Результаты анкетирования как оформить

Результаты анкетирования как оформить

Рекомендуемый порядок изложения и представления материала:

1. Название темы работы. Название должно точно отражать содержание работы. Например: «Зоопланктон водоемов Можайского района Московской области», «Экологические особенности птиц Виноградовской поймы р. Москвы».

2. Введение. Введение обосновывает необходимость проведения данной работы. Здесь полезно кратко описать состояние проблемы, которую вы выбрали для изучения, и объяснить актуальность выбранной темы. Сюда же можно включить обзор литературы по теме исследования (в отчете это является необязательным и может опускаться).
Здесь же необходимо дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населенного пункта; при необходимости — название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения и т.д.; и указать сроки проведения исследований.

3. Обзор литературы. Обзор литературы должен ознакомить читающего отчет с работами, выполненными по той же теме, с нерешенными в этой области проблемами, ввести в курс той работы, которая делалась автором. Сведения из литературы должны быть изложены словами автора. Если исследователь приводит из литературы какую-либо фразу полностью, то приведенную цитату необходимо взять в кавычки. И те, и другие представленные материалы должны обязательно содержать ссылки на использованные источники (указываются инициалы, фамилия (или фамилии) автора и год издания работы). Эти сведения заключаются в скобки, например: (В. А. Зубакин и др., 1987) или указываются так: По мнению В. А. Зубакина (1989) «. » (и приводится цитата, которую заключают в кавычки).

4. Цель работы и ее задачи. Здесь указывается, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить. Например, можно выделить следующие задачи в работе по изучению питания и поведения большого пестрого дятла на кузницах в зимнее время:
1. Установить типы устройства кузниц большого пестрого дятла в зависимости от месторасположения на стволе;
2. Выяснить закономерности поведения дятла при кормлении на кузнице;
2. Установить количество семян, поедаемых дятлом в течение одного часа, и оставляемых в шишке; и т.п.

5. Методика работы. Результаты работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдений и их обработки. В этой главе указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было проведено; какие проводились измерения и т.п.; какие использовались способы обработки первичных данных. Методика и выбранные способы обработки должны быть описаны подробно. Это связано с тем, что в нашей стране существует много научных школ, каждая из которых может пользоваться методами исследования, отличающимися от используемых другими. И по корректности представленных методов работы видно, насколько хорошо освоил их начинающий исследователь.

5. Результаты и их обсуждение. Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений, учетов и их обсуждение. Описание работы не предусматривает переписывание дневника наблюдений. Все полученные данные должны быть обработаны и осмыслены.
Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах — самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики только материал для описаний и размышлений. Это и должно быть основным содержанием данной главы. Кроме того, в этой главе целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение.
Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, со- держащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

6. Выводы. В этой главе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Здесь не должно быть объяснений полученных результатов или их содержания, т.е. не должна повторяться (хоть и кратко) глава » Описание работы». Выводы должны быть именно выводами. Например:
«На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Видовой состав водных беспозвоночных обследованной территории насчитывает 135 видов;
2. К редким видам относятся ; и т.д.»
Если в работе нельзя четко сформулировать выводы, то рекомендуется вместо главы «Выводы» выделить главу «Заключение», где кратко изложить основные моменты, достигнутые в настоящем исследовании, рассмотреть спорные материалы и наметить задачи дальнейших исследований.

7. Благодарности. Здесь уместно поблагодарить всех, кто помогал Вам в работе, в подготовке к ней, в обработке результатов и написании отчета.

8. Использованная литература. Здесь необходимо перечислить все определители, методические разработки и рекомендации, статьи и монографии, которые использовались при выполнении работы, а также литературные источники, на которые ссылались при обсуждении и сравнении результатов. Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов (или названиям сборников) и указывают: автора (-ов), название, издательство и год издания, количество станиц.
При использовании источников на иностранных языках, их помещают после списка русских источников, также по алфавиту.

9. Приложения. Часто собранный в результате проведенных исследований материал бывает очень объемным. И при его обработке делается очень много схем, таблиц, графиков и т.п. Нет смысла помещать их всех в основной текст отчета или статьи. Они будут лучше смотреться вынесенными в приложения после основного текста. Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, например, описания пробных площадок или данные промеров и учетов, а также схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. Но в любом случае на помещенный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.

Результаты анкетирования по наиболее проблемным вопросам потребительского рынка

В опросе участвовали респонденты Касимовского, Пителинского, Клепиковского, Ряжского, Ухоловского, Новодеревенского, Сасовского, Кадомского, Скопинского, Милославского, Кораблинского, Старожиловского, Михайловского, Пронского, Захаровского, Спасского, Шиловского, Сапожковского и Путятинского районов, а также г.Рязани и Рязанского района. Было опрошено 1138 респондентов — 828 женщин (73 %) и 310 мужчин (27 %). Среди опрашиваемых граждане с высшим образованием составили 36 %, со средним специальным — 39 %, со средним — 25 %. Возрастная структура респондентов: до 30 лет — 20,5% , 30 — 39 лет — 29 %, 40 — 49 лет — 29,5 %, от 50 лет и старше — 21%.

По результатам анкетирования получены следующие сведения.

Свои знания в области защиты прав потребителей респонденты оценивают следующим образом: незнакомы — 15%, практически незнакомы — 28,5%, знакомы поверхностно — 49,5%, и только 7% — хорошо знакомы.

Большинство респондентов считают, что наиболее часто права потребителей нарушаются в сфере продажи товаров, так считают — 62% респондентов, оказания услуг — 27%, проведение работ — 11 %.

Таким образом, в сфере продаж товаров наиболее проблемными являются продажа продовольственных товаров — 35 % респондентов, одежды и обуви — 15,5%, лекарственных средств — 14,4%, сложной бытовой техники — 10,4%, мобильных телефонов -7%, пластиковых окон — 6%, мебели — 4%, строительных материалов -2,7%, автомобилей -2,5%, парфюмерно-косметических товаров — 2,5 %.

В сфере услуг наиболее проблемными являются: предоставление услуг ЖКХ, так считают — 49,2% респондентов, затем предоставление медицинских услуг- 19,3%, предоставление услуг общественного питания — 6,7%, предоставление услуг связи- 6,4%, предоставление образовательных услуг — 5,5%, предоставление услуг бытового обслуживания — 4,6%, предоставление банковских услуг — 3,4%, предоставление туристических услуг -1,7%, выполнение работ по долевому строительству жилья — 1,6%, предоставление услуг страхования и банковских услуг — по 0,8% респондентов.

При продаже товаров респондентам приходится сталкиваться с такими нарушениями в области защиты прав потребителей, как продажа некачественного товара — 25,8%, не представление информации или недостоверной и неполной информации о товаре — 14,9%, обвес покупателя — 14,8%, продажа товаров с истекшим сроком годности — 13,4%, неправомерный отказ в замене некачественного товара — 10,2%, несоблюдение условий технического обслуживания — 6,9%, неправильным оформлением ценников — 5%, нарушение сроков поставки товара — 3,6%, некомплектностью товара -3%, и только 2,4% опрошенных не сталкивались с такими нарушениями.

При предоставлении работ и услуг 32,4% респондентов сталкивались с таким нарушением как неполная, несвоевременная, недостоверная информация об услуге, не предоставление или некачественное оказание услуги — 27,4%, нарушение сроков оказания услуги — 19,8%, нарушения при оформлении документации на оказание услуг- 9,8% , и только 10,6% опрошенных не сталкивались с такими нарушениями.

В форме письменной претензии свои права защищают только 45% респондентов, 55% респондентов никогда не писали претензий при нарушении их прав. Тем респондентам, которые защищали свои права в форме письменной претензии, не отказывали в принятии претензии — 17,8%, редко отказывали — 24,4%, не отказывали — 57,8%.

О своих правах как потребителей 34% респондентов узнают в организациях оказывающих эти услуги, 29% — из средств массовой информации, от знакомых и родственников — 22,5%, 14,5% — из сети интернет.

Большинство респондентов знают о существовании организаций, занимающихся защитой прав потребителей — 49,4%, не ориентируются в этом вопросе — 24,7%, 14,7% — затрудняются ответить на этот вопрос, а 11,2% — не знают о существовании подобных организаций.

И в тоже время, зная о существовании организаций, защищающих права потребителей, большинство опрошенных предпочитает защищаться сами — 44,6%, 18,8% опрошенных обращаются в такие организации редко, 17% — затруднились ответить, и только 19,6% респондентов обращаются в такие организации за помощью.

Результаты анкетированного опроса будут использованы в работе органов и учреждений Роспотребнадзора по Рязанской области.

Как интересно оформить результаты опросов и таблицы данных

Тексты с большим количеством статистики и сравнительных таблиц утомляют читателей и имеют все шансы быть недочитаными. Сохранить вовлеченность и дочитываемость материала поможет инфографика.

Другие публикации:  Почта россии требования к посылкам

В этой статье мы расскажем, как создавать редакционные инфографики, которые быстро собираются, хорошо выглядят, и по структуре являются последовательным повествованием.

Редакционную инфографику создают в четыре этапа: сбор данных, интерпретация (поиск смыслов), визуализация и размещение в конкретном медиа.

Интерпретацией данных занимается редактор. Процесс похож на подготовку материала в формате объяснительной журналистики: нужно подать сложную для восприятия информацию, помочь человеку понять, как тема касается его лично.

Например, в проекте http://life.mail.ru планировался материал про антикризисное использование бытовой техники, с большой таблицей тарифов на электроэнергию.

Таблица помогала найти нужный тариф, но занимала много места и не позволяла сравнивать разные временные периоды между собой. Полезные данные здесь — это стоимость одной стирки белья, которую редакторы высчитали по специальной формуле.

Вот как это выглядит на временной шкале:

Стало не просто видно, что в квартирах с газовой плитой стирать дороже, но и насколько: днём разница составляет 2–3 рубля, а вот ночью — всего 80 копеек.

Как найти историю в данных

Информация интересна человеку ровно настолько, насколько может быть ему полезна. Редакционная инфографика не просто показывает красивые цифры: она превращает данные в историю, которая заинтересует читателя.

Чтобы понять разницу, возьмём прошлогоднюю инфографику для Леди Mail.Ru и превратим её в новую редакционную инфографику контент-проектов Mail.Ru.

Вот данные, которыми мы располагаем:

81% женщин недовольны своей фигурой, из них 56% сидят на диете, из них. и так далее. Статистика показывает соотношение величин. Если сказать «Из 100 женщин 81 недовольна своей фигурой», будет легче представить себя стоящей в шеренге с другими женщинами, чем безликим процентом.

Присоединим к этому информацию про недовольство фигурой в зависимости от размера одежды — и получим вступление (лид), которое вкратце описывает проблему и помогает читателю определить, как тема касается его лично.

Теперь видно, что вся оставшаяся статистика касется именно этих 45 женщин, которые сидят на диете: всего пять блоков о причинах и следствиях диеты, и один — о тех, кто старался и у кого ничего не получилось. Свяжем их в историю.

Обратите внимание, что первоначальные заголовки сильно поменялись, чтобы соответствовать новой структуре. Если прочитать по диагонали только заголовки, они будут похожи на предложение:

Леди на диете. Из 100 женщин 19 довольны своей фигурой, 81 недовольна. Зачем садятся на диету, когда сидят на диете, как соблюдают диету? В результате диеты 19 похудевших сохраняют результат. Почему бросают диету?

Анкеты в бизнесе. Часть 2: Проводим опрос

В прошлый раз мы рассказали вам о том, как самостоятельно составлять анкеты для опросов клиентов. Сегодня мы поговорим непосредственно о процессе опроса: каким способом проводить опрос, сколько на это выделять времени, как оформить анкету и что делать с результатами.

Потребителей можно опрашивать лично или по телефону, зачитывая вопросы и отмечая ответы, либо давать им анкеты на самозаполнение на бумаге, по электронной почте или онлайн.

Рассмотрим вкратце, чем хорош каждый метод опроса

  1. Личный опрос клиента: вы общаетесь с клиентом лично, задаете ему вопросы и сами фиксируете ответы в анкете. Анкету составляете в бумажном или электронном виде (на ноутбуке, планшете). При необходимости покажите клиенту товар (услугу), о котором спрашиваете. Если клиент лоялен к вам, задайте ему дополнительные вопросы.
  2. Опрос по телефону: вы звоните клиенту, зачитываете вопросы, получаете ответы и фиксируете их. Анкета в этом случае тоже бумажная или электронная. Время интервью и удобство разговора в конкретный момент нужно оговорить сразу: «Беседа займет 10 минут, вам удобно поговорить сейчас?» Если клиент занят, свяжитесь с ним позже.
  3. Самозаполнение анкеты: вы передаете клиенту печатную анкету для заполнения дома или отправляете по электронной почте. Для такой анкеты напишите несколько вступительных слов — инструкцию, как правильно фиксировать ответы. Например: «Ответьте, пожалуйста, на каждый вопрос. На вопросы А1, А2 и т. д. обведите кружком нужный вариант ответа 1, 2, 3, и т. д., число возможных вариантов указано в вопросе. На вопросы В1, В2 и т. д. укажите ответ своими словами в произвольной форме». Обязательно сообщите, когда, кому и как анкету вернуть, оставьте свой номер телефона или укажите другой способ связи.
  4. Онлайн-опрос клиента: вы даете ссылку на специальную форму в интернете, программа дает возможность отметить варианты ответов, делает нужные переходы, сохраняет данные и выдает их потом в виде таблиц.

Сколько длится интервью с клиентом

По общему правилу оно не должно занимать больше 15 минут, лучше меньше. Слишком длинная анкета утомит клиента, он пропустит вопросы и ответит невнимательно, а то и вовсе откажется от опроса. Но в отдельных ситуациях и при индивидуальном отношении с клиентами возможны варианты.

  • Если у клиента есть пара минут на кассе, пока вы принимаете оплату, дайте ему короткую анкету (при необходимости свяжетесь с ним еще раз).
  • Если вы можете опрашивать в ходе предоставления услуги, например, в салоне красоты, ресторане — отлично, у вас есть около часа, но не мучайте клиента вопросами все это время.
  • Анкеты на самозаполнение или онлайн, как правило, довольно ёмкие, так как респондент сам выбирает время для их заполнения. Если у вас доверительные и близкие отношения с клиентами, можете рассчитывать на длительные интервью.

Оформление анкеты

Особой разницы в форме и содержании анкеты для разных способов опроса нет. Иногда их можно даже комбинировать, например, если у клиента нет времени на личное общение, позвоните ему или передайте анкету на самозаполнение (не забудьте внести необходимые изменения, о которых мы говорили ранее). Только профессиональные исследователи могут себе позволить сложные многостраничные анкеты с таблицами и переходами, специальные программы сбора и обработки данных. Если вы сами составляете и обрабатываете анкету, пользуйтесь принципом «чем проще, тем лучше».

При оформлении анкеты не поленитесь сделать ее удобной, понятной, приятной к рассмотрению и прочтению. Используйте выделение шрифтом, подчеркивание. Оставляйте достаточно места для ответов.

Выборка (сколько потребуется интервью)

Расчет выборки — это один из главных пунктов любого исследования.

Выборка — это количество полученных анкет или число участников исследования. По законам статистики для того, чтобы сделать выводы о поведении большей части потребителей (генеральной совокупности), достаточно опросить их часть.

Для генеральной совокупности от 10 тысяч до 1 млрд человек достаточно 400 интервью. Например, если вы продаете товары только женщинам в своем регионе или оказываете услуги через интернет клиентам со всего мира, можете ориентироваться на такую выборку. Большая выборка может потребоваться, если нужно изучить отдельные сегменты потребителей, на каждый из которых придется опросить свои 400 человек.

Если же у вас узкая целевая аудитория, например, вы оказываете услуги бизнесу или людям отдельно взятой возрастной категории, с определенными интересами, то интервью потребуется меньше. Если потребителей теоретически не больше 500, то выборка сократится до 200. Если 200 и меньше, то лучше попробовать опросить всех.

В интернете есть специальные сервисы — калькуляторы выборки, — с помощью которых можно рассчитать нужное количество интервью при известном объеме генеральной совокупности.

Узнать о численности населения в регионе, в том числе по полу, возрасту можно на сайтах статистических органов. Для оценки численности более узких целевых групп потребуются поиск дополнительных данных или экспертные оценки.

Обратите внимание: если анкет слишком мало, вы не получите количественных выводов (то есть сколько потребителей ведет себя так или иначе). В этом случае выводы будут качественными, то есть будет известно, что потребители имеют определенные модели поведения, потребности и проблемы, но для какого числа потребителей это характерно, точно неизвестно.

Если вам доступна только небольшая клиентская база и нет возможности опросить достаточное число потребителей, не отказывайтесь от исследования, но воспринимайте его результаты как качественную, а не количественную информацию. Она также будет полезна и позволит вам найти правильное направление развития.

Например, для такого метода качественных исследований, как глубинные интервью, целью которых является изучение потребностей, мотивов потребителей, получение инсайтов, новых идей достаточно всего 10-30 интервью.

Как считать показатели

Эта часть, пожалуй, самая сложная, тут много математики. Профессиональные исследователи пользуются специальными программами обработки статистических данных, некоторые возможности расчетов и анализа дают сервисы онлайн-опросов. Но представим, что у нас есть только бумажные анкеты и таблица Excel. Заодно поймем сам механизм.

Итак, берем анкеты, делаем таблицы в Excel, заносим данные (есть ответ — 1, нет — пусто), суммируем.

Два основных показателя, которые нам нужны: «В % от опрошенных» и «В % от ответивших» (на данный вопрос). Если ответ на вопрос предполагался один, в сумме должно получиться 100%. Если несколько, то больше 100%.

Вот такой примерно результат может у вас получится, после обработки анкет:

Пример обработки анкеты

Выводы в данном примере могут быть такие:

«Среди всех участников исследования за последний год товар покупали 80%.

Из них 62% (50 человек из 80, или 25% + 37% ответивших) были полностью или частично удовлетворены его качеством.

Индекс удовлетворенности в интервале (-1… 1) составил 0,27, что можно оценить как средний уровень удовлетворенности.

  • Индекс (-1… -0,5) — низкий уровень, большинство не удовлетворены;
  • Индекс (-0,5… 0) — уровень ниже среднего, неудовлетворенных больше, чем удовлетворенных;
  • Индекс (0… 0,5) — средний уровень, удовлетворенных больше, чем неудовлетворенных;
  • Индекс (0,5… 1) — высокий уровень, большинство удовлетворены.

Основной причиной недовольства качеством была указана Причина 1, ее отметили 40% неудовлетворенных (10 человек из 25).

Среди других причин были отмечены…»

Полученные данные вы можете оформить в таблицы и диаграммы, выбрав их дизайн по своему вкусу и желанию или в угоду вкусам целевой аудитории. Можно дополнить анкеты текстовыми выводами, написать отчет в Word или Power Point.

Другие публикации:  Растаможка авто с россии в беларусь

Что делать с результатами опроса?

Самая простая рекомендация — использовать! Вы проделали большую работу, потратили время и силы, возможно, деньги. Если вами руководил интерес и любопытство, вы проанализировали результаты и сделали выводы.

Сразу предостерегу: не воспринимайте всю информацию буквально. Это не истина в последней инстанции, а пища для размышлений.

Любая информация часто оценивается с точки зрения личного опыта: если совпадает с ожиданиями исследователя — «Похоже на правду. Я и так это знал», если не совпадает — «Неправда. Наверное, где-то ошибка». И то и другое в какой-то мере обесценивает результаты. Постарайтесь быть объективным. Если клиенты не довольны, исправляйтесь! Если видите возможности для развития — используйте их!

Анализ результатов добровольного анонимного анкетирования посетителей (читателей) сайта

Нарицын Николай Николаевич,
практикующий врач-психотерапевт, психоаналитик,
действительный член ППЛ, член ЕКПП,
член Общероссийского Совета по психотерапии и консультированию,
обладатель сертификата Всемирного совета по психотерапии,
психотерапевт Европейского реестра,
официальный преподаватель и супервизор практики ППЛ
г. Москва

В данной статье я предлагаю вниманию коллег и всех интересующихся статистический анализ результатов добровольного анонимного анкетирования посетителей (читателей) моего сайта. Открытие ресурса в Интернете позволило мне опрашивать не только и не столько собственных клиентов, но еще и тех, кто в принципе интересуется психологией или психотерапией (по разным причинам), и только собирается (в той или иной мере) посетить кабинет психотерапевта.

Анкета была создана и выложена на сайт в конце 2003 года. Сайту было около четырёх лет и он по популярности уже занимал устойчивое место в двадцатке среди информационных сайтов данной тематики по версии mail.ru. В настоящее время сайт несколько меняет свою направленность, в связи с чем планируется полная замена анкеты. За время наличия анкеты на сайте (восемь полных лет) ее заполнило 9365 человек (на дату работы со статьей). Также были получены раздельные результаты по годам, что позволило проанализировать динамику изменений.

Сама анкета имеет 17 пунктов, посвященных различным аспектам, важным для деятельности практикующего психотерапевта. Пункт первый — «имя» — нужен для установления доверительного диалога: он не обязателен для заполнения и обрабатывающей программой не учитывался.

Пункты со второго по восьмой определяют социальный статус анкетируемого: возраст, пол, уровень образования, профессия, должность, а также семейный и родительский статусы.

Пункты с двенадцатого по пятнадцатый определяют степень вовлечённости в информационные технологии. Пункты с девятого по одиннадцатый, шестнадцатый и семнадцатый определяют форму знакомства с психологией и степень вовлечённости в психологические проблемы.

В программу обработки были заложены алгоритмы выбраковки сомнительных с точки зрения достоверности результатов. Последние нигде не учитывались.

Для сравнения привожу данные рейтинга Mail.Ru по своему сайту в отношении половозрастного распределения респондентов (обратите внимание на отличие данных по посетителям, которые просто посещают сайт, от данных по тем, кто заполнял анкету).

Многие приведенные цифры говорят сами за себя и на мой взгляд в комментариях не нуждаются, но кое-что позволю себе прокомментировать.

К п.2 Большинство респондентов относятся к так называемому «наиболее социально активному возрасту»: 25-34 года.

К п.3 Среди активных читателей сайта (по крайней мере, среди тех, кто заполнял анкету посетителя) преобладают лица женского пола: 80,6%. Любопытно, что среди реальных клиентов соотношение несколько иное: по крайней мере в моем кабинете мужчин и женщин примерно поровну.

К п.4 Практически половина респондентов имеет высшее образование: 49,8% , на втором месте – незаконченное высшее (21%). Также считаю достаточно высоким показателем количество обладателей нескольких высших образований среди читателей сайта (8,1%).

К п.5 Полагаю, что руководителей высшего звена в среднем по России гораздо меньше. чем военнослужащих и пенсионеров: однако среди читателей сайта расклад обратный: руководителей высшего звена среди заполнивших анкету (2,6%), военнослужащих – 0,7%, пенсионеров – 0,7%. А ведущее место среди посетителей сайта занимают специалисты (29,4%), на втором месте – студенты (17%).

К п.6 В плане профессионального разделения среди респондентов больше всего финансистов и представителей профессий, связанных с информационными технологиями, обслуживанием, торговлей и педагогикой. Психологов почти столько же, сколько работающих в промышленности. Можно предположить, что армию, милицию (полицию), работников спорта, альтернативной медицины и деятелей религии научно-популярная психология и психотерапия практически не интересует.

Пп. 7 и 8 – семейный и родительский статусы — просто отражают общедемографические показатели активной части населения. Показательно, что показатели по варианту ответа «нет детей и не планируется» на 2% перекрывают показатели по варианту «Есть несовершеннолетние дети».

Пп. с 12 по 15 необходимы для исследования возможностей интернета на рынке психотерапевтических услуг. Об этом ниже при анализе динамики по годам. Отмечу, что в п.13 «заглянул(а) впервые…» говорит о том, что результаты анкетирования в основном соответствуют времени заполнения и могут меняться от года к году.

Относительно результатов по п.17 хочу отметить, что, хотя большинство респондентов относит свои проблемы к общеличностной сфере, однако на практике довольно часто декларирумые вначале проблемы общеличностного характера не соответствуют тому, что действительно беспокоит клиента.

Так как мотивация посещения сайта психотерапевта за время работы анкеты тоже изменилась, то перейдём к анализу по годам. Общее количество заполнивших анкету по годам:

Общее количество заполнивших анкету по годам:

Ошмарин Александр Петрович

г.Ярославль
кандидат биологических наук
доцент кафедры зоологии Государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

Очень часто юные исследователи, особенно юноши, не придают должного внимания оформлению работы, между тем этот этап является не менее, а иногда и более важным, чем сбор и обработка данных. Ведь любая научная работа имеет смысл только тогда, когда с ней познакомятся и должным образом оценят другие люди. Без представления работы она имеет значение только для самого исследователя и превращается просто в хобби. В отечественной науке до недавнего времени этому вопросу уделялось недостаточное значение, однако теперь положение начинает исправляться. Ведь при огромном потоке научной информации у ученых часто просто нет времени, чтобы подробно ознакомиться с определенной научной работой.

Поэтому любая работа должна сразу привлечь к себе внимание, в ней должны быть ярко выделены главные моменты: актуальность, новизна, практическое значение, результаты внедрения в практику. Работа должна быть наглядной и броско иллюстрированной. При выступлении на научной конференции уже после первых слов докладчика слушателям должно быть ясно, о чем идет речь, и что следует ожидать от представляемой работы.

Однако следует предостеречь и от другой крайности: если за красиво разрисованными плакатами и иллюстрациями нет ничего интересного, научный доклад или отчет оказывается похожим на новогоднюю елку, украшенную пустыми безделушками.

Начинать надо с названия работы. Нередко бывает так, что первичное наименование темы исследования меняется, и неоднократно, в ходе самого исследования. Окончательное название должно абсолютно правильно отражать содержание работы и быть предельно конкретным. Например, если вы изучаете загрязненность близлежащего пруда, не стоит называть вашу работу, например, так: “Исследование проблемы загрязнения городских водоемов”. Если вам нравятся подобные названия, то необходимо уточнение, скажем, такое: “на примере пруда № 1 Петропавловского каскада г. Ярославля” и т.п.

При оформлении работы ее лучше всего набрать на компьютере и распечатать на хорошем принтере. Кроме того, что это в несколько раз сэкономит время, в ходе такой работы ее автор развивает навыки работы с такими совершенно необходимыми любому исследователю программами, как “MS Word” и “MS Excel”, которые позволяют применять любые иллюстрации, автоматически строить графики и т.д.

Если компьютера нет, его можно заменить пишущей машинкой. В крайнем случае допускается просто рукописная работа, однако почерк должен быть четким, ясным, легко читаемым.

На титульном листе работы должно быть указано название работы, автор, научный руководитель, учреждение, в котором она выполнена (лаборатория, кружок, школа). Другие специальные требования к титульному листу работы обычно оговариваются тем учреждением, куда она представляется. Не следует украшать титульный лист разнообразными рисунками, вырезанными картинками, открытками, витиевато выполненными надписями и проч. Это выглядит очень уж по-детски и не свидетельствует о хорошем вкусе автора.

Текст должен быть чистым, без помарок. Если слово или фраза были написаны неправильно, следует переписать весь лист, в крайнем случае зачеркнуть их, но не в коем случае не заключать в скобки — это неграмотно! Требования к грамотности в научном и литературном труде одинаковы.

Язык работы должен быть научным. Что это значит? Нельзя применять разнообразные литературные вольности, призванные воздействовать на чувства читателя. То, что вы хотите сообщить, должно одинаково и однозначно восприниматься любым читателем. Требование научной точности не так просто выполнить, как кажется. Известна шутка по этому поводу. Нельзя писать “слоны под Москвой не водятся”. Надо: “слоны под Москвой не встречены”.

Любая естественнонаучная работа пишется примерно по одному плану. Он обычно включает в себя: 1. Введение. 2. Обзор литературы. 3. Материал и методика. 4. Результаты и обсуждение. 5. Заключение и выводы. 6. Список использованной литературы. Такой план может незначительно меняться, но в целом остается неизменным для научных трудов во всем мире. Разберем их по отдельности.

Введение. Оно является первой главой работы и вводит читателя в курс дела: во введении необходимо отразить актуальность, новизну и практическую ценность изучаемой проблемы, сформулировать цели и задачи настоящей работы, обосновать их, попытаться убедить читателя в своих взглядах на эти вопросы. Введение показывает, насколько свободно автор владеет темой работы, его общую эрудицию. Необходимо учитывать, что достаточно часто занятые читатели из всей работы просматривают только введение и основные выводы. Из этого становится ясна особая важность именно введения. Ведь если оно написано плохо, читатель может просто отложить вашу работу в сторону.

Другие публикации:  Где купить осаго дешево

Цель работы должна быть сформулирована конкретно, а не в общих словах. Например, нельзя писать “Цель нашей работы — изучить поведение чаек”. Здесь содержатся сразу две неточности. Во первых, каким видом чаек собрался заниматься автор? Во-вторых, поведение их достаточно сложно: бывает поведение на кормежке, при гнездовании и размножении, иерархическое поведение, отношения между молодыми особями и их родителями и т.д. и т.п. Кроме этого, поведение птиц и чаек в частности зависит от времени года, от места наблюдения и др. Поэтому изучать поведение чаек вообще — нельзя.

Еще одна типичная ошибка, характерная для школьников при написании вступления, состоит в следующем. Вместо научной цели ставится цель учебная, интересная только для самого исполнителя. Например, так: “Мы решили научиться выращивать астры на пришкольном участке”. Конечно, такая цель заслуживает всяческого поощрения, однако науки здесь никакой нет. Вот после того, как вы научитесь выращивать астры, можно с ними проводить какие-то исследования, а пока такая работа научной не является.

Обзор литературы. Довольно часто, если литературы немного, обзор литературы объединяют с главой “Введение”, это дело вкуса автора. Литературный обзор дается для того, чтобы ввести читателя в курс дела, показать, что сделано по данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования, показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем, и вы не собираетесь “изобретать велосипед”.

При написании литературного обзора необходимо помнить о следующем. Нельзя механически переписывать фразы из разных книг и статей. Такое переписывание называется плагиатом (литературным или научным воровством) и может даже наказываться в соответствии с законами об авторских правах. Поэтому интересующие автора литературные сведения должны быть изложены его словами. Занятие это довольно трудное. Автор должен сравнить, сопоставить разные точки зрения на предмет своего исследования, предложить свои толкования этих воззрений, отметить их слабые и сильные стороны, изложить свой взгляд на проблему. Если необходимо сделать дословную цитату какого-то автора, необходимо цитируемый текст взять в кавычки и указать его источник (книгу, журнал и т.д. с указанием издательства, года, тома, номера журнала, страницы) чтобы любой читатель мог проверить его подлинность. Если вы цитируете не по первоисточнику, надо написать “цитировано по. ”.

В обзоре литературы не надо писать все, что вы нашли по интересующему вас предмету, а только то, что напрямую относится к теме вашей работы. Например, если вы изучаете поведение птиц, не следует подробно описывать их анатомию, строение гнезда и т.д.

Материал и методика. В этой главе описывают, где, когда и кем, как проводились наблюдения и опыты, сколько их было проведено, с какой точностью проводились измерения и подсчеты, какие способы обработки данных использовались. Если использовались какие-либо стандартные методики, не всегда имеет смысл их подробно описывать, так как многие из них общеизвестны. Если методика была разработана или модифицирована самим автором в процессе работы, необходимо подробно описать как исходную методику, так и изменения. которые были в нее внесены. Надо обосновать причину этих изменений и возможности, открываемые измененной методикой.

Вообще, методический раздел работы необходимо описывать подробно, так как часто неправильное описание применения методики служит основной почвой для критики работы. Очень полезно вместо подробного словесного описания места наблюдения приложить его карту-схему с отмеченными точками наблюдений и фотографии этих мест. Материал, использованный в работе, полезно привести в форме таблиц.

Результаты и обсуждение. Этот раздел работы не предусматривает переписывания дневника наблюдения или протокола опытов. Если публикация этих материалов необходима, то это надо сделать в конце работы в виде “Приложения” и в тексте “Результатов и обсуждения” делать на них ссылки. В работе должен быть представлен уже обработанный и осмысленный материал.

Наиболее просто это делается в фаунистических или флористических исследованиях. Допустим, велись наблюдения за видовым составом птиц городского парка. В этом случает приводится список видов в систематическом порядке и про каждый вид сообщаются какие-либо сведения. При этом важно отделить собственные наблюдения от взятых из литературы.

В экспериментальных или экологических работах иногда случается, что школьник стремится свести все результаты в одну или несколько таблиц, графиков или диаграмм и тем ограничиться. Это неправильно. Кроме таблиц и другого иллюстративного материала, результаты должны быть обязательно описаны словесно, со ссылками на эти иллюстрации. Именно в обсуждении полученных результатов и проявляется как бы “научное лицо” их автора, его индивидуальность, способность обобщать и делать заключения.

Порядок обсуждения результатов обычно следующий. Вначале излагаются самые общие закономерности, затем более частные. Например, при сравнении поведения хомяков и мышей вначале надо сказать несколько слов о том типе поведения млекопитающих, который вы изучаете вообще, затем грызунов в целом, и в конце — конкретных видов хомяков и мышей, с которыми ставились опыты.

Очень часто полученные результаты необходимо бывает сравнить с уже имеющимися в литературе. При этом автор в каких-то моментах обычно подтверждает литературные данные, а в каких-то может их опровергать. Самое важное при опровержении данных — убедительная аргументация. Для этого иногда приходится ставить дополнительные эксперименты или проводить более широкие наблюдения. Если такие дополнительные исследования не проводились, надо особо оговорить их необходимость, например: “. в результате проведенных работ оказалось, что наши данные нуждаются в дополнительной проверке, которая будет предметом наших дальнейших исследований в . году”.

Вообще, при написании “Результатов. ” большое значение имеет выделение личных достижений и мыслей автора, особенно тех, которые сделаны им впервые (новизна исследования). Главная задача этой главы — убедить читателя в справедливости выводов, которые делаются в конце работы.

Не следует перегружать текст специальными терминами, стремясь к наукообразности. Никогда не употребляйте слов, значения которых сами не понимаете; надо стараться применять только общеизвестные научные термины. С другой стороны, излишнее упрощенчество может вредить делу.

Выводы. Выводы — это краткое повторение результатов исследования, сформулированное в сжатой форме и без приведения доказательств, обычно пронумерованное, например:

“В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . “ и т.д.

Первым надо располагать самый важный вывод, а далее располагать их в порядке убывания важности.

В “Выводах” можно привести и перспективы дальнейшей разработки темы данного исследования, если она имеется, и указать методы, которыми она будет осуществляться.

Избегайте следующей достаточно распространенной ошибки: выводы не должны быть кратким изложением работы или ее раздела “результаты и обсуждение”.

Список литературы. Значение этой обязательной части работы школьниками обычно недооценивается. Список литературы содержит перечисление всех упоминанавшихся в тексте статей и книг. Он нужен для того, чтобы любой читатель мог найти любую книгу или статью по приведенным в списке данным. Список составляется по определенному стандарту, который можно найти в любой научной статье.

Статьи и книги в списке располдагаются обычно в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них. Обычно применяется такой порядок записи: фамилия, инициалы, название книги, место издания (город), название издательства, год. Если речь идет о статье, порядок следующий: фамилия, инициалы; название статьи; журнал, том, номер, год, страницы.

Когда список литературы большой, он обычно нумеруется. Если в списке есть работы на иностранных языках, они следуют за списком русской литературы в порядке латинского алфавита.

Во избежание конфуза в список следует включать только те работы, которые автор прочитал сам.

Иллюстрации. Все таблицы и рисунки (фотографии тоже называются рисунками) должны иметь единую нумерацию. На каждую табллицу или рисунок должна быть ссылка в тексте.

Иллюстрации можно приводить в соответствующих местах текста или в конце работы. Как сделать — дело вкуса автора. Важно только соблюдать следующее правило: таблицы и рисунки должны следовать друг за другом в порядке нумерации, причем в том же порядке их надо упоминать и в тексте. Качество иллюстраций — лицо работы. Поэтому надо стремиться, чтобы все они были сделаны как можно лучше.

Все иллюстрации должны быть нужными, отражать только саму работу, а не личность исполнителя.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *