Проблемы собственности приватизация государственной собственность

Разгосударствление и приватизация собственности

Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

Под разгосударствлением понимают сокращение удельного веса государственной собственности в общем ее объеме. Во времена функционирования в нашей стране командно-административной системы хозяйства государственная собственность занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности.

Приватизация собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации:

  • обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
  • демонополизация производства;
  • балансировка доходов различных групп и слоев населения;
  • перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
  • развитие фондового рынка.

Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации:

  • продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
  • продажа предприятий на аукционе;
  • продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
  • выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.

Этапы приватизации в России

Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.

Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:

  • сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);
  • введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).

Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.

Второй этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.

В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.

Социально-экономические последствия приватизации в России

В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.

Многие авторы по-разному определяют понятие «приватизация». Приватизация в классическом словарном понимании — это отход от доминирования государственной собственности и переход к частной собственности.

Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер. Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.

Приватизация — это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.

Приватизация в России — более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои права собственности, должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и рыночную экономику.

Сущность приватизации

Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.

Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Задачи приватизации

Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:

  • повышение эффективности предприятий
  • сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
  • увеличение поступлений в бюджет
  • ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
  • борьба с монополиями на рынке
  • расширение рынка заемных капиталов
  • увеличение платежеспособности и инвестиций населения
  • привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
  • сокращение профсоюзного движения
  • создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Проведение и результаты приватизации в России

При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

Другие публикации:  Вернуть деньги за товар в связном

Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:

  • широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован;
  • увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло;
  • инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий;
  • в некоторых отраслях свое конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить.

На практике приватизация государственной собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.

В федеральный бюджет поступило в 1992 г. 0,04 млрд р. Предоставление отсрочки платежа и рассрочки до трех лет, широко используемое в тот период, и значительные темпы инфляции (около 1300 % в 1992 г.) дает основание считать, что средства от приватизации в формировании доходов бюджетов составили несущественную долю.

Характерной особенностью разгосударствления в России является массовый характер и продажа государственной собственности по минимальным ценам.

В структуре российской собственности в качественном плане является весьма специфическим преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» — работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, продажа ее лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства. Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов — миноритарных акционеров.

Если принимать во внимание опыт иностранных государств, в том числе и Восточной Европы, то для России следует применять следующую модель:

  • Акции может купить практически любой человек данной страны.
  • Приватизация должна проводиться гласно и удовлетворять экономические потребности всех групп населения.
  • Государство от продажи должно получить реальные денежные средства, которые пойдут на развитее экономики.
  • Соблюдение и контроль законов.
  • Системное повышение конкурентоспособности предприятий.

На практике эти идеи не были учтены, главным была скорейшая приватизация. В результате отсутствия профессионализма и неприменения опыта других стран произошло резкое снижение валового внутреннего продукта, продолжавшееся в течение ряда лет, резко перестроилась сама структура экономики и производства, а также увеличилось социальное неравенство. Социальное неравенство выражалось разрывом минимальной и максимальной заработной платы, способом получения денег и получением на данные средства необходимых благ.

В настоящие время нельзя изменить итоги приватизации, поэтому главным для предприятий, отраслей и экономики становится постприватизационное их развитие. Данное обстоятельство позволит решить ряд проблем, связанных с кризисными явлениями, нестабильным функционированием, выявлением слабых и сильных сторон, особенностей реструктуризации, необходимостью обновления и реинжиниринга.

ВВП России во время проведения приватизации резко уменьшился. Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество (рисунок).

Применялась методика оценки в ходе приватизации, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка не проводилась фактически вообще. Эффективность деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.

К достижению предполагаемых целей, которые были определены в государственной программе приватизации, формальное разгосударствление и передача анализа и контроля над собственностью в частные руки не привели. Некоторые из целей заключались в формировании «эффективного собственника», создания социальной и стабильно ориентированной рыночной экономики страны.

Приватизация выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции, которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников, что усилило противоречия между населением.

Социальная и экономическая эффективность приватизации в России оказалась низкой. Не был соблюден учет интересов и прав большинства слоев населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества (таблица).

Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам граждан России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность же населения, которая живет за чертой бедности, остается стабильно высокой и составляет около 1/5 населения страны. Однако наметились положительные перспективы, которые постепенно увеличивают средний класс страны.

Предоставление сотрудникам организаций льгот при приватизации государственных предприятий, в особенности высокодоходных, связанных с эксплуатацией национальных богатств России (нефтехимия, нефтегазовая отрасль, лесная, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность. цветная металлургия), привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких предприятий и резкому падению уровня жизни остальных слоев населения, не связанных с данными производствами (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).

В рамках приватизации предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные аспекты.

Согласно «децильному» коэффициенту, который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г. от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза. Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7. В результате произошел большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.

У большинства населения не было капитала для приобретения акций по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.

Работники приватизируемых предприятий в результате приватизации в России не получили социальной защищенности, уменьшилось развитие объектов социальной инфраструктуры, а в ряде случаев было ускорено их разрушение. От текущего финансирования «непрофильных активов» организации и местные власти в большинстве случаев отказывались. В очень тяжелом состоянии оказались сотрудники организаций, которые зависили от бюджетного финансирования — это: учителя, ученые, врачи, милиция, военные и др. Основным источником финансирования бюджетной сферы экономики являются бюджетные средства, которые направлялись в основном на первоочередные текущие расходы и оплату труда сотрудников предприятий.

В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля.

При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев. Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны.

Проблемы приватизации собственности в России

Главная > Реферат >Экономика

В рыночной экономике некоторые объекты государственной собственности по мере того, как они начинают представлять интерес для частных индивидуальных или ассоциированных собственников капитала, приватизируются. Приватизация — это переход объектов из государственной собственно­сти в частную.

В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, ведущий к увеличению вклада частного сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества – она является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельности предприятия.

­ Как правило, в пользу приватизации выдвигаются, две группы ар­гументов:

Идеологические: рыночная экономика должна базироваться на частной собственности.

Экономические: государственные предприятия недостаточно реагируют на изменения рыночной ситуации, бюрократизированы, содержат лишний персонал, экономически неэффективны.

Таким образом, можно сформулировать главную цель приватизации – повышение эффективности использования объектов хозяйствования.

Другие публикации:  Юрист составить договор

Отметим, что существует практика возвращения имущества из государственной собствен­ности их бывшим владельцам, которая называется реприватизацией. Так, например, реприватизируют в некоторых странах землю, ранее национали­зированную у иностранцев. Существует также процесс, обратный приватизации – это национализация — переход частной собственности в соб­ственность государства. Объектами могут быть земля, промышлен­ные предприятия, банки, транспорт, связь. Как правило, реприватизация затраги­вает отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений. Отдельные государства прибегают к национализации в периоды кризисных потрясений, войн и других форс-мажорных обстоятельств.

Приватизация активно проводилась в Европе в 80-е гг. XX века. Так, в Великобритании в этот период было распродано 16 из 51 государственных корпораций. Аналогичные процессы наблю­дались во Франции, где приватизация в 80-е гг. доволь­но быстро сменила национализацию, так как экономическое положе­ние страны требовало повышения показателей развития экономи­ки, в результате чего частный сектор пополнился 1100 предприя­тиями, входившими в состав 12 групп [3, с. 28, 31].

В зарубежной экономической литературе нет единого определения термина «приватизация». Так, в практике западноевропейских государств применяются формулировки, оз­начающие:

переход прав собственности от государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную, как, например, в США;

делегирование частным лицам прав по распоряжению государственным имуществом;

полную продажу государственных предприятий частным ли­цам или же продажу лишь части активов таких предприятий.

Например, в Великобритании приватизация означает сокращение участия государства в капитале предприятия до уровня менее 50%. В ряде менее развитых стран (например, Индонезии, Малайзии, Турции) приватизация признается и при сохранении государством большей части активов в своей собственности.

Приватизации иногда придается более широкое значение. В частности, в США согласно официальным документам федерального правительства приватизация рассматривается как долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения общественного. В Японии термин «приватизация» одновременно с продажей собственности правительства частным лицам предполагает снятие ограничений, касающихся функционирования государственных предприятий, и в целом означает несколько вариантов преобразования государственных компаний: в акционерные общества с последующей продажей акций, в государственные предприятия, сдаваемые в аренду и в частные предприятия.

Феномен приватизации как политического и социально-экономического процесса перехода имущества из общественной, госу­дарственной, церковной, коллективной собственности в частную из­вестен в истории человечества на протяжении нескольких веков. Во многих странах в период абсолютизма разделения между имуществом монархов и государственным имуществом не было. Поэтому переход королевских земель в частную собственность во время буржуазных революций в Европе был своеобразной приватизацией. Раздел и распродажа церковных и монастырских земель во время Французской революции также были приватизацией. Следует отметить, что в России приватизация проводилась еще Петром I . По его указу на льготных условиях были отданы в частные руки око­ло трех десятков промышленных предприятий. Основные побуждаю­щие мотивы — развитие предпринимательского духа в обществе и привлечение частного капитала к производительному использова­нию. Как своеобразную приватизацию можно рассматривать наделение крестьян землей при осуществлении Великой реформы 1861 г. за счет ранее не разделенных пахотных земель и угодий поместий. Наконец, наши современники были свидетелями и участниками самой массо­вой приватизации в истории человечества — передачи государствен­ного имущества в бывших европейских социалистических странах и республиках бывшего СССР в частные руки.

Работа над проблематикой при­ватизации невозможна без ясного понимания такого феномена, как «собственность», так как приватизация есть не что иное, как передача объектов из собственности государственной в собственность частную. Проблема соб­ственности разработана достаточно подробно К.Марксом, на чем во многом и сегодня основывается понимание этого феноме­на современными исследователями. Сутью отношения собственности является целый комплекс более частных отноше­ний — управления, распределения, обмена и потребления, важней­шими из которых являются два первых. Управление и распределение составляют неразрывную связь, ибо управление распределяется, а распределение управляется, то есть, собственно, их синтез и составляет суть отношения собственнос­ти.

Такой подход к пониманию феномена собственности помогает ясно взглянуть на рассматриваемые проблемы приватизации и по­могает избавиться от некоторых стереотипов, например, мнения о том, что приватизация способствует повышению эффек­тивности как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Повышение эффективности каждого отдель­ного предприятия через его приватизацию не является законом. Часть предприятий, например, может быть морально устаревшей на­столько, что их упразднение частным владельцем будет эффективнее, чем ликвидация их через многочисленные бюрок­ратические процедуры государства-собственника. Более того, изменение экономической конъюнктуры понижает рентабельность и делает успешное вчера предприятие убыточным сегодня. Может быть очевидным, что поддержание его производственной жизнеспособности (в силу важности данно­го производства для общества) является делом государственной, а не частной заботы. Не стоит также абсолютизировать гипотезу о большей эффективности прива­тизированных предприятий перед государственными, так как россий­ский опыт показывает, что эффективность как экономики в целом, так и многих предприятий снизилась вследствие приватизации.

Таким образом, можно констатировать, что существует определенная не­проработанность проблематики приватизации. Например, пока нет ясности в отношении того, какие формы собственно­сти выступают в качестве переходных, а какие со временем дол­жны исчезнуть или трансформироваться в определяющие.

Отечественные и зарубежные исследователи и аналитики отмечают, что практике приватизации в России сопутствовали серьезные ошибки. Приватизация в условиях перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночному сопоставима по своим последствиям с первоначальным накоплением капитала, но со сле­дующими особенностями:

Первоначальное накопление капитала в переходный период происходило в постсоциалистической, а не в постфеодальной стране, как в современных развитых странах, и ему был предпослан высокий уровень индустриализации, а не домашнее хозяйство.

Приватизация осуществлялась в высоко монополизированной экономике и не нарушила господства монополий.

Приватизация происходила в условиях отсутствия мощных гражданских институтов — независимых профсоюзов, партий, имеющих постоянный электорат, эффективных органов местного самоуправления. В стране за годы советской власти была разрушена духовно-нравственная среда и господствовало атеистическое мировоззрение.

Именно эти особенности приватизации вместе с бесконтрольно­стью со стороны государственной власти привели к сосредоточению бывшего государственного капитала в руках немногих и минималь­ной социальной направленности приватизации. Тем не менее, несмотря на все трудности и ошибки приватизации, частично объяснимые отсутствием историче­ского опыта подобных преобразований, приватизация в основном проведена и создана база частной собственности для рыночной эко­номики.

В развитых странах изучают и оценивают отрицательные черты первоначального накопления капитала и негуманность раннего ка­питализма, но именно на основе этих процессов сформировалась и развилась современная рыночная экономика с ее научно-техническими достижениями и уровнем жизни. Специфическая особенность России состоит в том, что ей пришлось не просто про­водить приватизацию каких-то отраслей, но почти с нуля созда­вать систему новых экономических отношений, что породило глубокую трансформацию социальных отношений и самого госу­дарственного устройства. Рассмотрение проблемы приватизации, а шире — построения рыночного (капиталистического) хозяйства в России требует не­которого обращения к недавней истории, в связи с чем тема подведения итогов приватизации актуальна для России. Первые достаточно робкие попытки анализа и обобщения в нашей стра­не начались еще в 1990-е годы, продолжаются они и до сих пор. Несомненно, что анализ проблем приватизации собственности и осмысление последствий приватизации в России целесообразно делать, сопоставляя понимание функций, принципов и практики проведения приватизации в зрелой рыночной экономике и в экономике переходного периода с этапами и механизмами проведения приватизации в нашей стране.

Глава 1. Приватизация и ее место в системе государственного регулирования экономики

Государственная собственность

Что же входит в понятие «Государственная собственность»?

Собственность — совокупность финансовых и публичных взаимоотношений насчет присвоения и отчуждения вещественных и нематериальных удобств.

В законодательстве выделяют последующие виды принадлежности: частная, государственная собственность и другие формы собственности. Конкретнее рассмотрим государственную собственность.

Государственная собственность — 1 из форм принадлежности, её субъектами-распорядителями числятся органы гос власти, объектами собственности считаются: территория, естественные ресурсы, главные средства, строения, деньги, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности.

Государственная собственность (как финансовая категория) — приспособление имущества народу в лице избранных им представительных органов гос власти.

Право гос собственности дает совокупность правовых норм, закрепляющих и оберегающих принадлежность вещественных удобств народу (населению соответственной местности) в лице избранного им представительного органа гос власти. Данные правовые нормы устанавливают порядок приобретения, применения и отчуждения муниципального имущества.

Другие публикации:  Льготы ип многодетной матери

Принципиальная специфика гос собственности заключается в том, что орган, владеющий ею (другими словами правительство), считается и еще и органом, регулирующим отношения, связанные с ней. Таким образом, система управления гос собственностью разрабатывается и воспринимается лично владельцем.

Государственной собственностью считается

1) имущество, принадлежащее на праве принадлежности РФ (федеральная собственность).

2) имущество, принадлежащее на праве принадлежности субъектам РФ (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам).

3) территория, иные естественные ресурсы, которые не присутствуют в собственности людей, юридических лиц либо городских образований.

К видам гос собственности относятся

  1. Объекты, которые составляют базу государственного богатства державы (естественные ресурсы, объекты историко-культурного и естественного наследства, художественные ценности);
  2. Объекты, которые нужны для обеспечивания функционирования федеральных органов власти и управления, для решения общероссийских задач (Муниципальная казна России, имущество вооруженных сил, компании);
  3. Объекты оборонного производства;
  4. Объекты секторов экономики, обеспечивающих жизнедеятельность и становление секторов экономики этнического хозяйства;
  5. Федеральные авто дороги единого использования, также организации, которые их обслуживают.

Государственная собственность неоднородна (согласно со ст. 214 ГК РФ).

В государственной собственности РФ выделяется 2 значения:

  • Государственная собственность субъектов РФ.

Субъектами этих взаимоотношений могут считаться:

  • явные органы муниципального управления общегосударственного и районных значений (министерства, комитеты, управления),
  • отдельные муниципальные компании.

Казенное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (ст.294, 296 Гражданского кодекса РФ), также составляет муниципальную казну.

Имущество, которое располагаться в гос собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями:

— на праве владения,

— на праве использования,

— на праве распоряжения.

Средства соответственного бюджета и другое казенное имущество, которое не прикреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну РФ, казну республик, краев, областей, мегаполисов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Муниципальная собственность играет весомую роль в деятельности страны и обеспечивании финансовой устойчивости и убежденности, благодаря исполнению явных соц функций:

1) создает вещественные предпосылки для обеспечивания стабильного производства публичного капитала;

2) разрешает государству быть самостоятельной единицей в финансовых правоотношениях внутри державы и за границей;

3) гарантирует функционирование секторов экономики, сфер экономики (космическая индустрия, финансовая защищенность);

4) гарантирует работу некоммерческой общественной сферы, национальную сохранность;

5) может помочь ускорять освоение высоких технологий;

6) национализирует собственность разорившихся компаний;

7) считается гарантом почти всех интернациональных и внутренних договоров и согласований;

8) делает подходящие условия для становления частного предпринимательства;

9) разрешает выравнивать удары кризисов, методом понижения налогообложения и применения муниципальных запасных фондов.

Управление гос собственностью – это управление ходом ее действенного применения и воспроизводства в нужном масштабе и качестве, также работа муниципальных органов, роль субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, воплощение правомочий владения, использования и постановления в отношении объектов гос принадлежности.

Управление гос собственностью осуществляется

— согласно с Гражданским кодексом РФ и прочими нормативно-правовыми актами, регулирующими имущественные дела в РФ,

— системой федеральных органов исполнительной власти (Правительство РФ, министерства, муниципальные комитеты, агентства, уполномоченные правительством особые органы).

Главные функции управления гос собственностью, возложены на Министерство имущественных взаимоотношений РФ.

Органы, исполняющие управление, указание и использование гос собственностью выполняют принципиальные функции:

— управляют пакетом муниципальных акций,

— вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием муниципального предпринимательства,

— сформировывают муниципальные мотивированные программы, проекты и госзаказы,

— создают приспособленную к рынку конкурентоспособную структуру управления объектами муниципального сектора,

— вырабатывают политику ценообразования при размене между муниципальными предприятиями и рыночными формированиями,

— занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечивания муниципальных компаний (хозяйств).

Нормативно-правовые акты предусматривающие ведение Реестра федеральной собственности, Реестра собственности субъектов РФ и Реестра городской собственности:

1) Распоряжение ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разделении гос принадлежности в России на федеральную собственность, муниципальную собственность республик в составе России, краев, областей, автономной области, автономных округов, населенных пунктов Столицы и Санкт-Петербурга и государственную собственность».

2) Положение о определении пообъектного состава федеральной, гос и городской собственности и порядке оформления прав собственности, подтвержденное постановлением Президента РФ от 18 марта 1992 года.

3) Распоряжение Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 784 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, оказавшихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ».

Проблема разделения гос принадлежности допустима в Распоряжении Пленума ВАС РФ «О неких вопросах практики разрешения споров, связанных с охраной права собственности и прочих вещных прав» от 25.02.98 № 8.

Разгосударствление и приватизация собственности

При переводе экономики РФ на рыночные отношения одной из основных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

Разгосударствление и приватизация собственности считаются трудным и противоречивым действием, энергичную роль в нем обязано играть правительство, которое должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего сообщества.

Приватизация — это процесс перевоплощения гос собственности в личную собственность физических и юридических лиц, переход прав принадлежности от страны к частным лицам на критериях абсолютной реализации муниципальных компаний частным лицам либо реализации доли активов и делегирования прав по постановлению муниципальным имуществом.

Цели приватизации собственности:

  • обеспечивание равенства в функционировании разных форм собственности;
  • уравнивание прибылей разных групп и слоев народонаселения;
  • перераспределение заработков и имущества, создание класса собственников;
  • становление фондового рынка.

Методы проведения приватизации принадлежности:

  • реализация компаний, активов ликвидированных компаний по состязанию;
  • реализация компаний на аукционе;
  • реализация долей (акций) в капитале компаний (акционирование);
  • выкуп имущества компаний, сданных в аренду.

Приватизация должна содействовать увеличению производительности функционирования российских компаний; при отчуждении гос принадлежности обязаны предусматриваться общественные нюансы проблемы.

Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление сможет иметь различные формы.

Приватизация — это процесс разгосударствления принадлежности на средства производства, имущество, жилище, территорию, естественные ресурсы, исполняется методом бесплатной передачи либо распродажи объектов гос принадлежности в собственность заинтересованных лиц.

Приватизацию следует рассматривать как 1 из форм разгосударствления, хотя разгосударствление может быть и в отсутствии приватизации (смена владельца не случается, следует процесс децентрализации в пределах муниципального управления собственностью).

Разгосударствление — это уменьшение удельного веса гос принадлежности в целом ее размере. Главным направлением разгосударствления стала приватизация гос и городской собственности.

Соответствующие специфики разгосударствления в РФ:

  • реализация гос собственности по наименьшим тарифам.

Разгосударствление взаимоотношений собственности сводится к 3 главным нюансам:

— к созданию разнообразных типов хозяйств;

— к преображению хозяйств, остающихся в муниципальном ведении, освобождении их от административно-командного диктата;

Принято выделять 3 процесса разгосударствления:

  1. Конкретное разгосударствление: уменьшение функции муниципальных органов по управлению предприятиями, расширение их прав в принятии финансовых решений. Не случается перемена форм собственности.
  2. Переустройство гос собственности в фирмы иных (негосударственных) форм собственности.
  3. Преображение гос и разных видов коллективной собственности в личную.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *