинки и карточки

Обычно наглядные пособия этого типа используются в средних и начальных классах. Они помогают запоминать небольшие объемы информации и усваивать полученные знания.

Один из самых популярных видов наглядных пособий. К тому же, являются одним из самых эффективных за счет своего цветного и красочного оформления, и игровой формы.

Более современный способ визуализации информации. Тут уже все зависит от самого качества контента – уровня подготовки слайдов или фильма.

Работа с наглядными пособиями

Методика работы с пособиями заключается в увлечении детей и выполнении поставленных задач вместе с ними. Сам по себе процесс обучения будет идти гораздо проще – ведь ребенок самостоятельно будет проявлять интерес к взаимодействию с наглядным пособием и учителем. Вам необходимо только поощрять его достижения и раскрывать информацию, получаемую им, более полно. Очень важно делать так, чтобы ребенок сам делал выводы и приходил к нужным решениям.

В целом, за счет использования наглядных пособий учебный процесс должен быть сильно упрощен, однако воспринимать их стоит как посредника между вами и учеником, но никак не заменитель учебника и вашей информации.

Детские наглядные пособия

Во многом наглядные пособия для дошкольников не отличаются от пособий для младших классов. Они представляют из себя красочные и понятные схемы, а также игровые книжки с возможностью интеракции. Все это создано для привлечения внимания и все того же получения знаний с помощью игры. Кроме этого, многие детские пособия направлены на изучение информации вместе с родителями, а после этого самостоятельное повторение. За счет этого происходит процесс обучения, а после усвоение полученных знаний.

Вы можете приобрести множество наглядных детский пособий прямо из каталога нашего магазина. Мы предлагаем вам большой ассортимент на самые разные темы – от животных до основ математики. Кроме того, на нашем сайте вы найдете различные памятки и таблицы, с помощью которых ребенок сможет эффективнее готовиться к школе и лучше усваивать информацию, получаемую на подготовительных занятиях.

Наглядные пособия по ФГОС

Система ФГОС полностью одобряет и приветствует использование и разработку наглядных пособий. В документации данной системы указывается необходимость наличия в классе нескольких специализированных учебных пособий. Это обусловлено позитивным влиянием и упрощением учебного процесса при использовании наглядной учебной документации. Особое внимание относится к дошкольным и начальным классам, где наглядные пособия наиболее эффективно влияют на процесс обучения.

Другие публикации:  Наследство юристы ростов

Предлагаемые нашим магазином учебные пособия полностью соответствуют всем стандартам ФГОС и учебным программам. Вы сможете приобрести все необходимые вам наглядные материалы по самым удобным и приятным для ценам.

Презентация урока для интерактивной доски (младшая группа) на тему:
Современные наглядные пособия, моделей, направленные на развитие у детей логико-математического мышления

Влияние логических и дидактических игр на уственную деятельность детей 3-4 лет.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Богатыри земли русской.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я взяла эту тему по самообразованию, потому что одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легк.

Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне развивать детей, влияет на формирование основных процессов от самых элементарных до самых сложных. По мнению О.С. Га.

Игры для детей дошкольного возраста.

В данном материале приведена последовательность внедрения в практику работы с детьми педагогических условий, направленные на развитие у детей коммуникативных умений в театрализованной деяте.

Статья для родителей о современных играх, направленных на развитие речи детей. В данной статье найдут множество интересных игровых элементов для занятий и воспитатели, и логопеды, и все, кто хочет заи.

Это возможность пофантазировать , нарисовать и проанализировать выполненную работу.

Современные наглядные пособия по математике

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.

Еще Я. А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что .можно, предоставлять для восприятия чувствам .» [18, с.57]. Требование, чтобы знания черпались учениками прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики – условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний и развитию школьников.

Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления учащихся. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам. Опираясь на восприятие младшими школьниками множеств и отношений между ними, надо уже в 1-м классе постепенно переходить к обобщению наглядных отношений, добиваясь их понимания в отвлеченном плане. Так, проделав умножение и деление на квадратиках или кружочках в пределах двух десятков, следует перейти к уяснению связи между умножением и делением, взаимно обратных отношений между этими арифметическими действиями [28, с.314].

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.

Математика изучает не сами предметы и явления окружающей жизни, а “ пространственные формы и количественные отношения действительного мира” ( Ф. Энгельс), поэтому при обучении математике стремятся вычленить именно эти стороны; качественные же признаки предметов становятся несущественными. Часто для изучения математических соотношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия иногда являются более наглядными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни [33, с.52].

На уроках математики осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении математике особую роль играет принцип наглядности.

Несомненно, учебник является основным средством обучения. В настоящее время широко применяется, и хорошо себя зарекомендовали альтернативные учебники М.И. Моро, Л.В. Занкова, Н. Я. Виленкина и других авторов. Школа сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения математике.

Современные наглядные пособия по математике

� 1. Учебно-методические пособия для учителя и учащихся

В систему средств обучения математике в начальных классах входят:

1) Учебники «Математика» для 1, 2, 3 классов.

2. Учебные пособия для учащихся: тетради на печатной основе, карточки с математическими заданиями, сборники задач, справочники и т.п.

3) Учебно-методические пособия для учителя, например, типа «Обучение в 1 классе».

4) Материально-предметные (иллюстративные) модели: инструменты, таблицы, плакаты, модели фигур, диапозитивы, диафильмы и т.п.

5) Технические средства обучения: диапроекторы, телевизионные системы, компьютеры и другие.

К каждому средству обучения и учебному оборудованию предъявляются, прежде всего, следующие требования:

1. Дидактические, т.е. соответствие передаваемой информации учебным программам, учебникам и стимулирование ими познавательных действий учащихся.

2. Методические, т.е. их возможности помочь учителю в применении эффективного метода и приема работы.

3. Эргономические, т.е. их приспособленность к труду учителя и учащихся (доступность, наглядность, комплектность, простота, удобство пользования, надежность функционирования).

4. Эстетические, т.е. красота инструкции, отделки, цветового решения и т.д.

5. Технические, т.е. применение современных материалов и технологических процессов производства, соблюдение заданных научных и научно-педагогических параметров; обеспечение надежности, долговечности и безопасности использования.

6. Экономические, что означает низкую себестоимость и отпускную цену.

Эти требования учителю полезно помнить в том случае, если он сам занимается изготовлением наглядных пособий.

Учебник математики, как основное средство обучения, составляется в соответствии с программой для начальных классов с учетом, прежде всего, принципов построения курса математики и психолого-педагогических требований к процессу обучения. В соответствии с его содержанием разрабатываются остальные средства обучения.

Характеризуя содержание учебников математики, Бантова М.А. и Бельтюкова Г.В. отмечают следующие их особенности (11, с. 24-27):

1) Учебники включают теоретический материал (определения некоторых понятий, свойства, правила, математическая терминология и др.), который располагается в определенной системе в соответствии с программой. Данный теоретический материал является обязательным для усвоения.

2) С теоретическим материалом связаны вопросы практического характера, например, обоснование приемов вычислений, приемов решения уравнений и т.п.

3) Учебник включает систему упражнений для введения новых знаний (подготовительные, целесообразные упражнения), для их закрепления и повторения определенного раздела, всего курса.

4) В некоторых учебниках имеются справочные материалы, куда включены основные вопросы из пройденного, различные таблицы обобщающего характера.

5) В учебниках, в зависимости от системы обучения, имеется определенный иллюстративный материал. Например, в учебниках по традиционной системе обучения в 1 классе иллюстрации даны преимущественно в виде предметных картинок, в 2-3 классах они постепенно заменяются схематическими рисунками, таблицами и чертежами. Такой подход помогает детям постепенно переходить от конкретного к абстрактному.

В учебниках даются образцы записей решения примеров, уравнений и др., что позволяет учащемуся в случае необходимости ими воспользоваться. В зависимости от уровня развития учащихся эти образцы учителем могут быть более детализированы. Например, имеющийся в учебнике запись 7-(2+1)=5-1=4 может быть предложен и в такой форме: 7-(2+1)=7-2-1=5-1=4. Такая детализация особенно полезна для слабых учащихся.

Другие публикации:  Доверенность для руководителя обособленного подразделения образец

В учебниках темы разделены на небольшие, логически законченные части, каждая из которых изучается на одном уроке (принцип поурочной разбивки). Такой принцип используется для большинства уроков. Для уроков закрепления или повторения учитель сам подбирает материал из учебника или же дополнительных пособий.

В материале каждого урока, наряду с упражнениями для изучения и закрепления новых знаний, включены и упражнения для закрепления ранее усвоенных знаний, что позволяет учителю более углубленно работать над развитием тех или иных знаний, умений и навыков. Эти упражнения или задачи, в случае необходимости, могут быть заменены теми, в которых учащиеся больше допускают ошибки или же теми, которые учащиеся по разным причинам усвоили слабо.

На уроке учитель должен стремиться выполнить объем заданий для данного урока. Но это не должно быть сделано по принципу «любой ценой». Без должного усвоения материала продвижение вперед ради выполнения плана дает только отрицательные результаты. В тех случаях, когда учитель не успевает выполнить запланированное, оставшийся материал переносится на следующий урок или частично предлагается в качестве домашнего задания. Если такое продолжается систематически — значит учителю надо пересмотреть свои методы и принципы работы.

В помощь учителю к учебнику каждого класса издаются методические пособия типа: «Обучение в . классе», «Математика в . классе» и т.п. В них дается примерное планирование учебного материала по каждому разделу курса, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по каждой теме и по всему материалу за год, примерное планирование уроков. В некоторых из них также раскрываются методика организации занятий, основные особенности учебника, методика работы с теми или учебными пособиями.

Учителю следует помнить, что постоянное использование готовых поурочных разработок в конечном счете может привести к потере его творчества, что неизменно сказывается в общем интеллектуальном развитии учащихся.

Кроме учебников и названных пособий для учителя и учащихся издаются различные дополнительные пособия: тетради с печатной основой, дидактические материалы для осуществления дифференцированного обучения. Как правило, методика работы с ними обычно описывается в разделе «Введение», «Предисловие» и т.п. соответствующего пособия.

В помощь учителю издаются также методические пособия общедидактического характера (например, типа 77, 78), методический журнал «Начальная школа» и многое другое. Все они позволяют ему своевременно знакомиться с новыми педагогическими и методическими идеями, разработками, с передовым педагогическим опытом.

Виды наглядных пособий. Оптимальный выбор наглядных пособий для использования на уроке, прежде всего, зависит от знания учителем признаков их классификации и конкретных видов.

В методической литературе можно встретить различную классификацию наглядных пособий. Применяемые в начальных классах наглядные пособия можно классифицировать следующим образом:

К натуральным наглядным пособиям относятся предметы окружающей жизни: палочки, макеты, кубики и т.п.

Изобразительные наглядные пособия бывают:

а) образные — предметные картинки, изображения фигур, предметов на плакате, таблицы с изображением предметов;

б) условные (символические) — схематические рисунки, чертежи, опорные схемы и т.п.;

в) экранные — диафильмы, диапозитивы, кино- и видеофильмы.

Общеклассные наглядные пособия — пособия, которыми пользуются одновременно все учащиеся (таблица, плакат и т.д.), индивидуальные — пособия, которыми пользуется ученик в отдельности. Общеклассные и индивидуальные пособия могут быть по содержанию одинаковыми и разными по размерам и наоборот.

Самодельные наглядные пособия могут быть любого вида, указанного в вышеприведенной классификации. К их изготовлению могут быть привлечены как учащиеся, так и родители. При изготовлении должны соблюдаться вышеперечисленные шесть требований к средствам обучения и учебному оборудованию.

Уровень усвоения программного материала и эффективность обучения существенно зависят от рационального использования различных средств наглядности. При их использовании учитель, прежде всего, опирается на восприятие учащимися существенных сторон изучаемого материала и далее развивает их пространственные и количественные представления, память, воображение, речь и логическое мышление.

Используя наглядные пособия на уроках, учитель должен соблюдать следующие условия:

1) количество пособий должно быть необходимым и достаточным;

2) наглядные пособия должны достоверно отображать отношения между изучаемыми объектами.

В обучении математике рекомендуется следующая методика использования наглядных пособий (11, с. 29-31).

При изучении нового материала, учитель часто использует наглядное пособие для раскрытия содержания сообщаемых знаний, т.е. для иллюстрации действий учителя и ученика. Например, при изучении приема вычисления учитель свои объяснения сопровождает действиями с предметами и соответствующими образцами записей. При этом наибольший эффект достигается в том случае, когда учащиеся сами работают с индивидуальными пособиями под руководством учителя или же дублируют его действия. Если же в качестве наглядных пособий учитель использует чертежи на доске, то он одновременно показывает образец выполнения работы в тетради: как расположить чертеж, записи и т.п.

При закреплении изученного материала с наглядными пособиями учащиеся работают сами и объясняют свои действия. Например, при решении примера на вычисление вида 9+4, в случае затруднения, учитель предлагает ученику взять кружки, подойти к наборному полотну и повторить то, что было сделано учителем. В этом случае в работу включаются не только зрительные и слуховые анализаторы, но и двигательные и речевые. При закреплении используются различные справочные таблицы, таблицы для устного счета, плакаты с рисунками для развития математических способностей, рисунки, чертежи и т.п.

В использовании наглядных пособий большую роль играет эмоциональный фон. Если чертежи на доске и в тетради сопровождаются дополнительными цветовыми оттенками, то это усиливает восприятие. Однако, чрезмерное увлечение этим, без особой необходимости, приводит к тому, что на разукрашивание порою расходуется больше времени, чем на выполнение самого задания.

Наглядные пособия могут быть использованы и для проверки знаний и умений учащихся. Например, чтобы проверить, как усвоили дети понятие многоугольника, можно предложить им с помощью палочек сложить многоугольник указанного вида, назвать их номера, рассмотрев соответствующий плакат, диафильм и т.п.

Следует помнить: там, где учащиеся способны усвоить материал без наглядных пособий, их применение иногда играет отрицательную роль: искусственно задерживает их развитие. Другой не менее важный момент: в процессе обучения важно своевременно переходить от предметных, образных наглядных пособий к условной (символической) наглядности.

В опыте работы учительницы начальных классов школы N 587 г. Москвы С.Н. Лысенковой используются опорные схемы, которые представляют из себя краткую запись условия задачи, раскрывают содержание тех или иных понятий, указывают приемы вычислений и т.п. С ними мы встретимся при изложении частной методики.

Опорные схемы в состоянии изготовить каждый учитель. Обычно они выполняются на картонной основе размером не менее 40х50 см. Цифры выполняются черным цветом, кармашки — зеленым, остальные записи — желательно красным цветом. Методика их применения заключается в следующем: по ходу чтения задания в опорную схему выставляются необходимые цифры, исходя из содержания задания и дальнейшие рассуждения ведутся по полученной схеме. В зависимости от ситуации учитель сможет сам продумать другую методику их применения. Опорные схемы могут применяться на любом этапе урока независимо от его структуры как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *