Война и мир лицензия

«Война и мир» | Серия 2

Российской армии удается сдерживать французские войска. Андрею и Николаю не терпится рассказать всем о своих боевых достижениях, но в определенный момент к ним приходит осознание того, что впереди их ждеточеньсерьезная битва. Сам глава государства, уверенный в победе, приезжает в Австрию, чтобы взять на себя командование войсками. Однако умудренный опытом генерал Кутузов, под командованием которого находится Андрей, убежден, что Наполеон готовит ловушку.

Тем временем в России Наташа и ее семья с нетерпением ждут новостей от Николая. Пьер женится на Элен, но никак не может свыкнуться с этим браком. Граф Василий, выдав замуж дочь, начинает задумываться о том, чтобы женить своего сына Анатоля. Они отправляются на встречу с сестрой Андрея, Марией, в поместье князя Болконского. Марию искушает перспектива романа, но ее отец не уверен в намерениях Анатоля.

«Война и мир» 2 том – краткое содержание

Второй том «Войны и мира» освещает события общественной жизни 1806–1811 годов накануне Отечественной войны. Его по праву можно назвать единственным «мирным» во всем романе. Во втором томе автор описывает личные отношения героев и их переживания, затрагивает темы отцов и детей, дружбы, любви и поиска смысла жизни, искусно изображает происходящие в душах персонажей войну и мир. 2 том в кратком содержании по частям и главам можно прочитать онлайн на нашем сайте.

Для более точного понимания сути второго тома значимые цитаты произведения выделены серым цветом .

Краткое содержание 2 тома

Действие первой части второго тома происходит в начале 1806 года. Николай Ростов возвращается в Москву в отпуск. Вместе с ним домой в Воронеж ехал друг Николая Денисов, с которым они служили в одном полку. Ростовы радостно встречают Николая и Денисова. Наташа даже поцеловала Денисова, чем всех смутила.

Ростовы всячески старались окружить Николая любовью. На следующее утро Наташа делится с братом, что Соня (племянница графа Ростова) настолько сильно любит Николая, что готова его отпустить. Юноше нравится Соня, но он не готов ради нее отказаться от множества соблазнов вокруг. При встрече с Соней Николай обратился к ней на «вы», «но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались» . Графиня переживает, что любовь Николая к Соне сломает ему карьеру.

После возвращения из армии Николая хорошо принимают в любом обществе. Он ведет активную светскую жизнь, ездит по дамам и балам. Время до войны и любовь к Соне он вспоминает как ребячество.

В начале марта Ростовы запланировали обед в английском клубе для приема Багратиона. В Москве старались не говорить о поражении в Аустерлицком сражении. Только когда все улеглось, основными причинами называли измену австрийцев, несостоятельность Кутузова, даже упоминали о неопытности самого императора и др. Русскую армию все восхваляли,считая Багратиона героем. О Болконском почти не вспоминали.

3-го марта состоялся праздничный обед, на который пригласили 300 человек. Среди гостей присутствовали Денисов, Ростов, Долохов, Безухов с женой Элен, Шиншин, многие видные люди Москвы.

Появляется долгожданный гость – Багратион. Он «шел, не зная куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене» . Все радостно встретили гостя и, проведя в гостиную, преподнесли ему серебряное блюдо со стихами в его честь. Багратиону было неловко. Не успели прочесть и половины стихотворения, как начали вносить кушанья и все решили, что «обед важнее стихов» .

Во время обеда Пьер сидел напротив Федора Долохова. Безухова мучают мрачные мысли по поводу измены Элен с Долховым, подкрепленные сплетнями и полученным утром анонимным письмом – автор которого иронизировал над тем, что мужчина не видит очевидного. Долохов, смотря на Безухова, предлагает выпить «За здоровье красивых женщин и их любовников» . Пьер вспыхивает и вызывает Федора на Дуэль. Федор рассказывает Ростову «тайну дуэли» – главное идти с четким намерением убить противника. Перед дуэлью Пьер окончательно уверяется в виновности Элен и невиновности Долохова. Несвицкий (секундант Безухова) и Ростов пытаются примирить соперников, но те против.

Дуэль в Сокольниках. Перед дуэлью выясняется, что Пьер не умеет стрелять, однако стреляет первым и попадает Долохову в левый бок. Раненый все равно хочет закончить дуэль, но, теряя силы, не попадает в Безухова. Ростов и Денисов решают отвезти Федора к матери, но тот переживает, что если мать увидит его умирающим, то не перенесет горя. Долохов просит Николая поехать вперед и подготовить мать. Ростов удивлен, что «этот буян, бретер-Долохов, жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат» .

Пьер думает о своей женитьбе и отношениях с Элен. Он обвиняет себя, что женился на нелюбимой женщине. Элен утверждает, что Пьер дурак, если поверил глупым сплетням. Слова жены приводят Пьера в бешенство – «порода отца сказалась в нем» , и с криком «Вон!» он выгоняет Элен. Через неделю Безухов выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями и один уехал в Петербург.

В Лысых Горах получили известие о смерти князя Андрея во время Аустерлицкого сражения, но что тело его не найдено, и он, скорее всего, мертв. Болконский возмущается по поводу войны, что его сын «убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу» . Старый князь просит подготовить Лизу, но Марья решает не расссказывать, пока Лиза не родит.

19 марта начались роды у маленькой княгини. Неожиданно в Лысые Горы приезжает Андрей. Марья не сразу верит, что перед ней Андрей: «бледный и худой и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица» .

Андрей приходит к рожающей жене и видит ее страдания, написанные на лице «Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что я страдаю? помогите мне» . От боли Лиза даже не понимает важности появления мужа перед ней. Во время родов женщина умирает. При отпевании жены «Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть» . Сына назвали Николаем, крестным отцом стал старый князь.

Николай Ростов служит адъютантом при московском генерал-губернаторе. Он сильно сдружился с Долоховым. Мать Федора делится с Ростовым, что ее сын «слишком благороден и чист душою, для нашего нынешнего, развращенного света» , «это высокая, небесная душа, которую немногие понимают» . Долохов же говорил, что знает: его считают злым, но для него это не важно: «Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю» . Часто бывая у Ростовых, Долохов влюбляется в Соню, это не нравится Николаю.

Прощальный обед у Ростовых на третий день Рождества – Николай, Долохов и Денисов после Крещения должны были снова уезжать на службу. Наташа рассказывает Николаю, что Долохов сделал Соне предложение, но она ему отказала. Ростов сердится на Соню, но Наташа уверяет, что девушка обосновала свой отказ тем, что любит другого. Наташа понимает, что ее брат никогда не женится на Соне. Николай говорит Соне, хотя и любит ее, но не может ничего обещать и ей стоит подумать о предложении Федора. Соня отвечает, что любит его как брата и более ей ничего не нужно.

Бал у Иогеля. Наташа радовалась и была влюблена во всех и все вокруг, а Соня была горда собой, ведь отказала Долохову. По совету Николая, Наташа приглашает Денисова, великолепно танцующего мазурку, на танец и сама того не понимая полностью отдается танцу. В конце танца все восхищены их парой.

Федор присылает Николаю записку с приглашением на прощальную пирушку. Долохов холодно встречает Ростова и предлагает сыграть в карты на деньги. Проигрывая, Николай тратил те деньги, которые дал ему отец, попросив экономить, так как Ростовы находятся в трудном финансовом положении. Ростов проигрывает Федору 43 тысячи. Николай понимает, что Долохов специально подстроил его проигрыш: Федор говорит, что причиной проигрыша Ростова стал отказ Сони.

Приехав домой, Николай пребывает в мрачном настроении. Однако очарованный пением Наташи, думает: «Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё-таки быть счастливым…» Николай заходит и развязным тоном сообщает отцу о проигрыше: «С кем это не случалось!» , в душе ненавидя себя и считая подлецом. Однако увидев огорчение графа, просит у отца прощения.

Наташа говорит матери, что Денисов сделал ей предложение, но он ей не нравится. Графиня ошарашена и советует отказать Денисову. Девушка жалеет Денисова, и графиня сама отказывает юноше.

В конце ноября Николай уезжает в армию.

Во второй части второго тома «Войны и мира» Пьер Безухов, едет в Петербург, по пути он останавливается на станции в Торжке. Он задается вечными вопросами, находя единственный ответ: «умрешь — всё кончится. Умрешь и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать» . Мужчина думает о том, что у него много денег, но они не могут прибавить ему счастья и спокойствия души.

В комнату отдыха на станции к Пьеру подселяют соседа: «Проезжающий был приземистый, ширококостый, желтый, морщинистый старик с седыми нависшими бровями над блестящими, неопределенного сероватого цвета, глазами» . Безухова очень заинтересовал сосед, читавший книгу, показавшуюся Пьеру духовною, но он не решается заговорить первым.

Соседом оказался масон Баздеев. Пьер признается собеседнику, что не верит в Бога, но тот уверяет его, что Безухов не знает Бога, поэтому и несчастен. Баздеев проповедует Пьеру идеи масонства. Безухов начинает верить словам этого человека, ощущая радостное чувство обновления, успокоения и возвращения к жизни.

В Петербурге, по совету Баздеева, Пьер уединяется, изучает масонские книги. Безухова принимают в масонское братство. Наставляя, во время церемонии посвящения, масон говорит ему искать источник блаженства в своем сердце, отказавшись от страстей и чувств. Во время заседания по поводу вступления Пьера в ложу, он начинает сомневаться в правильности своего поступка, но тут же возвращает свою веру в идею братства.

Визит князя Василия к Пьеру. Василий уверяет зятя, что Элен невиновна, и предлагает и помириться, иначе Безухов может сильно пострадать. Пьер колеблется, понимая, насколько решающим может быть этот шаг для его жизни. Разозлившись, он выгоняет Василия. Через неделю Пьер уезжает в свои имения.

Элен в Петербурге. Общество принимает ее радушно и с оттенком почтительности, тогда как Пьера все осуждают. Вечер у Шерер, куда приглашен и Борис Друбецкой. Борис теперь состоял адъютантом при важном лице. Он с неприязнью вспоминает о доме Ростовых и Наташе. Друбецкой заинтересовал Безухову и она приглашает Бориса к себе. Юноша становится близким человеком в доме Элен.

Война приближаясь к русским границам. Старого князя Болконского назначили одним из главнокомандующих ополчения. Андрей, живя в Богучарове (части имения Болконских), решает больше не воевать, приняв «должность под начальством отца по сбору ополчения» . Во время болезни маленького Николушки Андрей понимает, что его сын – единственное, что ему теперь осталось.

Пьер едет в Киев, где ведет активную светскую жизнь. Он намерен освободить в своих именьях крестьян, отменить телесные наказания, построить больницы, школы и приюты. Однако для реализации всего этого Пьеру не хватает практической цепкости. В итоге всем заправляет управляющий, а Безухов не осведомлен о реальной, тяжелой жизни крестьян.

Пьер приезжает в гости к Андрею в Богучарово. Безухова поражают перемены в Болконском, его потухший и мертвый взгляд. Пьер делится с другом, что нашел источник счастья жизни – жить для других. Андрей возражает, считая, что жить нужно для себя, «надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной» , «надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти» . Пьер не соглашается.

Пьер и Андрей едут в Лысые горы. Безухов излагает Болконскому идеи масонства, пытается убедить Андрея, что Бог и вечная жизнь существуют. Воодушевленная речь Пьера, не заметно для Болконского, стала началом его перемен к лучшему: «в первый раз, после Аустерлица, он увидал то высокое, вечное небо, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе» .

В Лысых Горах Марья принимает «божьих людей». Беседуя с Пьером наедине, Марья делится своими переживаниями по поводу брата, который носит своего горе в себе. В семье Болконских Пьер всем понравился, после отъезда о нем говорили только хорошее.

Ростов возвращается в полк. Он решает быть «отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком» и постепенно отдать долг родителям.

Русская армия сосредотачивается около Бартенштейна. Солдаты голодают и болеют, из-за чего Павлоградский полк теряет почти половину людей. Весной среди них начинается новая болезнь, проявляющаяся опухолью рук, ног и лица. Причину врачи видят в машкином корне, который едят солдаты.

Денисов отбирает силой транспорт с продовольствием, который везли для пехотного полка. Полученный сухарей хватило на всех солдат, но Денисова вызывают в штаб уладить это дело. Денисов возвращается не в себе, рассказывая, что комиссионером по провизии в штабе является Телятин, которого он, рассердившись, чуть не убил. В штабе на Денисова открывают дело. Из-за ранения Денисов ложится в госпиталь.

После Фридландского сражения между русскими и французами объявлено перемирие.

Николай едет к Денисову в госпиталь. В госпитале эпидемия тифа. После осмотра солдатских палат у Ростова остается тяжелое впечатление: живые лежали рядом с мертвыми на полу, на соломе, на шинелях. Войдя в офицерские палаты, Ростов встречает Тушина, которому отрезали руку, но он не падает духом. Рана Денисова не заживает, поэтому он просит Ростова подать просьбу о помиловании на имя государя.

Ростов едет по делу Денисова в Тильзит. Николай надеется, что ему поможет Друбецкой. Борис обещает помочь, чем сможет, но заметно, что не хочет браться за это дело. Ростов просит знакомого кавалерийского генерала побеседовать с императором о деле Денисова. Государь отказывает в просьбе, так как закон сильнее его.

Проходя мимо площади, Николай становится свидетелем дружеской встречи Александра I и Наполеона, которые общаются на равных. В душе Николая появились страшные сомненья о смысле этой войны, унесшей столько жизней.

В третьей части второго тома Наполеон и Александр объединяют военные силы. Это происходит в 1808-1809 годах. В результате переговоров русские становятся союзниками французов при нападении на Австрию.

Болконский вводит у себя в именьях те положительные реформы, которые задумал, но не реализовал у себя Пьер. Он много читает, становясь одним из самых образованных людей своего времени. Увидев во время поездки в рязанские имения сына старый обломанный дуб, Болконский думает о своей жизни, приходя к выводу, что «ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая» .

Андрей едет к Ростовым в Отрадное. Видя радостную Наташу, ему становится больно, что она счастлива свой отдельной, глупой жизнью, и ей нет до него дела. Вечером, невольно подслушав беседу Сони и Наташи о красоте лунной ночи, Болконский боялся, что Наташа что-то скажет о нем, но ничего не было сказано, и девушки ложатся спать. В душе Андрея «вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни» .

Проезжая обратно через ту же рощу, Андрей находит дуб преображенным и зазеленевшим. Болконский вдруг ощутил беспричинное чувство радости и обновления, подумав, что «Нет, жизнь не кончена в 31 год. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это» .

Князь Андрей в Петербурге. Болконский «возобновил старые знакомства»: «О нем заговорили, им интересовались и все желали его видеть» . У графа Кочубея Андрей встречается со Сперанским, деятельностью которого был очень увлечен. Сперанский предстает человеком спокойным и самоуверенным с неловкими и тупыми движениями, твердым и вместе с тем мягким взглядом и твердой, ничего не значащей, улыбкой. Сперанский приглашает Андрея в гости. Болконский видит в Сперанском «идеал его совершенства, к которому он стремился» . Болконского назначают начальником в комиссии составления воинского устава и комиссии составления законов.

Безухов с 1808 года во главе масонства Петербурга. Пьер всячески заботится и спонсирует развитие масонства, однако через время начинает разочаровываться в истинности движения, поэтому едет за границу, где его посвящают в высшие тайны масонства и дают высшее звание.

Вернувшись в Петербург, на торжественном заседании ложи Пьер говорит, что необходимо действовать. Безухов предлагает собственный план, но его предложение отклоняют. Это заканчивается разрывом отношений Пьера и масонов.

Пьер ощущает сильную тоску. Приходит письмо от Элен (она пишет, что скучает и хочет увидеться), а вскоре и приглашение от тещи, которая зовет Безухова для важного разговора. Поддавшись их влиянию, Пьер примиряется с женой, просит у нее прощения и ощущает счастливое чувство обновления.

Элен в центре высшего общества Петербурга. У Безуховой собственный салон, принятие человека в котором «считалось дипломом ума» . Пьер удивляется тому, как люди не замечают, что его жена глупа. Пьеру неприятно, что у Элен часто бывает Друбецкой, хотя ранее он ему нравился.

Дела Ростовых не улучшились, поэтому они приезжают в Петербург. В Москве семья принадлежала к высшему обществу, тогда как «в Петербурге общество их было смешанное и неопределенное» . Берг (знакомый графа Ростова, офицер) успешно продвинулся по службе. Мужчина делает предложение Вере, и его предложение было принято.

Наташе уже 16 лет. Борис приезжает к Ростовым и увлекается Наташей, видя перед собой повзрослевшую, хорошенькую девушку. Друбецкой понимает, что его интерес к Наташе не остыл, а стал сильнее. Он перестает бывать у Элен, и все дни просиживает у Ростовых. В один из вечеров Наташа делится с матерью мыслями о Борисе, говоря, что он не в ее вкусе. Утром графиня беседует с Борисом и тот больше не появляется у них.

Новогодний бал у Екатерининского вельможи. Наташа очень переживает перед своим первым балом, весь день находится в лихорадочной деятельности.

На балу Наташе все кажется прекрасным, у нее разбегаются глаза. Приезжает Александр І и открывает бал. Андрей по просьбе Пьера приглашает Наташу. Танцуя, Болконский чувствует, что «вино ее прелести ударило ему в голову, он почувствовал себя ожившим и помолодевшим» . Наташа веселится и танцует весь вечер.

После бала Андрей думает, что в Наташе есть что-то «свежее, особенное, не петербургское, отличающее ее» .
Князь Андрей теряет интерес к государственным преобразованиям. Однажды, услышав неестественный смех Сперанского, Андрей видит в нем человека без души и разочаровывается в своем идеале.

Болконский вновь посещает семейство Ростовых, которое кажется ему «составленным из прекрасных, простых и добрых людей» . После вечера Болконскому радостно на душе, но он пока не осознает, что влюбился в Наташу. Андрей вспоминает слова Безухова, что важно верить в возможность счастья. ««Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым», думал он» .

Другие публикации:  Приказ об утверждении годовой график школы

Вечер у Бергов. Среди гостей Пьер, Борис, Андрей и Наташа. Наблюдая за оживленными Наташей и Андреем Пьер понимает, что между ними происходит что-то важное. Вера рассказывает Андрею о детской любви Наташи к Борису.

Болконский проводит целый день у Ростовых. Наташа рассказывает матери о своих чувствах к Андрею, ей кажется, что она полюбила его еще в Отрадном. Болконский делится с Пьером, что влюблен в Наташу и хочет жениться.

Светский раут (торжественный прием) у Элен. Пьер мрачен, ему все кажется ничтожным по сравнению с вечностью, его одинаково гнетут собственное положение и чувства Наташи и Андрея. Андрей делится с другом: «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить. Весь мир разделен для меня на две половины: одна — она и там всё счастье надежды, свет; другая половина — всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…»

Князь Андрей просит у отца разрешения на женитьбу. Старый Болконский ставит непременное условие: отстрочить свадьбу на год.

Болконский говорит графине Ростовой о своем намерении жениться на Наташе. Девушка счастлива, но огорчена отсрочкой. Болконский говорит, что помолвка останется тайной: он дает ей свободу, и если Наташа захочет, через год они поженятся. Андрей каждый день бывает у Ростовых, ведет себя как жених, семейство быстро привыкает к нему. Андрею необходимо уехать. После отъезда возлюбленного Наташа две недели провела в своей комнате, ничем не интересуясь.

Здоровье и характер старого князя ослабели. Вспышки гнева он обрушивает на дочь Марью. Зимой к ним заезжает Андрей, но не говорит сестре о любви к Наташе. Марья пишет Жюли Карагиной, что не хочет верить слухам о намерении Андрея жениться на Ростовой. Марья против этого брака.

Марья получает письмо от Андрея с сообщением о помолвке с Ростовой. Князь просит передать письмо отцу, и похлопотать, чтобы тот сократил назначенный срок. Марья отдает письмо старому князю и тот приходит в бешенство. Марья втайне мечтает забыть о мирском и стать странницей, но не может оставить отца и племянника.

В четвертой части второго тома Николай по просьбе родителей приезжает в Отрадное, так как их дела идут совсем плохо. Юноша вмешивается в хозяйственные дела, но быстро понимает, что смыслит в этом еще меньше, чем отец, и отстраняется от этого. Николай замечает положительные перемены в Наташе, однако недоволен, что свадьбу отложили на год.

Ростовы (граф, Николай, Петя и Наташа) отправляются на охоту. По дороге к ним присоединяется дядюшка, небогатый родственник Ростовых, со своими людьми. Охота на волка. Николай натравливает на него собак, однако героем дня становится крепостной крестьянин Данила, сумевший справится со зверем голыми руками. Продолжая охотиться, Николай знакомиться с Илагиным (соседом Ростовых, с которым семья была в ссоре), перехватившим лису, которую гнал Ростов. Несмотря на вспыхнувшую ненависть к соседу, после знакомства Николай увидел в нем доброго, учтивого барина.

Николай с Наташей гостят у дядюшки в деревне Михайловке. Дядюшка Михаил Никанорыч «имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака» , которому все доверяли и предлагали ему хорошие должности, но он отказывался. Вдохновившись игрой дядюшки на гитаре и его пением, Наташа начинает танцевать русские народные танцы, хотя и не ясно, откуда в ней взялось все это истинно русское. Ростовы возвращаются домой.

Ростовы находятся в критическом финансовом положении. Графиня хочет для поправки дел женить Николая на богатой невесте и прямо пишет Карагиной с вопросом о женитьбе сына на Жюли Карагиной, получает положительный ответ. Николай отказывается от Жюли, сближается с Соней, это злит графиню.

Святки в доме Ростовых. Наташа грустит о женихе, ей все кажется бессмысленным и скучным. Девушка думает, что она стареет и, возможно, когда Андрей вернется, в ней уже не будет того, что есть теперь. Графиня просить Наташу спеть. Слушая дочь, женщина думала, что «чего-то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива» .

Нарядившись в костюмы и веселясь, Ростовы решают поехать к соседям в Мелюковку. В дороге Николай понимает, что любит Соню.

Ростовы возвращаются домой. Вглядываясь в лицо Сони, Николай решает никогда с ней не расставаться. Николай делится с Наташей, что хочет жениться на Соне. Наташа и Соня гадают. Наташа ничего не увидела в зеркале. Соне кажется, что она увидела князя Андрея и еще что-то красное и синее. Наташа боится за возлюбленного и ждет встречи.

Николай говорит матери, что хочет жениться на Соне. Графиня категорично против. Женщина притесняет и упрекает Соню, обвиняя в том, что та заманивает Николая. Графиня и Николай ссорятся. Благодаря Наташе все приходят к соглашению, что Соню не будут притеснять в доме, но Николай ничего не будет предпринимать без согласия родителей.

Николай уезжает в полк, планируя привести в порядок дела и, а потом, вернувшись в отставку, планирует жениться на Соне. Наташа начинает злиться на Андрея, который, пока она его ждет, живет яркой жизнью. Старый граф, Наташа и Соня уезжают в Москву.

Пьер отдаляется от масонства, ведет чрезмерно активную светскую жизнь, общается с «холостыми компаниями» . Не желая компрометировать Элен, мужчина уезжает в Москву, где его радушно принимают. Спасаясь от реальной жизни, Пьер начинает много читать.

Сильно постаревший старый Болконский с дочкой приезжают в Москву, где князь становится центром московской оппозиции правительству. Марье тяжело в Москве, лишенная общения с божьими людьми, она чувствует себя одиноко. Старый Болконский сближается с Бурьен (француженкой компаньонкой Марьи), ухаживает за ней.

На своих именинах старый князь высказывает мнение, что русские будут проигрывать Бонапарту до тех пор, пока будут соваться в дела Европы и искать поддержки немцев. Граф Расторопчин говорит, что Франция стала эталоном и богом.

Марья не замечает учтивости Бориса, который часто к ним приезжает. Пьер расспрашивает Марью о Борисе и говорит, что давно заметил: Друбецкой приезжает в Москву только чтобы жениться на богатой невесте. Безухов спрашивает, пошла бы девушка за Бориса. Марья признается, что бывают минуты, когда она готова выйти замуж за любого. Пьер поражен ее ответом. Марья расспрашивает Пьера о Наташе. Болконская обещает «сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя» .

Борис часто бывает у Жюли Карагиной. Девушка ожидает от него предложения, но его отталкивали ее страстное желание выйти замуж и «ненатуральность» . Анна Михайловна подталкивает сына, говоря, что приданое девушки весьма значительно. Борис делает Жюли предложение. Назначается дата свадьбы и начинаются пышные приготовления.

Граф Ростов с Соней и Наташей останавливаются в Москве у крестной Наташи – Марьи Дмитровне Ахросимовой, которая предлагает помочь с подготовкой приданого для Наташи. Крестная поздравляет девушку с женихом и советует завтра же навестить Болконских с отцом, стараясь понравиться семье Андрея.

Граф Ростов и Наташа приезжают к Болконским. Наташа оскорблена приемом, ей кажется, что Марья делает ей милость. Старый князь входит в халате, делая вид, что не знает о приезде. После приема девушки еще хуже относятся друг к другу. Вернувшись, Наташа плачет.

Ростовы едут в оперу. Наташа думает об Андрее, о том, что ей нет дела до отца и сестры Болконского, главное – это ее любовь к нему. В театре Наташа и Соня привлекают к себе внимание общества. Приезжает и Элен, Наташа восхищается ее красотой.

Начинается опера. Наташа видит в ложе Элен Анатоля – «необыкновенно красивого адъютанта» . Девушка замечает, что Анатоль смотрит только на нее. По приглашению Элен, Наташа приходит в ее ложу. Безухова представляет девушке Анатоля. Наташу поражает, что, несмотря на множество слухов, в Анатоле нет ничего страшного, но почему-то становилось тесно и тяжело в его присутствии. Дома Наташа думает о своих чувствах к Болконскому, понимая, что чистота ее любви исчезла.

Анатоль приехал в Москву чтобы найти хорошую партию (выгодно жениться) и остановился у Безухова. Мало кто знал, что два года назад Анатоль женился на дочери небогатого помещика, но вскоре бросил жену, договорившись с тестем высылать ему деньги, тем самым получив право холостого человека.

Анатоль обсуждает с Долоховым Наташу, говоря, что девушка произвела на него сильное впечатление и он хотел бы «приволокнуться за нею» . Долохов отговаривает Курагина, советуя лучше дождаться ее замужества.

Наташа переживает после визита к Болконским и театра, волнуясь, не нарушила ли своей увлеченностью Анатолем обещания, данного Андрею. Безухова приглашает девушку на вечер, делая это по просьбе Анатоля, который просил свести ее с Ростовой.

Граф Ростов, Наташа и Соня на вечере у Элен. Наташа ощущает себя в странном обществе, в «безумном мире, столь далеком от прежнего, в том мире, в котором нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно» . Анатоль ухаживает за Наташей, во время танца мужчина признается девушке в любви и целует ее. Возвращаясь домой, Наташа думает, что любит и Курагина, и Андрея.

Марья Дмитриевна рассказывает о своем посещении Болконских и советует Ростовым вернуться в деревню, ожидая там Андрея. Наташа против отъезда. Ахросимова передает письмо княжны Марьи – Болконская сожалеет о том, что они плохо приняли Ростовых, и просит не обижаться на отца. Приходит любовное письмо от Анатоля, где он пишет, что больше не может без Наташи. Если девушка согласится, «он похитит и увезет ее на край света» . Наташа думает, что любит Курагина.

Наташа пишет письмо Марье с отказом Болконскому, «пользуясь великодушием князя Андрея, который уезжая дал ей свободу» . После свидания с Анатолем, Наташа говорит Соне о своем намерении бежать с ним. Соня говорит, что девушка погубит себя и решает помешать побегу.

Анатоль обсуждает с Долоховым план побега, включающий их венчание. Долохов пытается отговорить Курагина, но Анатоль не слушается товарища. Похищение Наташи срывается. Долохов первый замечает неладное и помогает Анатолю скрыться.
Намерения Наташи были разоблачены: Марья Дмитриевна заставила Соню обо всем рассказать. Наташа признается крестной, что отказала Андрею. Марья Дмитриевна решает скрыть все от графа.

Марья Дмитриевна вызывает к себе Пьера. Приехав в Москву, Безухов избегал Наташи: «ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая-то судьба постоянно сводила его с нею!» . Марья Дмитриевна сообщает ему о неудачной попытке похищения Наташи Анатолем, разрыве помолвки с Андреем и просит приказать Курагину покинуть Москву. Пьер говорит Ахросимовой, что Анатоль женат.

Безухов находит Анатоля у Элен. Разъяренный Пьер говорит им, что «где вы — там разврат, зло» и требует от Анатоля, чтобы тот отдал все письма Наташи и молчал об их отношениях. На другой день Анатоль уехал в Петербург.

Наташа узнает, что Анатоль женат и пытается отравиться мышьяком. Пьер старается развеять в городе слухи о похищении Ростовой.

Приезжает Андрей и отец вручает ему отказ Наташи. Андрей просит Безухова вернуть Наташе ее письма и портрет. Пьер напоминает другу об их разговоре о прощении падшей женщины, намекая на Ростову. Андрей отвечает: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу» . Видя радость в доме Болконских, Пьер понимает, «какое презрение и злобу они имели все против Ростовых» .

Пьер у Ростовых, он ощущает жалость и любовь к Наташе. В разговоре Безухов случайно выдает себя, сказав: «если бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей» .

По возвращению домой Пьеру «все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал» . Безухов видит комету 1812-го года, предвещавшую нечто ужасное. Однако Пьеру, напротив, «казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе» .

Итоги второго тома

Краткий пересказ второго тома «Войны и мира» позволяет ознакомиться с основными событиями в жизни героев, происходящими параллельно с важными для России историческими событиями – Тильзитским миром между Россией и Францией, а также периодом реформ Сперанского. Предчувствие героями неотвратимых перемен подтверждается появлением в конце романа кометы, повисшей над Москвой, – предвестника «конца света».

Тест по второму тому

После прочтения обязательно проверьте свои знания содержания второго тома этим тестом:

Особенности съемок

Б ольшой кинороман в четырех частях снимался шесть лет — это самая большая работа Бондарчука за всю историю его творчества. Фильм по-своему новаторский, в картине впервые были использованы масштабные панорамные съемки, да и батальные сцены стали настоящей кинематографической находкой. И это одна из первых советских картин, которая в 1969 году получила премию «Оскар» в номинации «За лучший фильм на иностранном языке».

В этой картине Сергей Бондарчук выступил и в роли режиссера, и в роли сценариста (совместно с Василием Соловьевым); он даже снялся в одной из главных ролей, сыграв Пьера Безухова.

Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову, была отобрана Бондарчуком, по воспоминаниям, «за ее распахнутые глаза и естественность каждого движения». На роль претендовали такие уже известные и любимые зрителями актрисы, как Анастасия Вертинская и Людмила Гурченко. Но в результате выбор был сделан в пользу никому не известной юной балерины. Сама Людмила Савельева утверждала, что «себя она Наташей Ростовой не ощущала». Но так или иначе ей удалось создать неповторимый образ юной Наташи. На роль же Болконского был утвержден актер Вячеслав Тихонов, который на тот момент уже был одним из самых известных актеров отечественного кинематографа. А природные холодность и аристократизм делали его наиболее подходящей кандидатурой на роль князя.

Изначально фильм планировали снять к 150-летию Бородинской битвы. Во многом творческую группу подстегивал тот факт, что на экраны уже вышел американский фильм «Война и мир» режиссера Кинга Видора с Одри Хепбёрн в главной роли. И не только вышел, но и был очень тепло принят зрителями. А вот своей экранизации великого романа Толстого в СССР так и не было.

Тогда и поступил госзаказ на съемку эпопеи. Борьба развернулась между маститым режиссером Иваном Пырьевым и тогда еще мало известным Сергеем Бондарчуком. Спор разрешился неожиданно — Пырьев сам отказался снимать киноэпопею. Но смертельно обиделся на Бондарчука и до конца дней с ним даже не здоровался.

Музыку к фильму написал малоизвестный тогда композитор Вячеслав Овчинников, хотя Бондарчук принимал решение долго. В картине изначально планировалось использовать музыку Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, Дмитрия Шостаковича и Георгия Свиридова. Но только работа Овчинникова позволяла в музыкальную канву киноромана включать исторические песни и марши, что по задумке режиссера должно было добавить картине реалистичности.

Роман, а позже и сценарий требовал масштабных батальных сцен и сложнейших декораций. Впечатляет даже сам перечень реквизита: так, для съемок фильма были использованы коллекции 58 музеев страны, свыше 40 предприятий производили вооружение и экипировку — от табакерок до телег.

География съемок была невероятна широка, съемки проходили практически по всему пути Наполеоновской армии, они начинались в Москве и закончились под Смоленском. А для павильонных съемок было построено более 50 объектов декораций.

Лекция о фильме «Война и мир»

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам. Том 2. Часть 5.

  • Наташа Ростова – в пятой части второго тома эта героиня переживает личную трагедию. Сначала она с нетерпением ожидает любимого Андрея Болконского, но затем неожиданно для себя самой влюбляется в ловеласа и интригана Анатоля Курагина, человека коварного, но изображающего из себя влюбленного, который, обольстив наивную девушку, разрабатывает план похищения. Благодаря бдительности подруги и сестры они, а также Ахросимовой Марии Дмитриевне, у которой в то время жила семья Ростовых, коварный замысел не был воплощен в жизнь. Депрессия Натальи была очевидной, девушка сильно болела и даже пыталась отравиться, но получила утешение благодаря верному другу – Пьеру Безухову.
  • Пьер Безухов – богатый граф, хороший друг Наташи Ростовой. Узнав от Марии Дмитриевны о том, что произошло с Натальей, он, недолго думая, находит Анатоля Курагина и ставит ему три условия, стараясь обезопасить девушку от этого коварного человека. Встретившись с Натальей и слыша в голосе девушки искренне раскаяние, Пьер старается утешить подругу и видит «слезы благодарности и умиления на ее лице».
  • Андрей Болконский – в этой части произведения пребывает в отъезде, но, вернувшись в Москву, узнает об измене невесты с Анатолем и решает разорвать с ней все отношения, даже отдав письма и портрет.
    Соня Ростова – подруга и двоюродная сестра Натальи. Очень переживает по поводу связи кузины с Анатолем Курагиным. Старается увещевать девушку, но безрезультатно. Обнаружив записку Анатоля к Наталье, предотвращает план похищения подруги Курагиным.
  • Мария Дмитриевна Ахросимова – помещица, друг семьи Ростовых, трое из которых – отец семейства, Наташа и Соня – временно живут у нее в доме. Это волевая, сильная, гостеприимная, добрая женщина, во всем любящая порядок. Она увещевает Наталью, строго обличая девушку в нехорошем поступке, но старается помочь выйти из затруднительного положения, переживая, чтобы репутация Натальи не была запятнана.
  • Анатоль Курагин – коварный и хитрый молодой человек, действующий только лишь в своих интересах и считающий такое поведение правильным. Он ведет распутный образ жизни, сближаясь с развратными женщинами. Воспользовавшись наивностью и молодостью Натальи, он обольстил юную девушку, и, добившись того, что она влюбилась в него, разработал план похищения, который, к счастью, не удался.
  • Граф Илья Андреевич Ростов – отец семейства Ростовых, добрый человек, заботящийся о своей семье и любящий детей. Переживает по поводу предстоящего замужества Натальи на Андрее Болконском.
  • Князь Николай Андреевич Болконский – в этой части описан как больной старик, который порой ведет себя подобно капризному ребенку. Он категорически против женитьбы Андрея на Наталье Ростовой и предпринимает попытки, чтобы помешать этому браку.
  • Княжна Марья – сестра Андрея Болконского – терпит много унижений и оскорблений от отца, особенно в последнее время, когда тот болеет. Смиряется перед ним, но переживает по поводу отношения к ней самого близкого человека. Находясь в Москве и не имея близких друзей, испытывает чувство одиночества. В глубине души не хочет, чтобы брак между Натальей и Андреем состоялся, холодно принимает Наташу Ростову, приехавшую в их дом для беседы, но затем пишет письмо, в котором раскаивается в таком отношении.
  • Борис Друбецкой – в пятой части второго тома показан как амбициозный и расчетливый молодой человек, желающий удачно жениться на богатой невесте ради денег. Наконец, удача улыбнулась ему, и выгодной партией стала Жюли Карагина, хотя и некрасивая, но очень состоятельная девушка.
  • Жюли Карагина – стареющая светская дама, которая знает, что должна непременно выйти замуж. Получив наследство после смерти братьев, она становится очень богатой, обладающей огромным имением. Вступает в брак с Борисом Друбецким, который женится на ней из-за денег.
Другие публикации:  Наглядные пособия письмо

После того, как Наташа Ростова и Андрей Болконский обручились, Пьер Безухов почувствовал, что продолжать прежнюю жизнь невозможно. Хотя ему нравилась внутренняя работа по самоусовершенствованию.

Помолвка его друзей – Наташи и Андрея, а также смерть Иосифа Алексеевича подкосила душевные силы Пьера, и он предался тоске и депрессии: «перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями…» Увидев, что он скатывается на дно, чтобы не компрометировать свою жену, Пьер решил уехать в Москву, и только там почувствовал себя дома. В этом городе он для всех был родным и желанным, «самым милым, добрым, умным, веселым, великодушным чудаком, рассеянным и душевным, русским, старого покроя, барином. Кошелек его всегда был пуст, потому что открыт для всех». Когда после ужина он поддавался просьбам веселой компании и соглашался ехать с ними, среди молодежи раздавались восторженные крики. Пьер долго не мог смириться с мыслью, что он – отставной московский камергер, и ведет соответствующий образ жизни, который еще семь лет назад презирал. Отчаяние, хандра и отвращение к жизни вроде бы отступили, но вопросы «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» не давали покоя его измученной душе. И он пытался отвлечься от них, либо взяв в руки книгу, либо спеша в клуб поболтать о городских сплетнях. Особенно мучили Пьера вопросы о смысле жизни поутру, когда он просыпался, и тогда он снова искал повод отвлечься – то ли читая, то ли общаясь с гостями.

Николай Болконский приехал в Москву среди зимы, и сразу стал предметом особенного почтения среди жителей города, а также центром оппозиции по отношению к правительству. Он весьма постарел в этот год, признаки были налицо: неожиданные засыпания, забывчивость ближайших событий и яркие воспоминания прошлых лет, детское тщеславие, с которым он принимал роль главы оппозиции. И если в Москве князь Николай чувствовал себя неплохо, то княжна Марья, лишенная прежних радостей, явно страдала. Она не ездила в свет, потому что отец не отпускал от себя, оставила всякую надежду на замужество. Друзей у Марии также не было, новые так и не появились, а в прежних – мадмуазель Бурьен и Жюли Карагиной – она разочаровалась. Особенно неожиданная ситуация возникла с Жюли. Девушки были очень близкими подругами, когда переписывались в продолжение пяти лет, а при личной встрече вдруг стали чужими друг другу. Жюли пребывала в том периоде стареющейся светской барышни, которая чувствует, что настал последний шанс выйти замуж и ее участь должна решиться либо сейчас, либо уже никогда.

Дорогие читатели!! Предлагаем ознакомиться с описанием четвертой части второго тома романа Л. Толстого “Война и мир” по главам.

Бедной княжне Марии в Москве поговорить было совершенно не с кем, не кому излить душу, разделить печаль и горе, которых за этот период прибавилось немало. Приближался срок возвращения князя Андрея и его женитьбы на Наталье Ростовой, но Мария видела, как ожесточен отец против этого брака. Даже разговоры о графине Ростовой выводили старого князя из себя. Кроме этого, был еще один веский повод для переживаний: занятия с шестилетним племянником Николушкой. Княжна Мария, делая с ним уроки, узнавала в себе самой признаки раздражительности своего отца и приходила от этого в ужас.

Девушка каждый раз садясь с ребенком за французскую азбуку, пыталась как можно быстрее вложить в него знания, и если мальчик что-либо не понимал, она повышала голос, вздрагивала, иногда ставила его в угол и сама начинала плакать над своей необузданной грешной натурой. В эти минуты добрый мальчик без позволения выходил из угла и утешал тетю, вытирая ей слезы и нежно гладя по щекам.

Но больше всего удручала Марью раздражительность отца, порой доходившая до крайности, ведь он всегда и во всем унижал ее и вынуждал чувствовать себя виноватой, а бедная девушка, любя папу, старалась во всем ему подчиняться. Шантажируя дочь, он оказывал особенные знаки внимания мадмуазель Бурьен, создавая видимость того, что скоро женится на ней, если его сын Андрей позволит себе вступить в брак с Натальей Ростовой. Это тоже очень ранило Марию. Однажды в присутствии дочери старый князь умышленно поцеловал у мадмуазель Bourienne руку и нежно обняв, прижал к себе, лаская. Реакция Марии была бурной: она сначала рассердилась и выбежала из комнаты, а затем, когда Бурьен зашла в комнату и как ни в чем не бывало стала говорить с ней своим красивым голосом, немедленно отерла слезы и стала кричать на компаньонку: «Это гадко, низко, бесчеловечно — пользоваться слабостью… Уйдите вон из моей комнаты» – и зарыдала». Несправедливая обида душила девушку. На следующий день стало еще хуже: даже прислуге отец приказал подавать кушанье в первую очередь для мадмуазель Бурьен, а нечаянно забывшегося слугу Филиппа немедленно приказал отдать в солдаты.

Унижая дочь, отец потребовал попросить прощения у мадмуазель Бурьен, угрожая выгнать дочь из дома, если она еще раз позволит себе подобные «дерзости». Униженная девушка была вынуждена со смирением исполнить деспотический приказ отца. Добрая княжна, несмотря ни на что, в душе очень жалела своего родителя, ведь видела, насколько он был больным и беспомощным и иногда не отдавал отчет своим действиям. «Он стар и слаб, а я смею осуждать его!» – корила себя Мария.

В 1811 году в Москве проживал очень известный доктор по имени Метивье, хорошо владеющий искусством врачевания. Он был красивым, высоким и кроме того, любезным, как француз. Именно этого человека приняли в домах высшего общества как равного себе. Даже князь Николай Андреевич допустил к себе этого уникального доктора, который посещал его два раза в неделю. Даже в именины князя, когда вся Москва была у подъезда его дома, Николай Андреевич пригласил на праздничный обед только тех, кто был в списке, который он передал княжне. В это самое время доктор Метивье зашел в дом, пренебрегая запретом, на основании того, что он врач. Его пропустила княжна Марья.

Предлагаем проследить путь Пьера Безухова в романе Л. Толстого “Война и мир”

Князь был в плохом расположении духа, и поэтому сильно нагрубил доктору, обозвав его французским шпионом, бонопартовым рабом и выгнал вон. Но больше всего от этого инцидента пострадала Мария, на которую отец, вызвав в свой кабинет, обрушил всю силу гнева. Возмущался он и позже, с озлоблением прокричав в адрес дочери: «И хоть бы какой-нибудь дурак взял ее замуж!»

В два часа начали съезжаться гости – избранные шесть человек. В числе приглашенных были Борис Друбецкой, к которому князь был сильно расположен, и Пьер Безухов. За обедом обсуждали и городские, и политические новости. В продолжение беседы князь Николай рассказал о том, как выгнал Метивье, мотивируя свой поступок тем, что французский доктор не кто иной, как шпион. Хотя причин для такого вывода было явно недостаточно, никто не возражал.

Гости стали поздравлять князя. Подошла и Марья, на которую отец посмотрел сердитым, холодным взглядом, всем видом давая понять, что он не забыл утренний разговор, и решение осталось в силе.

Глава четвертая

В то время, как шла беседа стариков, Мария сидела в гостиной и думала только об одном: не замечают ли гости враждебных отношений между ней и отцом. Погруженная в свои размышления, она даже не обратила внимание на знаки внимания, оказываемые ей Борисом Друбецким. Пьер Безухов пытался обратить внимание княжны на этого неравнодушного к ней молодого человека, но сердце Марьи скорбело о произошедшем утром инциденте. Девушка хотела поделиться пережитым с Пьером, но говорила только о своих опасениях по поводу того, что женитьба Андрея на Наталье Ростовой может поссорить отца и сына. Подсознательно Марии хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбор ее брата, но он сказал о Наталье Ростовой то, что лежало на сердце: «Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать». Княжна Болконская сказала Пьеру о своем плане – сблизиться с будущей невесткой и постараться сделать так, чтобы сердце отца к ней расположилось.

В Петербурге Борису Друбецкому не удалось жениться на богатой невесте, и он решил попытать счастья в Москве. Здесь перед молодым человеком предстал выбор между двумя девушками: Жюли Карагиной, , и княжной Марией. Обе были некрасивыми лицом, но Жюли принимала ухаживания Бориса, в то время как Мария не обращала на него никакого внимания и даже отвечала невпопад.

В то время дом Карагиных был одним из самых богатых и гостеприимных. Жюли старалась быть особенно ласковой к Борису, жалела о том, что он рано разочаровался в жизни, и показала ему свой альбом.

Борис писал девушке стихи и рисовал, она играла ему на арфе печальные мелодии. Молодые люди были связаны какими-то особенными отношениями, и Анна Михайловна Друбецкая радовалась удачной возможности жениться ее сыну на богатой невесте. «Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, — говорила она сыну, — не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее?» Девушка уже давно ожидала предложения от Бориса, но он медлил, сомневаясь в том, по-настоящему ли любит ее. Наконец, Жюли не выдержала и предприняла попытку вызвать ревность своего жениха, сделав вид, что флиртует с Анатолем Курагиным. Расчет оказался верным – Борис сделал предложение девушке, заверив, «что он любит ее и никогда ни одну женщину не любил более ее». Жених с невестой стали готовиться к свадьбе.

Илья Андреевич вместе с Наташей и Соней приехали в Москву. Главу семейства Ростовых ждали здесь каждый день, но графиня по причине болезни не имела возможности последовать за мужем. Так как стояла зима, и в доме Ростовых не топилось, было принято решение временно остановиться у гостеприимной Марии Дмитриевны Ахросимовой, которая жила одна: дочь ее вышла замуж, а сыновья были на службе.

Мария Дмитриевна имела твердый, волевой характер, была прямолинейной и решительной, и когда видела в других слабости или пороки, упрекала за них. Активная и целеустремленная, она с утра занималась домашним хозяйством, затем ездила по праздникам к обедне, оттуда – в остроги и тюрьмы, где у нее были дела, о которых она никому не рассказывал; а за обедом принимала гостей, которых каждый день бывало по несколько человек. На ночь Мария Дмитриевна читала газеты и книги, а также вязала.

Ростовы приехали поздно вечером, но Мария Дмитриевна еще не легла в постель. Со строгим и недовольным видом она смотрела на входящих, и если бы в это время, заботясь о гостях, Мария Дмитриевна не отдавала указания слугам по поводу того, как разместить их, можно было бы подумать, что она озлоблена и сейчас выгонит приезжих. Когда Ростовы, переодевшись после дороги, пришли пить чай, хозяйка дома по порядку перецеловала всех. Мария Дмитриевна была рада всей душой, что они приехали и остановились в ее доме. На следующее утро хозяйка дома подозвала к себе Наташу и стала одобрять ее выбор по поводу Андрея Болконского, радуясь тому, что эти молодые люди решили соединить свои судьбы. Опасаясь того, что отец Андрея против этого брака, Мария Дмитриевна настоятельно советовала Наталье набраться терпения и войти в семью смиренно и с любовью.

Несмотря на видимую застенчивость, в глубине души Наташе было неприятно, что посторонние люди вмешиваются в ее личную жизнь. Она любила и считала себя любимой, а кроме этого, ничего не хотела знать.

На следующий день Илья Андреевич вместе с Наташей отправились к князю Николаю Андреевичу. Конечно же, граф боялся предстоящей встречи с отцом Андрея Болконского, вспоминая неприятный инцидент во время последнего свидания. Наталья же, уверенная, что ее непременно полюбят в этой семье, наоборот, была веселой и спокойной: «Я так готова сделать для них все, что они пожелают, так готова полюбить его — за то, что он отец, а ее за то, что она сестра, что ни за что им не полюбить меня!»

Когда они подъехали к дому Болконских, Наташа заметила смятение в поведении отца. Он стал суетиться и робко спросил лакея, дома ли князь и княжна. Между слугами возникло смущение, они, перешептываясь, побежали докладывать о визите и, наконец, гостям доложили, что князь принять не может, а княжна Мария ждет их у себя. Вопреки ожиданиям Наташи, девушка не понравилась княжне, показавшись ей тщеславной и легкомысленной. В глубине души Мария заранее, еще не увидев Наталью, уже относилась к ней предвзято, и причиной этому была зависть. Ведь невеста ее брата была жизнерадостной, миловидной, счастливой, к тому же молодой и красивой, и это тоже вызывало зависть. Кроме того, княжна Мария ревновала брата к будущей невестке. Илья Андреевич, не желая встречаться с князем Николаем, придумал предлог и уехал к Анне Семеновне, на собачью площадку. Как ни пытался он скрыть от дочери истинные мотивы своего поступка, Наташа поняла, страх и беспокойство отца и почувствовала себя оскорбленной. Встрече Натальи и Марии наедине мешала мадмуазель Бурьен, упорно не желающая выходить из комнаты. Обстановка была накаленной. Вдруг неожиданно вошел князь Николай и ироничным тоном стал говорить: «сударыня, графиня… графиня Ростова, коли не ошибаюсь… прошу извинить, извинить… не знал, сударыня, что вы удостоили нас своим посещением…» – и вскоре удалился. К сожалению, ни Наташа, ни княжна Марья не смогли в такой обстановке начать разговор об Андрее, и расстались разочарованными друг другом.

К обеду Наташа вышла с красными от слез глазами, но Мария Дмитриевна сделала вид, что не заметила расстроенного лица девушки.

Мария Дмитриевна достала билет в оперу для Ростовых, и, хотя Наталья не хотела ехать, но все же была вынуждена уступить желанию хозяйки дома, где они находились, ведь та была так ласкова с ней. Девушка рассматривая себя в зеркале, понимала, что она красива, но так одинока. Тоска об Андрее все более и более сжимала сердце. Девушка жаждала не только мечтать о любимом человеке, но и обнимать его, и слышать от него слова любви, которые подтверждали бы ее надежду на скорое будущее счастье с дорогим человеком. Забывшись в своих мечтах, она, задумчиво глядя на красоту природы, ехала в карете в театр. В своих мечтах Наталья была рядом с любимым. Карета Ростовых медленно подъехала к театру. Подбирая наряды, из нее поспешно выскочили Наташа и Соня, поддерживаемый лакеями граф – и все трое направились в бенуар, откуда уже слышались звуки музыки. Некоторые дамы окидывали Наташу завистливыми взглядами, и она внезапно ощутила давно забытое чувство удовлетворения от того, что множество глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вызывая милые сердцу воспоминания, волнения, ощущения. Все, кто знал о сговоре Наташи с князем Андреем, проживавшим с тех пор в деревне, с любопытством рассматривали одного из самых перспективных женихов России.

Когда Наташа жила в деревне, она похорошела, а легкое волнение, покрывавшее румянцем щеки девушки, делало ее в этот вечер особенно прекрасной. В ней чувствовалась полнота жизни, но равнодушное отношение ко всему окружающему поражало. Сидя в бенуаре, девушки беседовали между собой. Входивший в ложу к Ростовым Шиншин сообщил, что Друбецкой сделал предложение Жюли. Проследив за взглядом отца, Наташа увидела напомаженную, обсыпанную толстым слоем пудры с жемчугами на толстой шее Жюли, счастливо восседавшую рядом со своей матерью. Рядом сидел счастливый, улыбающийся Борис. Наклонившись к невесте, он что-то нежно нашептывал ей, исподлобья глядя при этом на Ростовых. На душе у Натальи стало неприятно. «Они говорят про нас, про меня с ним! — подумала Наташа. — И он, верно, успокаивает ревность ко мне своей невесты. Напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела». Сзади со счастливым лицом сидела Анна Михайловна. В их ложе чувствовалась атмосфера праздника, которую очень любила и знала Наталья. И вдруг все унижения утреннего посещения всплыли в памяти. На какое-то мгновение она возмутилась в душе из-за того, что княжна Мария и ее отец не хотят принимать ее в свое родство, но затем успокоилась и продолжала рассматривать посетителей в партере, в одном из которых узнала Долохова, в шикарном костюме и с модной прической. Он стоял на самом видном месте театра и наслаждался всеобщим ободрением самой блестящей московской молодежи, лидируя среди них.

Высокая и стройная дама со слишком оголенными плечами и шеей, украшенной жемчугами, с длинной черной косой вороного крыла вошла в соседний бенуар. Наталья невольно залюбовалась красотой осанки, плеч и украшений. Обернувшись, дама встретилась глазами с графом Ильей Андреевичем, улыбаясь ему и кивая в знак приветствия. Это была графиня Безухова. Илья Андреевич любезно заговорил с ней: «Давно пожаловали, графиня? Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам, да вот и девочек своих с собой привез».
Усевшись на место, Илья Андреевич тихо сказал Наталье: «Ну как, хороша?» «Прекрасна, – ответила девушка. – Влюбиться можно!» В это время отзвучали последние аккорды увертюры и все замолкло. После поднятия занавеса все, кто был в ложах и в портерах, мужчины в мундирах и во фраках и женщины в драгоценных каменьях на оголенных телах с любопытством устремили свои жадные взоры на сцену. Смотреть стала и Наталья.

В девятой главе описывается происходящее на сцене театра. Там «были ровные доски посередине, с боков стояли крашеные картоны, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках». Артисты выступали и пели оперную песню. Наташе все казалось неестественным, даже люди, смотрящие на сцену, по ее мнению, улыбались как-то притворно. Вдруг открылась входная дверь, и послышались шаги запоздавшего мужчины. Наташа повернулась в ту сторону и увидела очень красивого адъютанта. Это был Анатоль Курагин. Он подошел к своей сестре Элен и спросил что-то, при этом указав на Наталью. Девушка догадалась, что речь шла о ней, и это доставило ей удовольствие. Ей даже не приходило в голову, что Анатоль может замыслить что-нибудь плохое.

Другие публикации:  Молитва возврат собаки

В ложу Ростовых пришел также и Борис Друбецкой, который передал Ростовым от лица Жюли Карагиной приглашение на их свадьбу. Перед началом второго акта в партере появился Пьер Безухов, который еще более потолстел по сравнению с первым разом. Лицо его было грустно. Он, не замечая окружающих, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к Пьеру и стал говорить что-то, указывая на место, где была ложа Ростовых.

После окончания второго акта Элен подошла к Илье Андреевичу, поманила его к себе и, не обратив внимания на тех, кто вошел к ней в ложу, стала любезно разговаривать с графом. Она попросила его позволить Наташе посидеть остальную часть спектакля в ее ложе, чтобы лучше познакомиться с девушкой. Следующую часть представления Наташа смотрела с удовольствием.

Во время антракта в ложу к Элен вошел Анатоль Курагин. Графиня Безухова представила Наталье Ростовой своего брата, который, вопреки мнению окружающих, произвел очень хорошее впечатление на девушку, ведь, как ей казалось, у этого мужчины была «самая наивно-веселая и добродушная улыбка». Наташа знала, что молодой человек восхищается ею и через несколько минут, неожиданно для себя самой, почувствовала себя близкой к нему, не чувствуя преграды между собой и Анатолем.

Только оказавшись дома, Наташа стала обдумывать все, что произошло с ней в театре и, вспомнив о князе Андрее, ужаснулась. Выбежав из комнаты, где все пили чай, она воскликнула: «Боже мой, я погибла!»

Наташа долго сидела, закрыв лицо руками, и старалась дать себе отчет в том, что же все-таки с ней случилось. Но все казалось неясным и страшным. Совесть мучила девушку, и она ночью, оставшись одна, старалась справиться с нахлынувшими на нее мыслями, спрашивая себя: «Погибла я для любви Андрея или нет» – но так и не находила ответа на свой вопрос.

Глава одиннадцатая

Отец отослал Анатоля Курагина из Петербурга, потому что сын погряз в долгах. Князь Василий согласился погасить половину из них, но поставил условие, чтобы Анатоль ехал в Москву и принял должность адъютанта. Курагин согласился и остановился у Пьера Безухова, который принял его сначала неохотно, но затем привык к обществу такого взбалмошного молодого человека и даже давал ему деньги, под предлогом займа.

Анатоль и в Москве проявлял себя как ловелас, интриган и не пропускал ни одного кутежа. Но никто, кроме самых близких друзей, не знал, что он два года назад женился на дочери одного помещика, во время того, как их полк стоял в Польше.

Этот молодой человек был всегда доволен собой, и убежден в том, что создан для того, чтобы иметь тридцать тысяч дохода в год и занимать высшее положение в светском обществе. Он уверял в этом и себя, и других, и занимал деньги у людей, даже не думая при этом отдавать долги. Анатоль не был ни игроком, ни тщеславным, ни скупым, ни честолюбивым человеком, и в душе считал себя безукоризненным. Но он очень любил веселье и женщин, считая, что вполне имеет право на такую жизнь, потому что в этом нет ничего неблагородного.

Анатоль искренне любил Долохова за его ум и удальство, но этот хитрый человек использовал Анатоля в своих личных целях, забавляясь и управляя им. Наталья Ростова произвела сильное впечатление на Курагина, и он стал обсуждать ее достоинства с Долоховым, не зная наперед, что может выйти из этого ухаживания.

Глава двенадцатая

На следующий день после посещения театра Ростовы никуда не ездили, и никто не приезжал к ним. Мария Дмитриевна переговаривалась с отцом Наташи, что-то скрывая от нее самой. Девушка догадывалась, что речь шла о старом князе, и они придумывали какой-то план.

Наталья истомилась в ожидании князя Андрея, уже два раза посылала дворника узнать, не приехал ли ее возлюбленный. Ей было тяжело. К тоске по любимому прибавились неприятные воспоминания о встрече с княжной Марией, а также с князем. Кроме того, ее до сих пор мучила совесть, не виновата ли она перед Андреем в том, что позволила себе общаться с Анатолем Курагиным и обольститься его обаянием.

Мария Дмитриевна любила воскресные дни и любила их праздновать. В этот день недели дом был вычищен, никто не работал, все люди были наряжены и пользовались благорасположением помещицы.

В этот раз Мария Дмитриевна решила поехать к князю Болконскому поговорить по поводу Наташи. А к Ростовым приехала модистка от мадам Шальме, и довольная Наташа стала примерять новые платья. Вдруг в комнату вошла графиня Безухова и сказала: «О, моя восхитительная!» Элен пригласила Илью Андреевича с девушками на декламацию m-lle Georges и взяла слово, что они обязательно будут. Наташа почувствовала себя счастливой, ведь похвалы Элен были ей приятны. Но графиню забавляла мысль о том, чтобы свести наивную девушку с Анатолем. Ее слова о том, что брат влюбился в Наталью, ввели девушку в краску, но она не насторожилась, а наивно посчитала, что все происходящее «просто и естественно».

Мария Дмитриевна вернулась к обеду грустной, было очевидно, что от князя Николая она не добилась положительного ответа. По поводу приглашения графини Безуховой Мария Дмитриевна сказала: «Если обещала – поезжай, развеешься», хотя ей и не нравилась графиня Безухова».

Глава тринадцатая

Илья Андреевич повез племянницу и дочь к графине Безуховой. На вечере было много людей, но все они отличались вольным обращением.

Анатоль ожидал у двери, когда войдут Ростовы. Поздоровавшись с графом, он пошел за Натальей. Девушку охватило чувство тщеславного удовольствия, что она нравится Курагину, и страха от отсутствия нравственных преград между ними. M-lle Georges читала стихи по-французски, публика восхищалась декламацией.

После первого монолога граф Ростов с дочерьми хотел уехать, но Элен просила не испортить бала. Анатоль пригласил Наталью на танец, и во время вальса признался ей в любви. Девушка возражала, что она обручена и любит другого, но Курагин не огорчился и не смутился этим. Перед Натальей возникла дилемма: что делать. Ведь она любила и князя Андрея Болконского, и Анатоля Курагина. Она не могла найти ответов на эти страшные вопросы.

Глава четырнадцатая

Пришло утро, принеся с собой заботу и суету. Мария Дмитриевна снова позвала к чаю. Наталья с беспокойством оглядывалась на всех и старалась быть такой жизнерадостной, как всегда.

После того, как завтрак окончился, Мария Дмитриевна подозвала к себе Наталью и Илью Андреевича и рассказала о беседе с князем Николаем, акцентировав внимание на том, что старик не хочет смириться с тем, чтобы разрешить сыну жениться на Наталье Ростовой. Мудрая женщина предложила ехать в Отрадное и там ждать приезда Андрея, мотивируя тем, что он уговорит отца и приедет к ним. Закончив разговор, Мария Дмитриевна передала письмо от княжны Марьи. Наташа резко сказала: «Она не любит меня», на что хозяйка дома, повысив голос, возразила: «Вздор не говори!» Девушка взяла письмо и пошла в свою комнату, и по мере того, как читала, начинала понимать, что княжна Мария желает ей только добра. Она села, чтобы написать ответ, но в душе девушки происходила непонятная борьба: надо ли отказать Андрею в связи с тем, что у нее появился другой жених, или нет.

Наташа переживала, неужели все кончено и она так быстро, оставив первую любовь, воспылала чувствами к другому. Она знала, что должна выбирать, однако, понимала, что без одного из обеих не может быть вполне счастлива.

Глава пятнадцатая

Когда Соня вернулась поздно вечером, она увидела, что ее кузина Наталья, не раздевшись, спит на диване, и заметила лежащее на столе открытое письмо от Анатоля. Взяв его, она стала читать любовные строки, адресованные подруге, а, вникнув в смысл происходящего, заплакала. «Неужели она разлюбила Андрея Болконского?» – спрашивала себя Соня. – Как могло зайти так далеко?» Она никак не могла поверить, что ее любимая подруга и сестра способна на подобное предательство, тем более, знала, что Анатоль – нехороший человек, но все же надеялась, что это ошибка. Признание Наташи еще больше смутило и расстроило Соню. Она грозилась рассказать об этом, чтобы предотвратить беду, но Наталья пригрозила: «Ежели ты расскажешь, ты мой враг», а затем начала искренне уверять Соню, что не может жить без Анатоля, потому что любит его. Девушки чуть было не поссорились.

В пятницу Ростовы должны были отправляться в деревню. Перед отъездом Курагины позвали эту семью на большой обед, где Анатоль снова оказывал знаки внимания Наталье. Уже вечером опять произошло объяснение с Соней, и вновь девушки спорили: Наташа уверяла, что Анатоль – хороший, и она его любит, а Софья не могла понять, как ее подруга могла так быстро изменить Болконскому. Наконец она произнесла: «Я боюсь, что ты погубишь себя», но ослепленная любовью Наталья воспротивилась этим словам.

Хотя, поссорившись, девушки не разговаривали, но Соня наблюдала за Натальей в течение нескольких дней, и вдруг ее пронзила страшная догадка: Наташа может сбежать с Анатолем. Она обдумывала, как помочь кузине в этой сложной ситуации, чтобы та не наделала глупостей, но не знала, что предпринять и что будет правильным.

Глава шестнадцатая

В последнее время Анатоль Курагин поселился к Долохову. Был тщательно продуман план по похищению Натальи Ростовой. В десять часов вечера девушка должна была выйти к Курагину на заднее крыльцо и сесть в приготовленную тройку, чтобы ехать в село Каменку, где их обвенчает священник. После они на почтовых должны были скакать за границу. У Анатоля были все документы, кроме того, десять тысяч, которые он взял у сестры, и десять тысяч рублей, которые он занял. Курагин и Долохов готовились к побегу.

Глава семнадцатая

Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вышел одетым. Он прощался с Долоховым, а также со своими товарищами, думая, что уезжает от них навсегда. У крыльца стояли две тройки, двое ямщиков держали их. Но план по похищению Натальи провалился. Когда Анатоль заехал во двор и вбежал на крыльцо, его встретил лакей Гаврило и попросил пожаловать к барыне. Долохов закричал: «Курагин, назад!» Борясь с дворником, который пытался запереть за вошедшим Анатолем калитку, Федор «последним усилием оттолкнул дворника и, схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке».

Глава восемнадцатая

Мария Дмитриевна застала заплаканную Соню в коридоре и заставила ее во всем признаться. Она перехватила записку Натальи, прочитала ее, и, зайдя в комнату, выругала девушку и заперла ее на ключ, отдав приказ дворнику пропустить в ворота людей, которые придут, но ни в коем случает не выпускать их. Сама же хозяйка дома села в гостиной, ожидая похитителей. Когда Гаврило пришел доложить, что Курагин и Долохов убежали, она долго обдумывала, что же делать дальше, и в двенадцатом часу ночи решила зайти в комнату Натальи. Удрученная девушка «лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась». Мария Дмитриевна стала возмущаться: «В моем доме любовникам свидания назначать!» Наталью душили рыдания. Никакие увещевания не помогали девушке, как ни старалась вразумить ее Мария Дмитриевна: ни то, что отец может вызвать Анатоля на дуэль, ни то, что узнает Андрей. Наталья злилась на всех за то, что не дали сбежать с Курагиным. «Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете!» – кричала она.

Когда на следующий день Илья Андреевич приехал к завтраку, ему сообщили, что Наталья заболела вчера, что посылали за доктором, но сейчас ей лучше. Истинную причину нездоровья Натальи скрыли от отца. Поездка в деревню откладывалась.

Глава девятнадцатая

Пьер Безухов собирался уехать куда-нибудь из Москвы, лишь бы только не видеться со своей женой. Впечатление, которое произвела на него Наташа Ростова, заставило его поторопиться исполнить свое намерение, и Пьер отправился в Тверь.

Вернувшись обратно в Москву, Безухов получил письмо от Марии Дмитриевны, которая приглашала его к себе по очень важному делу, которое касалось Андрея Болконского и его невесты. Безухов недоумевал, какое он имеет отношение к происходящему. Когда он шел к Марии Дмитриевне, его окликнул Анатоль Курагин.

Придя к Ахросимовой, Пьер обратил внимание на Наталью, которая почему-то сидела со злым и бледным лицом. Девушка, увидев его, вышла из комнаты. Мария Дмитриевна, взяв с Пьера слово молчать обо всем, что он услышит, рассказала ему о произошедшем на днях с Натальей. Удивленный Пьер слушал, не веря своим ушам. Он не мог себе представить, как Наталья могла изменить Андрею Болконскому, променяв его на Анатоля Курагина, человека глупого и к тому же, женатого; да еще так влюбиться, что согласиться сбежать с ним из дома.

Хорошее впечатление о Наташе, которую он знал с детства как милую и добрую девочку, не могло соединиться в его понимании с новым представлением о ней как о глупой, жестокой и низкой.

Пьер, по настоянию Марии Дмитриевны, признался Наталье, что Анатоль Курагин был женат.

Глава двадцатая

Пьер не остался на обед, а поехал искать Анатоля Курагина, при упоминании о котором кровь приливала к его сердцу и перехватывало дыхание. Но Курагин в то время, как Пьер спрашивал знакомых, где его можно найти, был у Долохова, с которым совещался по поводу того, как поправить испорченное дело, и хотел для этого воспользоваться связями сестры Элен.

Пьер, напрасно объездив всю Москву, нашел Анатоля Курагина у графини Безуховой. Не обращая особого внимания на супругу, он вошел в гостиную и обратился к Анатолю, сказав, что им нужно поговорить. Когда Безухов и Курагин остались наедине, разгневанный Пьер «схватил своей большой рукой Анатоля за воротник мундира и стал трясти из стороны в сторону до тех пор, пока лицо Анатоля не приняло достаточное выражение испуга». Он, убедившись в том, что у Курагина есть письма Натальи, поставил ему три условия. Во-первых, он должен был отдать письма, во-вторых, уехать из Москвы на следующий день, в-третьих, не должен был говорить, что произошло между ним и Натальей никому. «Обещать девушке жениться на ней… обмануть, украсть… Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка. » – возмущался Пьер. Но Анатоль сказал, что никому не позволит называть его подлецом, и попросил забрать свои слова обратно, если Пьер хочет, чтобы поставленные условия были исполнены. Безухов согласился. На следующий день Анатоль Курагин уехал в Петербург.

Глава двадцать первая

Пьер поехал к Марии Дмитриевне, чтобы сообщить, что ее желание удовлетворено, и Курагин уехал из Москвы. В то время Наталья была в жутком состоянии: когда она узнала, что Анатоль женат, попыталась отравиться мышьяком. Девушку вовремя спасли, но о том, чтобы ехать в деревню, не могло быть и речи.

В это время Пьер Безухов отовсюду слышал разговоры о попытке похищения Натальи Ростовой и старался их опровергнуть, настаивая на мнимой версии о том, что Анатоль сделал предложение девушке, но получил отказ. Он думал, что нужно во что бы то ни стало восстановить репутацию Наташи, и делал это с упорством.

Князь Николай знал о том, что случилось из слухов, ходивших по городу, которые доносила ему мадмуазель Бурьен. Он прочитал письмо, адресованное Марии, в котором Наталья отказала Андрею, и, казалось, был веселее обычного, со дня на день ожидая сына.
Приехав в Москву, князь Андрей сразу получил от отца неприятную для него записку с подробностями отказа. Рассказывая о произошедшем, князь Николай намного приукрашивал действительность.

Пьер Безухов, приехав к Андрею, предполагал, что его друг от всего услышанного будет в такой же депрессии, как и Наталья, но был очень удивлен тем, что Болконский-младший пребывает в хорошем расположении духа и даже разговаривает на отвлеченные темы. Обрадовались такому повороту событий и княжна Мария, и князь Николай.

Но настроение князя Андрея было показным. Когда он остался наедине с Пьером, то передал ему письма Натальи и портрет, попросив отдать их графине. Безухов сообщил, что его бывшая невеста очень больна и была при смерти. Но Андрея не тронули эти слова, он считал Наталью падшей женщиной, недостойной его прощения, и злился на нее.

Глава двадцать вторая

В тот же вечер Пьер Безухов поехал к Ростовым для того, чтобы выполнить поручение Андрея. Наташа была в постели, и поэтому ему пришлось отдать письма Соне, а самому пойти к Марии Дмитриевне, которая очень интересовалась, как князь Андрей воспринял печальную новость о том, что произошло между Наташей и Анатолем. В это время вошла Соня и сообщила, что Наталья непременно хочет видеть Пьера Кирилловича. Он вошел в гостиную и увидел девушку, исхудавшую, с бледным, измученным и строгим лицом, но не пристыженную, как предполагалось ранее. Между ними состоялась беседа, в ходе которой Наталье стало плохо, и, задыхаясь, она просила передать, что просит прощения у князя Андрея. Видно было, что девушка горячо раскаивается в своем поступке, очень сожалея о нем, и Пьеру стало очень жалко Наталью, и он стал утешать ее такими словами: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей». Подобное признание вызвало слезы умиления и благодарности. Девушка посмотрела на Пьера и вышла из комнаты. Этот взгляд, на долгое время запомнившийся Безухову, согревал его по дороге домой. Он радовался новому, расцветавшему чувству, появившемуся в его ободренной душе.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *